Тестовые задания в формате ЕГЭ 24 — Речь. Языковые средства выразительности. ЕГЭ Русский язык.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.

Текст 1

(1)Включаю в новогодние праздники утром телевизор, музыкальный канал. (2)В телевизоре эти примелькавшиеся четыре привидения в синих костюмах снегурочек с милыми юбочками и востроносыми колпачками. (3)Группа «Блестящие» со своим новым хитом под названием «Новогодняя». (4)Все понятно: пришел Новый год — ваяй сезонный хит, чтобы не забыли о твоем существовании.

(5)Итак, четыре девушки в клипе гадают, изображают своими нежными ручками часики, синхронно топают ножками и хлопают в ладоши. (6) Каждая поет по куплету, чтобы лицо запомнили. (7)Усердно разученные движения, вымученный текст, где пошлые слова об оставлении в старом году всего плохого и взятии в Новый год всего хорошего соседствуют со строчками, напоминающими впечатления любителя галлюциногенных грибов.

(8)Например, такая: «Топ-топ, игрушки закружили хороводом». (9)Вы представляете себе топающие игрушки на елке? (10)Топающие шары, топающую мишуру, звездочек топающих?! (11)А тут они не просто топают — они еще «закружили хороводом». (12) То есть, видимо, в данном тексте просто описывается действие шампанского на девушку, такое приятное головокружение. (13)Игрушки в принципе не могут закружить «хороводом», если, конечно, песня написана на русском языке. (14)Они могут «закружиться в хороводе» или «закружить хоровод». (15)Но автору текста кровь из носу надо, чтобы растопавшиеся игрушки закружили именно «хороводом», потому что другая рифма к выражению «с новым годом» не подбирается, а песню надо сдать точно в срок, примерно за полтора месяца до наступления праздника.

(16)Вполне приличная рок-команда «Ногу свело» тоже создала свою «Новогоднюю». (17)Точнее, поменяла номер года в своей старой песне «С Новым годом, землячки».

(18)Там, естественно, текст поизобретательнее: землячки рифмуются и с «чувачками», и с «червячками». (19)По- следних в нашей поэзии с Новым годом, кажется, не поздравлял еще никто.

(20)Да. (21)Под елочкой такое не хочется петь, потому что все это написано не от души, а для промоушна.

(22)Как тяжкая трудовая повинность. (23)А Рождество и Новый год — слишком живые, слишком человечные праздники, чтобы петь на них песни, написанные ради места под солнцем шоу-бизнеса, а не от полноты переполняющих чувств. (24)Поэтому петь мы с вами будем все те же бесхитростные, милые Jingle Bells и «В лесу родилась елочка», хотя практически никто из нас не знает ни авторов, ни первых исполнителей этих шлягеров.

(По С. Новопрудскому)

«С. Новопрудский приглашает читателей к совместному прочтению современных песенных текстов. Такие лексические средства выразительности, как (А)

(«кровь из носу» в предложении 15), (Б) («примелькавшиеся» в предложении 2, «вымученный» в предложении 7, «приличная» в предложении 16), а также такое синтаксическое средство, как (В) (предложения

21—22), помогают автору выразить собственное отношение к предмету обсуждения. С. Новопрудский размышляет об отечественной эстраде, не скрывая своих эмоций, чему способствует такой троп, как (Г) (в предложениях 4, 7, 12, 19)».

Список терминов:

1) фразеологизм

2) сравнительный оборот

3) ирония

4) разговорные слова

5) эпитеты

6) лексический повтор

7) ряды однородных членов

8) вопросно-ответная форма изложения

9) парцелляция

Текст 2

(1) — Турбин, выйди из класса…

(2) Он встал, со стуком откинув крышку парты, и с непроницаемым лицом медленно пошел по проходу сво

ей удивительной, гордой походкой. (3)У самой двери он чуть повернул голову, и Кузя скорей почувствовала, а не увидела, как презрительная усмешка тронула его губы.

