Тестовые задания в формате ЕГЭ 15 — пунктуация. ЕГЭ Русский язык.

Задание 15

1. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) По обе стороны от тропы лежали вороха совсем бурых листьев грецкого и мелкого лесного ореха.

2) Перед актовым залом собралось человек десять или пятнадцать мальчиков и девочек нашего возраста или несколько постарше.

3) Вся московская знать в этом ресторане рассвет встречала да вишневым садом любовалась.

4) Общественный пафос гражданские мотивы органично вливаются в изысканную и одухотворенную пластику В. Стамова.

5) Женщина в романе — воплощение любви добра и спасения.

Ответ:____________________.

2. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) В гулкой пустоте пещер слышится шелест летучих мышей и мерный шум падающих капель и глухие раскаты камней.

2) Деда в деревне считали веселым и ловким человеком мудрецом и мастером на все руки.

3) Переводчица усмехнулась и быстро пошла к низкому белому зданию морского агентства.

4) Приходилось неделю экономить на буфете или срочно подыскивать учеников для репетиторства или отправляться на вокзал на разгрузку вагонов.

5) С заречья подул ветерок и сразу стало свежо.

Ответ:____________________.

3. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Иосиф Бродский написал восемь стихотворных книг и теперь ежегодно готовятся к изданию новые сборники его стихов и прозы.

2) Мы сидели у огня на тяжелых каштановых чурбаках.

3) Работы А. Билль в станковой и книжной графике не раз получали высокую оценку на всесоюзных и международных конкурсах.

4) Девушку охватила если не досада то явное неудовольствие собой.

5) Эта скульптурная группа поражает и смелым обращением с традиционной иконографией и человечностью созданных образов и мастерством.

Ответ:____________________.

4. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Луна сияла и томным светом озаряла тучные поля и густые леса.

2) Большие звезды дрожали своими ресницами среди черной ночи и голубой луч от маяка поднимался вверх тонким столбом.

3) С одинаковым блеском М. Глинке удавались как опера так и вокальная миниатюра.

4) Тишина ночи иногда нарушалась то криком филина то треском упавшей ветки то шуршанием листьев.

5) В юности писатель подрабатывал перепиской да частными уроками.

Ответ:____________________.

5. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Ее движения напоминают то лебедя плавный ход то лани быстрые движенья.

2) Невежда в гневе ругает науку и учебу и технический прогресс.

3) На нем великолепно сидит дорогой серый костюм.

4) Мы напились холодной и вкусной воды и только тогда отправились в путь.

5) Солнце проснулось и все зашевелилось вокруг.

Ответ:____________________.

6. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) И не то от варежек не то от снега тянуло свежим и слабым запахом еще далекой весны.

2) В XVIII веке русские литераторы изучали и перенимали европейские идеалы и художественные вкусы.

3) Сквозь открытые окна в сад веяло осенней свежестью да запахом яблок.

4) Вставало солнце мокрое над лугом и душу поражала тишина.

5) Вдруг со двора раздался громкий мужской голос.

Ответ:____________________.

7. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Выходит лето из весны и в осень позднюю уходит.

2) Сначала они шли с матерью под дождем то по скошенному полю то по лесным тропинкам.

3) Пушечно рушилась наледь из водосточных труб и стеклянной хрупью разлеталась по тротуару.

4) Всяких цветов листья насыпаны в лесу и между ними ждешь увидеть грибы.

5) Теперь уже по обе стороны дороги видны были только плетни огородов да одинокие ветлы.

Ответ:____________________.

8. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Эта деревня располагается в покрытой оврагами и непроходимыми еловыми и сосновыми лесами местности.

2) Сплошная движущаяся во тьме ночь заглядывала под каждую крышу.

3) Как в начале романа так и в его эпилоге автор заставляет нас думать о вечности.

4) Казак являлся на службу со своей строевой лошадью одеждой оружием.

5) Кусок дерева или камень или металл будили его воображение и служили материалом для поделок.

Ответ:____________________.

9. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) После разговора с ректором Кнуров ощущал во всем своем существе если не удовольствие то некоторую легкость.

2) Какая атмосфера царит в доме Турбиных напоминает ли она семейные традиции Булгаковых?

3) В воздухе трепещет золотая паутина и сплетается в узоры и создает замысловатые картины.

