Алгоритм выполнения задания. Подготовка к ОГЭ

  1. Если в задании требуется найти среди данных предложений то, в котором использу­ется определённое средство языковой выразительности, для этого необходимо:
  • вспомнить, что означает указанный в задании лингвистический термин;
  • внимательно прочитать каждое предложение, содержащееся в выборке ответов;
  • определить, в каком из них использовано названное в задании средство языковой выразительности;

  • выбрать правильный ответ.
    1. Если в задании требуется определить, какое средство речевой выразительности ис­пользовано в указанном предложении и передаёт психологическое состояние героя, то для этого необходимо:
  • внимательно прочитать список изобразительно-выразительных средств языка, представленных в выборке ответов;
  • вспомнить, что означает каждый из лингвистических терминов;
  • прочитать данное предложение еще раз и подумать над тем, какое средство выразительности использовано в нём;
  • в случае затруднения можно воспользоваться приёмом исключения (вычеркивания) из списка тех лингвистических терминов, которые по смыслу не могут быть использованы в указанном предложении («Это точно не эпитет, не олицетворение…»).
  1. Лонгрен, матрос «Ориона», крепкого трёхсоттонного брига, на котором он прослу­жил десять лет и к которому был привязан сильнее, чем иной сын к родной матери, должен был, наконец, покинуть службу.
  2. В одно из его редких возвращений домой, он не увидел, как всегда ещё издали, /ш пороге дома свою жену Мери, всплескивающую руками и бегущую навстречу до потери дыха­ния.
  3. Вместо неё у детской кроватки — нового предмета в маленьком доме Лонгрена — стояла взволнованная соседка.
  4. В это время произошло событие, тень которого, павшая на отца, укрыла и дочь. Задание № В каком предложении средством выразительности является фразеологизм?
    1. Взад и вперёд от приморской деревни в город составляло не менее трёх часов скорой ходьбы, но Мери не послушалась советов рассказчицы.
    2. Довольно мне колоть вам глаза, — сказала она, — и так уж нет почти ни одной семьи, где я не взяла бы в долг хлеба, чаю или муки.
    3. Заложу колечко, и кончено.
    4. Она сходила, вернулась, а на другой день слегла в жару и бреду.

Задание № 3. В каком предложении средством выразительности является инверсия?

  1. Была весна, ранняя и суровая, как зима, но в другом роде; недели на три припал к хо­лодной земле резкий береговой норд.
  2. Рыбачьи лодки образовали на белом песке длинный ряд тёмных килей.
  3. Никто не отваживался заняться промыслом в такую погоду.
  4. Все трубы Каперны дымились с утра до вечера, трепля дым по крутым крышам.

Задание № 4. В каком предложении средством выразительности являются эпитеты?

  1. Чтобы задобрить отца и выторговать лишнее, приказчик захватывал с собой для де­вочки пару яблок, пирожок, горсть орехов.
  2. — «Эх, вы, — говорил Лонгрен, — да я неделю сидел над этим ботом. — Посмотри, что за прочность, а осадка, а доброта?»
  3. Кончалось тем, что тихая возня девочки, мурлыкавшей над своим яблоком, лишала Лонгрена стойкости и охоты спорить; он уступал, а приказчик, набив корзину превос­ходными, прочными игрушками, уходил, посмеиваясь в усы.
  4. В этом мире, естественно, возвышалась над всем фигура капитана, он был судьбой, душой и разумом корабля.

Задание № 5. В каком предложении средством выразительности является метафора?

  1. В суровом молчании, как жрецы, двигались повара; их белые колпаки на фоне почер­невших стен придавали работе характер торжественного служения.
  2. Там на длинном столе лежали радужные фазаны, серые утки, пёстрые куры.
  3. На кухне Грэй немного робел: ему казалось, что здесь всем двигают тёмные силы, власть которых есть главная пружина жизни замка; окрики звучали как команда и за­клинание.
  4. Грэй не был ещё так высок, чтобы взглянуть в самую большую кастрюлю, бурлившую подобно Везувию, но чувствовал к ней особенное почтение.

Задание № 6. В каком предложении средством выразительности является сравнение?

  1. Там, где они плыли, слева волнистым сгущением тьмы проступал берег.
  2. Грэй слышал перебранку и лай.
  3. Печная дверца, прогоревшая дырочками, сквозь которые виден пылающий уголь.
  4. Направо был океан, явственный, как присутствие спящего человека.
    1. «Секрет» в это время огибал небольшой мыс, держась к берегу углом левого борта; не­громкая музыка лилась в голубом дне с белой палубы под огнём алого шёлка.
    2. В её простоте, ликуя, развёртывалось и рокотало волнение.
    3. Не помня, как оставила дом, Ассоль бежала уже к морю, подхваченная неодолимым ветром события.
    4. На первом углу она остановилась почти без сил; её ноги подкашивались, дыхание сры­валось и гасло, сознание держалось на волоске.

Задание № 8. В каком предложении средством выразительности является эпитеты?

  1. Как только появилась Ассоль, все смолкли, все со страхом отошли от неё.
  2. Она осталась одна средь пустоты знойного песка, растерянная, пристыженная, сча­стливая, с лицом не менее алым, чем её чудо, беспомощно протянув руки к высокому ко­раблю.
  3. От него отделилась лодка, полная гребцов.
  4. Среди них стоял тот, кого, как ей показалось теперь, она знала, смутно помнила с детст­ва.

Задание № 9. В каком предложении средством выразительности является метафора?