(4)Турбин ни на кого не был похож. (5)В классе его уважали и побаивались. (6)Он единственный называл ее по имени. (7)Только для него она была не дурацкой Кузей, а Наташей, или «милостивой государыней Натальей.».

(8)Вчера Кузя и Макаркин на ледяных дорожках катка в Парке культуры «развлекались диким способом», как потом выразилась женщина-лейтенант в детской комнате отделения милиции. (9)Натянули леску посреди дорожки парка и, засев в сугробе, следили за тем, как мальчишки и девчонки падали и кувыркались на льду.

(10)Сегодня Кузя даже и не могла объяснить, зачем они все это затеяли. (11)Просто в обществе Макаркина Кузя шалела. (12)Он был другом ее детства, с ним она пошла в младшую группу детского сада. (13)Их горшки всегда стояли рядом, как и шкафчики с одеждой, где красовались ее клубничка и его груша. (14)Их родители дружили семьями, и жили они на одной лестничной площадке.

(15)В детской комнате Кузя назвала свою фамилию и имя, номер телефона. (16)При ней состоялся разговор с отцом. (17)Отца Кузя очень любила, но знала отлично одно его свойство. (18)Обычно спокойный и тихий, он, выведенный из себя, становился белым как мел, и гнев его был страшен.

(19) Хладнокровный же Макаркин соврал, что телефона у него нет, а живет он без отца, с одной мамой.

(20) — Ну что же, тогда придется сообщить в школу.

(21) — Сообщайте, — пожал плечами Макаркин и подмигнул Кузе.

(22) На вопрос о его фамилии и имени Кузя с ужасом услышала:

(23) — Турбин Игорь, девятый «А», школа 556.

(24) Хотела закричать, чтобы он не смел, но не закричала. (25)Хотела вернуться в детскую комнату и признаться в макаркинском вранье, но не вернулась.

(26) Макаркин был другом детства, а кто такой ей этот Турбин — просто новенький.

(27) Как только урок закончился, Кузя вылетела из класса. (28)Перед кабинетом директора было тихо. (28)Когда же дверь распахнулась и появилась строгая завуч, Кузя в одну секунду очутилась перед удивленным директором и оторопевшей мамой Игоря.

(30) — Что за выходки, Кузнецова? — раздался сзади голос завуча.

(31) — Это не выходки. (32)Игорь ни в чем не виноват. (33)Это мы с Макаркиным.

(По Е. Марковой)

«История, рассказанная автором, проста и поучительна. Передавая внутренние переживания героини, Е. Маркова использует лексические и синтаксические средства выразительности: (А) («шалела» в предложении 11, «вранье» в предложении 25, «новенький» в предложении 26), (Б) («закричать» — «не закричала»,

«вернуться» — «не вернулась» в предложениях 24, 25).

Эмоции героини передает и такой троп, как (В) («вылетела из класса») в предложении 27. (Г)  (предложения 20—21, 30—33) придают повествованию живость, динамичность».

Список терминов:

1) разговорные слова

2) метафора

3) парцелляция

4) экспрессивный повтор

5) эпитеты

6) метонимия

7) фразеологизм

8) разговорные синтаксические конструкции

9) диалектизм

Текст 3

(1)В последнее время все больше убеждаюсь, что нам, россиянам, свойственно снижать проблему, затушевывать ее деталями и эпитетами. (2)Даже во время природной катастрофы в Юго-Восточной Азии в конце 2004 года мы проявили свой самобытный характер. (3)В первые два дня

российские туристы продолжали отправляться в район землетрясения. (4)И говорили: а что такого? (5)Как-ни- будь перебьемся. (6)Только прилетев «к морю», они понимали, как глупо поступили. (7)Однако должен признать, что это наше русское «авось» мне вполне симпатично. (8)Когда возникает угроза жизни, немцы или шведы немедленно снимаются с места — русские еще сто раз подумают. (9)Только, к сожалению, не секрет, что немаловажную роль в их окончательном решении играют деньги. (10)А выбор между деньгами и жизнью не прощается.

(11)А мне было интересно наблюдать совсем за другими человеческими проявлениями во время разгула стихии.