4) Перед отправкой на фронт брат хотел повидать Катю и выговориться за полгода молчания.

5) Странные формы пещерных отложений напоминают фигуры каких-то великанов или кости гигантских ящеров.

Ответ:____________________.

10. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Красноватое солнце висело над длинными снеговыми полями.

2) Получить представление о предложении и спросе на конкретный товар помогают маркетинговые исследования.

3) Все вокруг исчезнет однако звезды останутся.

4) За заводами кончался город и начиналось поле.

5) Миф об эффективности детектора лжи изо всех сил поддерживается как самими полиграфологами так и прочими заинтересованными структурами.

Ответ:____________________.

Задание 16

1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Получив блестящее образование (1) сын должен был избрать путь (2) во всех деталях повторяющий дорогу (3) пройденную его отцом (4) и приведшую его к успеху.

Ответ:____________________.

2. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Таинственность (1) окружавшая особняк (2) служила ему (3) более надежной (4) защитой, чем высокая каменная ограда.

Ответ:____________________.

3. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Уже успевшая переодеться (1) юная артистка (2) осторожно присев на краешек парты (3) отдыхала и приходила в себя (4) после невероятного успеха.

Ответ:____________________.

4. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Столкнувшись с социальной несправедливостью (1) Ч. Диккенс не утратил (2) присущее ему (3) чувство юмора (4) продолжая интересоваться всеми сторонами

(5) окружающей его действительности.

Ответ:____________________.

5. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Одновременно с фейерверком забили (1) фантастические фонтаны (2) теряясь в темноте (3) нависших над зеленой лужайкой (4) деревьев.

Ответ:____________________.

6. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Охваченный охотничьим волнением (1) я побежал (2) держа ружье (3) наперевес (4) сквозь густой кустарник.

Ответ:____________________.

7. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Из-за (1) чернеющего на горизонте (2) леса поднимался (3) как бы угрожая природе (4) красноватый шар луны.

Ответ:____________________.

8. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Нападая стаей (1) акулы кружат вокруг будущей добычи (2) описывая (3) постепенно сужающиеся (4) витки спирали и все увеличивая скорость.

Ответ:____________________.

9. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В XIX веке неимущие дворяне (1) ограничившись скромным запасом знаний (2) полученных в каком-нибудь училище (3) стремились поступить на государственную службу (4) пополняя армию мелких чиновников.

Ответ:____________________.

10. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Расположив (1) сжавшиеся в комок (2) фигуры (3) сидящих рядом (4) мужчины и женщины (5) скульптор наполнил пластику скульптуры драматической эмоциональной силой.

Ответ:____________________.

Задание 17

1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

По мнению ученых-египтологов (1) во II тысячелетии до н.э. металлургия меди достигла в Древнем Египте солидных масштабов: в стране в то время действовало (2) не менее (3) тысячи плавильных печей. Однако (4) затем, как свидетельствуют исторические документы, производство этого металла резко сократилось. Неужели (5) египтяне перестали нуждаться в меди?

Ответ:____________________.

2. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Нередко (1) первое знакомство с произведениями Чехова озадачивает. Кажется (2) и нечего рассказывать о них по прочтении. Фабула, сюжет? Их (3) можно (4) изложить в двух словах

Ответ:____________________.

3. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Капитан (1) впрочем (2) действовал с большой осторожностью (3) однако (4) подготовка затянулась.

Ответ:____________________.

4. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Как водится (1) на тряской машине (2) однажды (3) вечером (4) приехала полномочная комиссия.

Ответ:____________________.

5. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Вскоре (1) добрались до тростников, и началась охота. Всех подстреленных уток мы (2) естественно (3) не достали, но (4) все-таки (5) к обеду наша лодка наполнилась дичью.

Ответ:____________________.

6. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Если бы римляне эпохи поэта Катулла могли увидеть женщин Модильяни, они (1) должно быть (2) сочли бы их уродливыми. Нам же (3) кажется (4) некрасивым изваянное с мелочной точностью изображение римлянки того времени.

Ответ:____________________.

7. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Единомышленники у Базарова (1) несомненно (2) должны были быть среди разночинно-демократической молодежи. Тургенев понимал такую возможность (3) однако (4) не счел нужным раскрыть ее в сюжете романа.