  1. Она кивнула, держась за его пояс, с новой душой и трепетно зажмуренными глазами.
  2. Счастье сидело в ней пушистым котёнком.
  3. Когда Ассоль решилась открыть глаза, покачиванье шлюпки, блеск волн, — всё было сном.
  4. Не помня — как, она поднялась по трапу в сильных руках Грэя.

Задание № 10. В каком предложении средством выразительности является эпитет?

  • Опять Ассоль закрыла глаза, боясь, что всё это исчезнет, если она будет смотреть.
  • Грэй взял её руки и, зная уже теперь, куда можно безопасно идти, она спрятала лицо на груди друга, пришедшего так волшебно.
  • Бережно, но со смехом, сам потрясённый и удивлённый тем, что наступила невыра­зимая, недоступная никому драгоценная минута, Грэй поднял за подбородок вверх это давным-давно пригрезившееся лицо, и глаза девушки, наконец, ясно раскрылись.
  • В них было всё лучшее человека.

Задание № 11. В каком предложении средством выразительности является сравнение?

  1. Жёсткая улыбка застыла на лице Монтэга, улыбка-гримаса, которая появляется на губах у человека, когда его вдруг, опалит огнём и он стремительно отпрянет назад от его жаркого прикосновения. ,
  2. Он знал, что, вернувшись в пожарное депо, он, менестрель огня, взглянув в зеркало, дружески подмигнет своему обожжённому, измазанному сажей лицу.
  3. Он шагает в рое огненно-красных светляков, и больше всего ему хочется сделать сей­час то, чем он так часто забавлялся в детстве, — сунуть в огонь прутик с леденцом, по­ка книги, как голуби, шелестя крыльями-страницами, умирают на крыльце и на лужай­ке перед домом, они взлетают в огненном вихре, и чёрный от копоти ветер уносит их прочь.
  4. По бульварам, мчатся ракетные автомобили, и мне иногда кажется, что те, кто на них ездит, просто не знают, что такое трава или цветы; они ведь никогда их не видят иначе, как на большой скорости.
    1. Ему показалось, что он раздвоился, раскололся пополам и одна его половина была го­рячей как огонь, а другая холодной как лёд, одна была нежной, другая — жёсткой, о<)на — трепетной, другая — твёрдой как камень.
    2. Вот книга, как белый голубь, трепеща крыльями, послушно опустилась прямо ему в руки.
    3. Прошлой ночью я думал о книгах и впервые понял, что за каждой из них стоит чело­век: человек думал, вынашивал в себе мысли, тратил бездну времени, чтобы записать их на бумаге, а лдо£ это раньше и в голову не приходило.
    4. Журналы падали, словно подбитые птицы, а женщина стояла среди этих мёртвых тел смирно, как маленькая девочка.

Задание № 13. В каком предложении средством выразительности является сравнение?

  1. Тёплой ветреной ночью они шли по серебряному от луны тротуару, I/ Монтэгу чуди­лось, будто вокруг веет тончайшим ароматом свежих абрикосов и земляники.
  2. В её глазах, как в двух блестящих капельках прозрачной воды, он увидел своё отраже­ние, тёмное и крохотное, но до мельчайших подробностей точное — даже складки у рта, — как будто её глаза были двумя волшебными кусочками лилового янтаря, навеки заклю­чившими в себе его образ.
  3. Я люблю смотреть на вещи, вдыхать их запах, и бывает, что я брожу вот так всю ночь напролёт и встречаю восход солнца.
  4. Каждую ночь сюда врывался океан звуков и, подхватив Милдред на свои широкие кры­лья, баюкая и качая, уносил её, лежащую с открытыми глазами, навстречу утру.

Задание № 14. В каком предложении средством выразительности являются эпитеты?

  1. Казалось, она готова была отпрянуть назад, но вместо того она пристально погляде­ла на Монтэга, и её тёмные, лучистые, живые глаза так просияли, как будто он сказал ей что-то необыкновенно хорошее.
  2. Потом, видя, что девушка, как заворожённая, смотрит на изображение саламандры, на рукаве его тужурки и на диск с фениксом, приколотый к груди, он заговорил.
  3. Монтэгу казалось, будто она кружится вокруг него, вертит его во все стороны, ле­гонько встряхивает, выворачивает карманы, хотя она не двигалась с места.
  4. Он носил своё счастье, как маску, но девушка отняла её и убежала через лужайку, и уже нельзя постучаться к ней в дверь и попросить, чтобы она вернула ему маску.

Задание № 15. В каком предложении средством выразительности является метафора?

  1. И вдруг она показалась ему такой чужой, как будто он никогда раньше её и в глаза не видел, просто по ошибке попал в чей-то дом, как тот человек в анекдоте, который, воз­вращаясь ночью пьяный, открыл чужую дверь, вошёл в чужой дом и улёгся в постель, а рано утром встал и ушёл на работу, и никто так ничего и не заметил…
  2. А книга — это заряженное ружьё в доме соседа: сжечь её, разрядить ружьё, надо обуз­дать человеческий разум!
  3. Пассажиры шумного вагона испуганно отшатнулись от человека с безумным, побаг­ровевшим от крика лицом, с перекошенными, воспалёнными губами, сжимавшего в ру­ках открытую книгу.
  4. Она смотрела на него, Монтэга, как зачарованный зритель в театре марионеток, предвосхищала каждый взмах его ресниц, каждый жест руки, каждое движение паль­цев.

Предложения интернет-магазинов