(12)Пресса судачит о мародерстве, подлостях, отбирает для нас всякие грязноватые факты. (13)Но ведь высочайшего, человеческого в дни катастрофы происходит тоже немало. (14)Известны примеры просто-таки фантастической самоотверженности, о которых почему-то лишь упоминают СМИ. (15)Конечно, каждый может на секунду растеряться и, поддавшись инстинкту самосохранения, заблудиться между «добром» и «злом». (16)Однако, если человек настоящий, он быстро поймет, кто есть кто и что чего достойно.

(17) К сожалению, мы уже не раз могли в этом убедиться.

(18) Одна ленинградская блокада чего стоит — святая святых российской цивилизации. (19)Это была проверка всей нации, и Россия ее выдержала. (20)Ведь удалось спасти не только Эрмитаж, но и, скажем, запасы элитного зерна, собранного Вавиловым в своем институте. (21)И вот я думаю: выдержала бы такое испытание западная цивилизация? (22)Граждане, воспитанные на приоритете личного над коллективным, во время страшного голода, скорее всего, это зерно не уберегли бы. (23)Можно бесконечно иронизировать над «особым путем» России, но когда думаешь про такие проверки, понимаешь: а ведь правда — особый. (24)В критический момент, чем бы он ни был вызван, всегда есть те, кто погибает достойно. (25)Хотя находятся и те, кто недостойно выживает.

(По В. Меньшову)

«Размышляя об особенностях национального характера, В. Меньшов обращается к такому приему, как (А) (предложение 8). Симпатизируя русскому «авось», автор высказывает свое мнение прямо, для чего использует такое синтаксическое средство, как (Б) (предложения 9, 15, 17). Такой прием, как (В) (в предложениях 21—22), и такой троп, как (Г) («Россия ее выдержала» в предложении 19), помогают читателям сформировать собственное мнение о поставленной автором проблеме».

Список терминов:

1) вводные слова

2) разговорные и просторечные слова и выражения

3) метонимия

4) ряды однородных членов

5) эпитеты

6) гипербола

7) сравнительный оборот

8) вопросно-ответная форма изложения

9) противопоставление

Текст 4

(1)Марии Алексеевне недавно исполнился 61 год. (2)Вы- глядит прекрасно, дом в идеальном порядке, хотя его хозяйка в последнее время все чаще жалуется на усталость.

(З)Когда-то в ее большой трехкомнатной квартире проживала большая семья: она с мужем, сын, бабушка с дедушкой. (4)Согласно семейной легенде именно они сумели воспитать в мальчике любовь к прекрасному. (5)Водили на балет, в музеи и консерваторию. (6)И параллельно, как-то незаметно, привили любовь к роскоши, которой, впрочем, в семье никогда не было.

(7)Муж ушел к другой, старшее поколение оставило этот мир, а Мария Алексеевна посвятила себя сыну. (8)Все самое лучшее — для любимого Митеньки. (9)Фирменная одежда. (10)Экзотическая еда. (11)Навороченный компьютер. (12)Телефон последней модели с прямым московским номером. (13)Машина в кредит.

(14)Митеньке уже сорок. (15)Мария Алексеевна, выйдя на пенсию, не оставила работы и продолжает трудиться бухгалтером. (16)Нельзя сказать, что ей очень этого хочется, здоровье уже не то, а что делать? (17)Митюше так не везет с работой! (18)Такой талантливый, такой умница — пробовал свои силы в разных областях. (19)Однако нигде так и не сумел задержаться дольше полугода. (20)То дефолт, то кризис, то начальница — дура.

(21)А еще Дмитрий пробовал жениться. (22)Раза три или четыре пробовал. (23)Но все попытки оказались неудачными. (24)Те же критические полгода — и развод.

(25)Расстраивается, конечно, нервничает, на мать срывается. (26)Почему кровать не заправлена? (27)Почему не оплачен счет за свет? (28)Почему суп горячий?