Ответ:____________________.

8. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Первые христианские колокола появились на Западе (1) вероятно (2) в конце IV — начале V веков. По преданию (3) первый колокол отлил для католической церкви епископ Павлин из города Нола, находящегося в южной Италии в древней области Кампаньи, которая (4) издавна (5) славилась хорошим качеством меди.

Ответ:____________________.

9. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Во время зимовки полярники теряют какие-то социальные критерии и видят оставленное дома через розовые очки; они (1) быть может (2) потеряли в широте взглядов, но (3) зато (4) острота их ощущений усилилась.

Ответ:____________________.

10. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Иностранки в коротких купальных халатах (1) казались (2) особенно длинноногими. Несколько лет тому назад им не разрешали в таком виде появляться в городе, но теперь (3) видимо (4) примирились.

Ответ:____________________.

II. Упражнения

1. Проанализируйте структуру предложений. Подчеркните грамматические основы и расставьте пропущенные знаки препинания. Выпишите номера простых и сложных предложений.

1. Женщина работала библиотекарем в техникуме и ее нельзя было заподозрить в излишних суевериях. 2. В них застыла вода и в каждой луже поблескивала луна. 3. Крайние домики уже спали и слепо таращились темными окнами на путника. 4. Фонари были далеко расставлены один от другого и тень Миши вырастала до немыслимой величины. 5. Расчистился золотисто-светлый запад и раскрыл свои объятия усталым путникам. 6. Больше указаний не последовало и Миша толкнул дверь в горницу. 7. Он садился на обычное место налево от пианино и играл какие-то странные, длительные, тоскливые песни. 8. Обитая черной клеенкой дверь в горницу распахнулась и оттуда вышел бородатый мужчина с рюкзаком за плечами. 9. У толстяка не осталось слушателей кроме Миши и он обратился к нему с вопросом. 10. Она шестнадцать лет была классной дамой в институте благородных девиц и пользовалась исключительным уважением всего начальства.

2. Проанализируйте предложения. Подчеркните грамматические основы. Выделите графически однородные члены предложения. Каким видом синтаксической связи они соединены? Какую роль они играют в предложениях? Расставьте пропущенные знаки препинания.

1. Голова у него была маленькая и большой соломенный башмак в самом лучшем виде пришелся на нее как шляпа. 2. Девочка была смертельно больна и ее лукавые серые глаза погасли. 3. Теперь платье куклы было изорвано и на груди чернели следы от сабельных ударов. 4. Наследник Тутти прилежно учился слушал страшные летописи о героях и царях и смотрел с ненавистью на прыщавые носы воспитателей но не становился жестоким. 5. Скрипка вызывала зубную боль и от ее звуков появлялось ощущение выбитого зуба. 6. Любой лавочник был толст и богат и это был главный аргумент их привязанности к Трем Толстякам. 7. Тетушка Ганимед кусала передник и беспрестанно качала головой и доктор уже начал беспокоиться, что голова отвалится. 8. Говорят

цепных собак не надо кормить с утра и они станут внимательнее и злее. 9. То кавалер то дама завертевшись в общей сутолоке становились похожими либо на хвостатую репу либо на лист капусты либо еще на что-нибудь непонятное. 10. Прикрыв глаза Тибул посмотрел вверх и через несколько секунд в ослепительной синеве неба смог увидеть старшего повара на шаре.

(По Ю. Олеше)

3. Составьте схемы сложносочиненных и простых предложений с однородными членами, объясните расстановку знаков препинания.

1. Все тонуло во мгле, и воображению невольно рисовались тоскливые осенние сумерки.

2. Было сыро, холодно и сумрачно.

3. Потянулись серые, сумрачные дни и долгие ночи.

4. В затишье сильно пригревало, и южная сторона избы и завалинка около нее оттаяли и потемнели.

5. Река величаво и спокойно поплескивает волной в берега и вздымает грудь свою все выше и выше.

6. По ночам подмораживало и звезды усеивали темное небо.

7. Вероятно, праздник уже закончился и гости разошлись.

8. Ветер стихал, и свежая прохлада начинала распространяться в виноградниках.

9. Нехороши в горных селениях только осенние ночи и осенние ливни.

10. Туч на небе не было, и солнце не выглядывало.

