Верность и измена сочинение по литературе

«Верность друга нужна и в счастье, в беде же она совершенно необходима…» (Сенека)

Верность человека в любви и дружбе — это определенный нравственный критерий, во многом определяющий его личность. Недаром человек, совершивший предательство, ассоциируется у нас с библейским Иудой. Встречается в нашей жизни предательство дружбы и убеждений, которые были непрочны. Порой мы не можем положиться на своего друга в трудной ситуации, в беде. И примеров тому есть немало в русской литературе.

Один из них — отношения Базарова и Аркадия Кирсанова в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Автор писал о Базарове: «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная — и все-таки обреченная на гибель, потому что она все-таки стоит в преддверии будущего». Однако это будущее, по мысли писателя, не может принадлежать Базаровым. Отсюда и трагическое одиночество героя, его разобщенность с людьми. «Нас не так мало, как вы полагаете», — говорит он Павлу Петровичу. Но в романе нет ни одного персонажа, близкого Базарову. В реальности у него нет друзей, единомышленников. Зато в «Отцах и детях» мы встречаем мнимых друзей и последователей Базарова.

И прежде всего, это Аркадий Кирсанов. Это молодой человек из дворянской семьи, который учится вместе с Базаровым в университете. Однако само поведение Аркадия, его манеры, речь — все резко отличается от облика Базарова. Молодой Кирсанов всегда вежлив и любезен, держится вполне по-светски. Так, несколько церемонничая, он сообщает отцу, что его приятель «был так любезен, что согласился погостить» у них. Базаров же держится просто и естественно, «в голосе его что-то грубое, почти дерзкое», разговаривает с Кирсановыми он «отрывисто и неохотно». «Евгений Васильев», — простонародно представляется он Николаю Петровичу, не считая нужным соблюдать правила светского этикета.

Различен и образ жизни героев, их привычки. Так, приехав в имение Кирсановых, Базаров занимается работой, «режет лягушек», ставит опыты. Писатель недаром акцентирует наше внимание на художественной детали — «обнаженная красная рука» Базарова, что свидетельствует о его привычке к труду. Аркадий же — человек праздный: приехав домой, он отдыхает, наслаждается красотой природы и общением с семьей.

Различны и истинные взгляды героев, их убеждения. Так, совершенно по-разному они относятся к природе. Для Базарова природа «не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Аркадий же любит природу, хотя и не смеет признаться в этом «Все кругом золотисто зеленело, все широко и мягко волновалось и лоснилось под теплым дыханием теплого ветерка, все — деревья, кусты и травы; повсюду нескончаемыми звонкими струйками заливались жаворонки… Аркадий глядел, глядел, и, понемногу ослабевая, исчезали его размышления…».

Базаров не признает и не понимает живописи — Рафаэль у него «гроша медного не стоит». Герой смеется над Николаем Петровичем, потому что тот «в сорок четыре года в …м уезде — играет на виолончели». Аркадий же воспитан в семье, где ценят живопись, поэзию, музыку, и в ответ на обидный смех Базарова он, «как ни благоговел перед своим учителем, на этот раз даже не улыбнулся».

Базаров отрицает красоту и любовь, считая, что все это — «романтизм, чепуха, гниль, художество». У Аркадия же в сердце всегда было место для любви. И он находит ее с прелестной молодой девушкой, пусть, при всей властности ее натуры, немного наивной, не озабоченной «серьезными вопросами», но с которой ему действительно хорошо.

При этом молодой Кирсанов считает себя учеником и последователем Базарова. Но в действительности (и Тургенев как бы мимоходом, ненавязчиво открывает это читателям) Аркадий лишь подражает Базарову. Как отмечал Д. Писарев, это «молодой человек неглупый, но совершенно лишенный умственной оригинальности и постоянно нуждающийся в чьей-нибудь интеллектуальной поддержке».

Аркадий принадлежит к разряду людей, которые постоянно попадают под чужое влияние, людей, «вечно опекаемых и вечно не замечающих над собою опеки». Желание его «быть сыном своего века», разделять передовые взгляды и обаяние сильной личности Базарова заставляют этого молодого человека «мыслить с чужого голоса».

В романе есть несколько характерных эпизодов. Вот Аркадий вместе с Базаровым только что приехал к отцу. Он рад встрече, возвращению в родной дом и, забывшись, начинает восхищаться чудной природой: воздухом, небом. Но вдруг «бросает косвенный взгляд назад и умолкает». Так одной фразой Тургенев дает понять читателям, каково истинное положение вещей. Не препятствуя выбору отца в лице простодушной Фенечки, сын подчеркивает свой демократизм, широту взглядов: «…тебе известен мой образ мыслей». И далее идут комментарии писателя: «Аркадию было очень приятно произнести эти слова». Поддерживая Базарова в споре с Павлом Петровичем, молодой Кирсанов заявляет своему дяде, что необходимо все разрушить — «современное состояние народа этого требует». Но как же далека сама натура Аркадия от агрессивности и разрушения!

Подражая Базарову, молодой Кирсанов зачастую копирует его поведение. Он хочет казаться человеком с большим жизненным опытом, суровым и деловитым, с небольшим налетом цинизма. На самом же деле Аркадий — это добрый, мягкий, интеллигентный юноша, любящий музыку, радующийся весне, первым зеленым листочкам, крикам чибисов, счастливый своей молодостью, жизнью в отчем доме. Все базаровские идеи вскоре с легкостью забываются молодым Кирсановым, так как они всегда были органически чужды ему. И он окончательно расходится с Базаровым. «…Для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задору для нашего дела это не годится…ты… мякенький, либеральный барич…» — говорит Базаров Аркадию.

Аркадий принадлежит к типу людей, тянущихся к сильным личностям. Порвав отношения с Базаровым, он соединяется с Катей Одинцовой, которая «и за себя постоит», и мужа «в руки заберет». Именно эту черту Аркадия отмечает Писарев: «Отношение Базарова к его товарищу бросает яркую полосу света на его характер; у Базарова нет друга, потому что он не встретил еще человека, который бы не спасовал перед ним. Личность Базарова замыкается в самой себе, потому что вне ее и вокруг нее почти нет вовсе родственных ей элементов». Однако эта оценка разногласий героев является несколько односторонней. Основная причина разрыва — не слабоволие и мягкость Кирсанова, не разница характеров, а разница в их мировосприятии, заложенная семьей, воспитанием, культурой.

Дружба Базарова и Аркадия оказалась непрочной, отношения — поверхностными. В результате, попав в трудную жизненную ситуацию (после объяснения с Одинцовой), Базаров оказался в полном одиночестве. Рушились не только убеждения героя, в одночасье рухнула вся его жизнь. Базаров у Тургенева, безусловно, являлся сильной, неординарной личностью, однако никто не смог поддержать его в трудную минуту. Но такая поддержка, по мысли писателя, всегда необходима человеку.

Таким образом, настоящий друг должен уметь разделить с нами радость и прийти на помощь в беде. Непрочная дружба же и непрочные убеждения становятся причиной разобщенности людей и одиночества.

Предложения интернет-магазинов