(29)Так и живут. (30)Душа в душу. (31)Единственный камень преткновения — большая трехкомнатная квартира. (32)Обижается сын на мать за то, что не переписывает она на него жилплощадь. (33)Все время у нее отговорки находятся, почему она до сих пор этого не сделала… (34)Действительно, почему?

(По Л. Руслановой)

«Эмоции матери, ее слепая любовь к сыну живо переданы автором при помощи таких синтаксических средств выразительности, как (А) (предложение 17), (Б) (предложения 18, 25), (В) (предложения 8—13, 29—30). За житейской ситуацией, воссозданной Л. Руслановой, скрывается горькая ирония, пронизывающая весь текст. Такое лексическое средство выразительности, как (Г) («камень преткновения» в предложении 31), заставляет читателей задуматься о настоящих человеческих ценностях».

Список терминов:

1) фразеологизм

2) синонимы

3) парцелляция

4) ряды однородных членов

5) эпитеты

6) восклицательное предложение

7) метафора

8) сравнительный оборот

9) противопоставление

Текст 5

(1)К моему рождению дедушка и бабушка построили дачу. (2)На участке, которого из конца в конец не было видно, воздвигли большой двухэтажный деревянный дом. (3)Его обогревали три печки, в них же готовилась пища, которая была почему-то гораздо вкуснее московской, приготовленной на газовой плите. (4)А толстая темно-коричневая пенка на топленом молоке, по-моему, вообще может родиться только в печке. (5)Мне нравилось все, кроме комаров и туалета в саду. (6)Нравились майские жуки на пионах, тритоны, водившиеся в пруду неподалеку, нравились бесконечные гости, чай с медом от соседа-пасечника на террасе. (7)Мне казалось, что и вся наша семья существует благостно только на даче. (8)Я там росла с удовольствием, которое никогда после не было таким чистым и полным, потому что горчила, возможно, эта неизбежная примесь городской гари.

(9)Я купалась в озере и бродила в лесу. (10)Лес был редкостным: именно там остановили нацистов под Москвой, и спустя 15—30 лет после окончания войны он был изрыт окопами и траншеями, усеян патронами и касками. (11)От этого у меня в детстве создалось впечатление, что я знаю войну, и от этого мне страшно было засыпать в городской квартире. (12)Каждый ночной звук казался мне началом войны, которую я представляла себе чем-то вроде конца света, последней битвы при Армагеддоне. (13)Одна- ко на даче война была почему-то невозможна.

(14)Когда я выросла, дача перестала меня интересовать. (15)Она потихоньку разрушалась, чинить было некому, сад зарос бурьяном, добираться на электричке плюс автобусе «ломало». (16)Интересы мои стали сугубо городскими, а летом тянуло тепло, к морю. (17)Тем не менее, когда пришло уведомление о том, что дачу мою сносят в связи с расширением строительства г. Зеленограда, я плакала, будто у меня отнимают что-то очень дорогое. (18)Я пыталась сопротивляться, но власть объяснила мне, что частной собственности у нас нет. (19)Позже я осознала, что отнять фамильный дом — страшное преступление, человек начинает бегать по долам и весям за миражами, как обезумевшая овца, пока не выбьется из сил.

(По Т. Щербиной)

«Воспоминания о «фамильном доме» всегда согревают нас в трудную минуту. Делится своими чувствами и Т. Щербина. Необыкновенная, по мнению героини повествования, обстановка дачного дома передана при помощи такого синтаксического средства выразительности, как (А) в предложении 6, и такого тропа, как (Б) («пенка может родиться») в предложении 4. Тем острее ощущается боль потери, безвозвратно утраченного счастья, которая пронзительно звучит благодаря

такому тропу, как (В) («власть объяснила» в предложении 18), и такому средству выразительности, как (Г) ( «как обезумевшая овца» в предложении 19)».

Список терминов:

1) метафора

2) сравнительный оборот

3) риторический вопрос

4) ряд однородных членов

5) градация

6) термины

7) общественно-политическая лексика

8) термины

9) метонимия

 

Предложения интернет-магазинов