4. Расставьте пропущенные знаки препинания.

1. Подземный переход был закрыт и это сразу поставило Дмитрия Олеговича перед неразрешимой проблемой. 2. Сегодня Фортуна решила-таки взяться за Курочкина и последним своим сюрпризом окончательно доконать его. 3. Наверное у богини невезения есть своя Книга рекордов Гиннесса и Дмитрия Олеговича богиня твердо решила в эту книгу затащить. 4. Прогуливавшийся возле перехода метро милиционер опять пристально посмотрел на него и покойный видимо был не так уж не прав заподозрив в Курочкине преступника-любителя. 5. Дмитрий Олегович зачарованно проследил за ее прекрасной рукой и лишь тогда заметил стального цвета автомобиль угрожающе приближающийся к ним. 6. Ему в самом деле очень нравилось это имя и даже потихоньку начинала нравиться быстрая езда. 7. Сердце Курочкина скатилось под уклон «русских горок» и бешено забилось где-то в районе солнечного сплетения. 8. Надежда с упреком взглянула прямо на Курочкина и тот замолчал. 9. Кто умолял меня о встрече и тем самым склонил к предательству интересов фирмы? 10. Под проницательным взглядом прекрасной Надежды Дмитрий Олегович готов был на любой ее вопрос отвечать только «да» и даже последовать за ней на край земли.

(По Л. Гурскому)

5. Подчеркните грамматические основы, выделите союзы (союзные слова) и расставьте пропущенные знаки препинания.

1. Вопросы юного удава опять напомнили ему тот случай который он не любил вспоминать. 2. Почему кролик не шевелится когда мы на него смотрим? 3. Я очень хочу знать как это случилось. 4. Когда кролик дошел до середины моего живота он встал на задние лапы и уперся головой в мою спину. 5. Удар был очень чувствительный потому что обезьяна летела с самой вершины пальмы. 6. Хотя в голове у него гудело он все-таки услышал вокруг шипение родных удавов. 7. Пока удавы волокли его кролик постоянно вопил из живота. 8. Некоторые удавы решили что царь при помощи этой загадки выискивает среди них будущих изменников. 9. Все-таки он много сказал такого чего не должны были слышать уши кроликов.

(По Ф. Искандеру)

6. Подчеркните грамматические основы, выделите союзы (союзные слова) и расставьте пропущенные знаки препинания.

1. Чтобы не заплакать она отвернулась и вышла из гостиной. 2. Видно было что на его туалет потрачено немало времени и денег. 3. На лице его были написаны тупая покорность и в то же время ярое бешенство жертвою которого были лошади. 4. Я называю их тенями потому что они оба потеряли свой прежний образ. 5. Как только коляска отъехала и скрылась из вида в окне показался Степан. 6. А публика которой нет ни до чего дела которая заплатила свои деньги засвистала. 7. Никифор по-прежнему болтал в лавке куда посылали его брать в кредит всякую мелочь что господа не думают ему платить. 8. Так укомплектовались что мой папаша тайком расстегнул пуговки на животе и чтобы кто-нибудь не заметил его либерализма закрылся салфеткой. 9. Андрей Ефимович понял что ему пришел конец и вспомнил что миллионы людей верят в бессмертие. 10. На том поле где тогда цвела рожь и где кричали перепела теперь бродили коровы и лошади.

(По А. Чехову)

7. Подчеркните грамматические основы, расставьте пропущенные знаки препинания.

1. Он спал с головой завернувшись в плащ-палатку и когда его стали будить натянул ее туго и в полусне дважды лягнул ногой воздух. 2. Потягиваясь и хмуро поглядывая вокруг он сошел к ручью и скинув гимнастерку начал умываться. 3. Опираясь на костыль и наклонившись он лил воду из кружки а малыш стоя над эмалированным тазиком старательно и торопливо тер чумазую мордаху ладошкой. 4. Умывшись мальчик поспешно утерся тем самым полотенцем каким отец вытирал скамью для Алехина и проворно натянул маленькие запачканные зеленью штанишки. 5. Если на фронте обезвреженные мины были показателем боевой деятельности взвода и его самого как командира то здесь они никого не интересовали поскольку не имели отношения к разыскиваемой рации и агентам. 6. Когда солнце склонилось к горизонту он пошел на восток чтобы затемно выйти к деревне и вскоре забрел на болото покрытое мхом мелким ольшаником. 7. Выдерживая направление он продолжал двигаться напрямую однако ноги вязли все глубже и вода заливалась в голенища. 8. Когда же ориентируясь преимущественно по солнцу он вышел к тому месту где в мирные годы курили смолу смрад разложения стал совсем нестерпимым. 9. Я звонил чтобы доложить о ходе розыска и втайне надеялся что в управлении уже получен текст расшифровки или может быть какие-нибудь новые сведения о разыскиваемых агентах.

(По В. Богомолову)

8. Определите количество частей в сложных предложениях. Расставьте пропущенные знаки препинания.

1. Он понял даже что в настроении его наступил критический момент и что он готов подойти и объясниться. 2. Собака не дожидаясь пока калитка растворится выскочила на улицу настигла Мишу и схватив за рукав подтащила его к Алене. 3. Миша подождал пока Алена не скрылась в двери и пошел домой. 4. Никто не знал откуда она пришла что делала раньше. 5. Миша переступал на месте как переступает прыгун в высоту прежде чем выверенными шагами наращивая скорость броситься к планке. 6. Но он не бросился а пошел на цыпочках желая вначале заглянуть в щель ставни убедиться что войти можно. 7. И лишь она скрылась как из кабинета донеслось бормотание быстро повысившееся до отдельных резких возгласов. 8. Последние слова относились к козлу который по-собачьи терся о колени толстяка. 9. Люди поверили что я темная личность. 10. А звездная пыль мне нужна для того чтобы изготовить то что вы называете звездным нектаром.

(По К. Булычеву)

9. Расставьте пропущенные знаки препинания.

1. Он верил что если решение человека непреклонно и мужество неистощимо судьба всегда придет на помощь к нему. 2. Это вселяло надежду на то что я когда-нибудь если смогу исправить двигатель вновь поднимусь в космос и увижу близких. 3. Я передвигался медленно стараясь чтобы за спиной все время оставался надежный корпус корабля. 4. Если дать нервам власть можно попасть в беду. 5. Ко мне не спеша словно зная что ничто его не остановит приближался другой зверь. 6. Я подумал было что это еще один дракон и поднял глаза. 7. Мне трудно было разобрать каким образом его приводят в движение. 8. Ты не понимаешь какое мы с тобой открытие совершили! 9. Если бы у нас в озере разводили осьминогов весь город бы знал об этом. 10. Обрати внимание что у осьминога десять ног и он сравнительно крупный.

(По К. Булычеву)

10. Подчеркните грамматические основы, выделите союзы (союзные слова). Расставьте пропущенные знаки препинания.

1. Мать всегда с беспокойством смотрела как Андрюша исчезал из дома на полдня и если б не запрещение отца мешать ему она бы держала его возле себя. 2. Случилось так что когда мы ехали не было ни ветерка. 3. Я был уверен в том что если понадобится то он сразу же приедет. 4. Ранним утром когда едва заалел восток и все было облито росой мы уже входили в лес. 5. Он хотел его искать но не знал где. 6. Когда выезжали из оврага наверх он все оглядывался назад и лицо его было печально. 7. Не спалось потому что легли рано и впечатлений от переезда было много. 8. Слепой знал что в комнату смотрит солнце и что если он протянет руку в окно то с кустов посыплется роса. 9. С мыслью что это не праздник а самые обыкновенные будни свыкнуться на первых порах трудно. 10. Он дернул головой чтобы освободить ее от нелепой мысли и рассмеялся.

11. Расставьте пропущенные знаки препинания.

1. Господин Голядкин не поднимая головы пробормотал извинение и только тогда когда прохожий проворчав что-то не слишком лестное отошел уже на значительное расстояние поднял нос кверху и осмотрелся где он и как. 2. Господин Голядкин без дальнейших объяснений надел свою шляпу сбежал с лестницы и приговаривая что все это к лучшему и что дело устроится как-нибудь вышел на улицу. 3. Он с таким чувством и с такой энергией потер себе руки когда очнулся после первого изумления что уже по одному виду господина Голядкина можно было заключить что он не уступит. 4. Вдруг ему показалось что дверь из спальни чуть-чуть приотворилась и что там тоже как будто засмеялись. 5. Может быть я ошибаюсь но мне кажется что по смеху можно узнать человека и если вам с первой встречи приятен смех кого-нибудь из совершенно незнакомых людей то смело говорите что этот человек хороший. 6. Господин видя что Андрей Филиппович узнал его что глядит во все глаза и что спрятаться нельзя покраснел до ушей. 7. Приготовившись дернуть за шнурок колокольчика он немедленно и довольно кстати рассудил что не лучше ли завтра и что теперь надобности большой не имеется. 8. Он доволен потому что покончил до завтра с досадными для него делами и рад как школьник которого выпустили с классной скамьи к любимым играм и шалостям.

(По Ф. Достоевскому)

12. Подчеркните грамматические основы предложений, выделите союзы (союзные слова) и расставьте пропущенные знаки препинания.

1. Курочкин почему-то был уверен что актеру этому и прикидываться негодяем не надо что он и в жизни такой же скользкий бессовестный и жестокий тип как в кино. 2. В глубине души Дмитрий Олегович сочувствовал французской кинозвезде Клер Камински которую как он слышал угораздило выскочить замуж за этого хлыща. 3. По неясной для Курочкина причине эффектные длинноногие шатенки вечно выбирали себе в спутники жизни таких вот негодяев чтобы те потом устраивали бедняжкам сцены и скупердяйничали не позволяя порадовать себя новеньким «роллс-ройсом» или бриллиантовым колье. 4. Похоже он с трудом сдерживался чтобы не броситься в погоню и не накормить кота с применением грубой силы. 5. Некоторое время он стоял у решетки сада тупо прикидывая нельзя ли каким-либо образом пролезть между прутьев. 6. Отделяли место встречи от места где сейчас находился Курочкин лишь площадь да два непрерывных потока машин. 7. Неподалеку прогуливался милиционер и если бы даже Дмитрий Олегович захотел рискнуть жизнью и броситься форсировать улицу поверху его маневр наверняка был бы пресечен. 8. В голове Курочкина всплыло мрачное словосочетание «крупнокалиберный пулемет» хотя Дмитрий Олегович готов был поклясться что раньше никогда такого орудия не видел. 9. В ту секунду когда примолк автомат нападавших из дверей стремительно вывалился квадратный детина с тем самым крупнокалиберным пулеметом. 10. Пользуясь тем что все случайные свидетели перестрелки уже разбежались или залегли детина принялся веером расстреливать парочку в масках и серый автомобиль.

(По Л. Гурскому)

13. Прочитайте предложения. Подчеркните грамматические основы, выделите союзы (союзные слова). Охарактеризуйте каждое предложение по структуре. Расставьте пропущенные знаки препинания, буквы, раскройте скобки.

Охота на льва затаен…ая мечта всякого белого приезжающего в Африку.

Борясь со сном мы ждали долго. Сперв… было слышно как зап. здалые кабаны ворочались в кустарниках потом бе. покойно прокричала какая(то) птица и стало так тихо как(будто) весь мир разом опустел. Потом взошла луна и мы увид…ли посреди лужайки дикобраза который к чему(то) принюх…ваясь рыл землю. Но вот вдали раскатисто ухнула гиена и он побежал в чащу. Мы просидели так часов пять у меня страшно зат…кли ноги.

Я (кое)как лег в кустах положив рядом с собой куплен…ое уже на месте ружье. Мой несмышлен…ый проводник остался на дереве. Как всегда бывает с очень

уставшим человеком меня охватил не сон а тяж…лое оцепенение. Я (не)мог шевельнуться однако слышал все ш…рохи и чу…ствовал как скл…нялась и бледнела луна.

Очнулся я когда на дальнем конце лужайки у темных кустов увид..л льва. Он выходил из чащ…бы и я заметил только громадную высоко поднятую голову над широкой как щит грудью.

В следующий миг я выстрел. л. Словно эхо вслед за этим пронесся треск ломаемых кустарников и поспешный скач…к зверя.

Усталости как н… бывало. Нас захлес…нуло охотничье безумие. По кустам мы обежали лужайку и стали раз- гляд…вать место где был лев. Мы знали что он убегает после выстрела только если ранен очень тяжело или (не) ранен совершенно. Заж…гая спичку за спичкой мы ползком искали в траве капли крови. Однако их не было. Царь зверей счастливо унес свою рыжую гриву.

(По Н. Гумилеву)

14. Расставьте пропущенные знаки препинания.

Я набрал большой букет разных цветов и шел домой когда заметил в канаве чудный малиновый в полном цвету репей того сорта который у нас называется «татарином» и который старательно окашивают а когда он нечаянно скошен выкидывают из сена покосники чтобы не колоть об него рук. Мне вздумалось сорвать этот репей и положить его в середину букета. Я слез в канаву и согнав впившегося в середину цветка и сладко и вяло заснувшего там мохнатого шмеля принялся срывать цветок. Но это было очень трудно: мало того что стебель кололся со всех сторон даже через платок которым я завернул руку — он был так страшно крепок что я бился с ним минут пять по одному разрывая волокна. Когда я наконец оторвал цветок стебель уже был весь в лохмотьях да и цветок уже не казался так свеж и красив. Кроме того он по своей грубости и аляповатости не подходил к нежным цветам букета. Я пожалел что напрасно погубил цветок который был так хорош в своем месте и бросил его. «Какая однако энергия и сила жизни — подумал я вспоминая те усилия с которыми я отрывал цветок. — Как он усиленно защищал и дорого продал свою жизнь».

(Л.Н. Толстой)

Задание 18

1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В холодном батике (1) резервирующий состав наносится на ткань в виде замкнутого контура (2) в пределах (3) которого (4) специальными красками в соответствии с эскизом расписывается изделие.

Ответ:____________________.

2. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Мелкое болотистое озеро (1) по берегу (2) которого (3) пробирались охотники (4) еще белело меж деревьев.

Ответ:____________________.

3. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Я принялся с большим вниманием (1) рассматривать странное существо (2) по милости (3) которого (4) со мной совершились такие неправдоподобные события.

Ответ:____________________.

4. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

И.К. Айвазовский вошел в историю мирового искусства как маринист-романтик (1) на полотнах (2) которого (3) запечатлены (4) красота и мощь морской стихии.

Ответ:____________________.

5. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Стояла глубокая ночь (1) тишину (2) которой (3) прерывали только (4) звуки дальних и ближних боев.

Ответ:____________________.

6. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Писатели-неоромантики (1) в основе творчества (2) которых (3) лежал романтический разлад между действительностью и мечтой (4) противостояли символистам и реалистам.

Ответ:____________________.

7. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Я подошел к избе (1) возле крыльца (2) которой (3) было особенно много народа.

Ответ:____________________.

8. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Недолгий южный снег (1) насладиться (2) которым в этом году (3) нам так и не удалось (4) давно сошел.

Ответ:____________________.

9. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Берег (1) в виду (2) которого мы шли (3) зарылся в туманах.

Ответ:____________________.

10. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Нежнейшие сорта винограда (1) каждая кисть (2) которого (3) казалась на винограднике произведением искусства (4) были жадно втиснуты в грубые ивовые корзинки.

Ответ:____________________.

11. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Прячась друг от друга, дети залезали (1) в такие глухие местечки (2) сидеть (3) в которых одному (4) становилось даже страшновато.

Ответ:____________________.

12. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Вдруг мы услышали над головами рокот моторов (1) особенный звук (2) которых (3) поразил нас.

Ответ:____________________.

13. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Город-государство Сингапур (1) морской порт (2) которого (3) является одним из крупнейших в мире (4) называют западными воротами Востока и восточными воротами Запада.

Ответ:____________________.

14. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В России, Канаде, Швеции, Финляндии (1) лесная и деревообрабатывающая промышленность (2) которых — важные отрасли международной специализации (3) заготавливается в основном (4) хвойная древесина.

Ответ:____________________.

15. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

С каждым новым прочтением поэмы А. Блока «12» (1) обнаруживаются все новые и новые вопросы (2) дать ответы (3) на которые (4) может только время.

Ответ:____________________.

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В 60-е годы XIX века через Э. Золя начинающий художник Поль Сезанн (1) знакомится с будущими представителями импрессионизма — Э. Мане, О. Ренуаром, К. Моне, а также К. Писсаро (2) влияние (3) которого (4) коренным образом сказалось на его развитии.

Ответ:____________________.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Термин — это точно и однозначно называющее предмет, явление или понятие науки (1) слово или словосочетание (2) в основе (3) которого (4) лежит научно построенная дефиниция (или определение).

Ответ:____________________.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Дискуссия — это такой публичный диалог (1) в процессе (2) которого (3) сталкиваются (4) противоположные точки зрения.

Ответ:____________________.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В отличие от И.С. Тургенева (1) в романах (2) которого (3) были освещены этапы духовных поисков

интеллигентов 40-70-х годов XIX века (4) И. А. Гончаров был увлечен исследованием явлений иного порядка.

Ответ:____________________.

20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

«Жизнь Цветаевой. Бессмертная птица-феникс» — уникальная книга (1) о жизни и творчестве Марины Цветаевой (2) автор (3) которой (Анна Саакян) много лет (4) дружила и работала с дочерью русской поэтессы Ариадной Эфрон.

Ответ:____________________.

Задание 19

1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Подгорин знал (1) что верстах в трех от усадьбы (2) был лес (3) и теперь ему казалось (4) что он видит вдали темную полосу.

Ответ:____________________.

2. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

И казалось мне (1) что все это когда-то я уже видел (2) и (3) что все это такое родное, близкое и знакомое.

Ответ:____________________.

3. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Лелька ждала его возвращения (1) и (2) хотя во дворе стояла жара (3) надела новое платье с длинными рукавами.

Ответ:____________________.

4. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

С веками все меньше становится даровых благ на земле (1) и (2) чтобы не знать горя впереди (3) надо тратить их разумно.

Ответ:____________________.

5. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Говорят (1) что (2) если любишь (3) побежишь за милым вслед.

Ответ:____________________.

6. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Недаром Салтыков-Щедрин говорил (1) что (2) если хоть на минуту замолкнет литература (3) то это будет равносильно (4) смерти народа.

Ответ:____________________.

7. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Давно заметил (1) что (2) когда ветерок качает ветви деревьев (3) то в этом есть (4) особенная глубокая прелесть.

Ответ:____________________.

8. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

С Левиным всегда бывало так (1) что (2) когда первые выстрелы были неудачны (3) он горячился, досадовал и стрелял целый день дурно.

Ответ:____________________.

9. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Так долго день пробуждается (1) что (2) когда солнце выйдет (3) у нас уже и обед.

Ответ:____________________.

10. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Мне казалось (1) что (2) если бы Кузьму Ивановича вызвать на откровенность (3) то он мог бы рассказать (4) что-то глубоко печальное и значительное.

Ответ:____________________.

11. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Все знают (1) что (2) когда сам попадаешь в событие (3) то на первых порах не можешь разобраться (4) что в этом событии самое главное.

Ответ:____________________.

12. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Я заметил (1) что (2) куда ни приедешь в России (3) обязательно найдешь что-нибудь замечательное.

Ответ:____________________.

13. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Недавно мама (1) сказала про тебя (2) что (3) если ты сделаешь хоть немного хорошего для людей (4)то этим искупишь все ошибки отца.

Ответ:____________________.

14. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Я ходил много и долго (1) так что уже совсем успел забыть (2) где я (3) как вдруг (4) очутился у заставы.

Ответ:____________________.

15. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Оформляя документы, Семен задержался (1) и (2) когда вышел на улицу (3) было уже совсем темно.

Ответ:____________________.

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Пусто в лесу никогда не бывает (1) и (2) если кажется пусто (3) то сам виноват тот (4) кто не слышит звуков леса.

Ответ:____________________.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Я просыпался рано (1) и (2) пока она спала (3) до чая (4) который мы пили часов в семь (5) шел по холмам в лесные чащи.

Ответ:____________________.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Я чувствовал (1) как набухает от дождя мое новенькое пальто (2) и (3) холодная сырость просачивается сквозь него.

Ответ:____________________.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Несмотря на то что пот катил градом по его лицу (1) и (2) вся спина его была мокра (3) Левину было хорошо и радостно от этой простой и веселой работы — косьбы.

Ответ:____________________.

20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Николай чувствовал (1) что (2) если бы они оба не притворялись (3) а говорили искренно (4) то не возникло бы того ощущения неловкости (5) которое установилось между ними с первых же дней встречи.

Ответ:____________________.

Предложения интернет-магазинов