Виды ошибок итогового сочинения

Под грамматическими ошибками подразумева­ется нарушение правил и норм использования мор­фологических форм частей речи, структуры язы­ковой единицы и синтаксических конструкций. Словообразовательные ошибки состоят в неоправдан­ном словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка, их нельзя воспринимать как ор­фографические. Морфологические ошибки связаны с ненормативным образованием форм слов и употреб­лением частей речи (неправильное формообразование, нарушение системных свойств формообразовательной системы у разных частей речи). Синтаксические же ошибки связаны с нарушением синтаксических норм.

Наиболее часто встречаются речевые ошибки:

  • ошибочное словообразование;
  • искажение слов;
  • замена какой-либо морфемы;
  • создание несуществующей производной языко­вой единицы;
  • ошибочное формообразование:
    • существительного (неодушевлённого существи­тельного, как у одушевлённого, одушевлённого су­ществительного, как у неодушевлённого); изменение рода при образовании падежных форм; склонение не­склоняемых существительных; образование множе­ственного числа у существительных, которые имеют только единственное, и наоборот;
    • прилагательного (ошибочный выбор полной и краткой форм, а также ошибочное образование форм степеней сравнения).
    • нарушение формообразования деепричастий и причастий;
    • числительного;
    • местоимения (неудачное употребление местоиме­ний, также местоименное дублирование одного из чле­нов предложения, чаще подлежащего);
    • глагола (нарушение видовременной соотнесённо­сти глагольных форм);
  • ошибки, связанные с употреблением частиц, за­частую они ставятся перед теми членами предложе­ния, которые они должны выделять.

Синтаксические ошибки связаны с нарушением правил синтаксиса — конструирования предложений, правил сочетания слов.

Наиболее часто встречаются следующие виды син­таксических ошибок.

  • Нарушение согласования.
  • Неправильное управление.
  • Синтаксическая двузначность.
  • Смещение синтаксических конструкций (лиш­нее соотносительное слово в главном предложении).
  • Пропуск слов.
  • Ошибки в структуре простого предложения (на­рушение связи между подлежащим и сказуемым) и ошибки в структуре сложного предложения (смеше­ние сочинительной и подчинительной связи).
  • Неоправданный пропуск (эллипсис) подлежащего.
  • Нарушение способа выражения сказуемого в синтаксических конструкциях.
  • Ошибки в построении предложения, искажаю­щие его смысл и структуру.
  • Отрыв придаточного от определяемого слова.
  • Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
  • Нарушение границы предложения.
  • Ошибки в построении предложения с однородны­ми членами.
  • Разрушение ряда однородных членов.
  • Ошибки в построении деепричастного и при­частного оборотов.
  • Смешение прямой и косвенной речи.
  • Неверное употребление союзов и союзных слов.

Лексические ошибки — это ошибки не в структуре языковой единицы, а в её использовании. Они пред­полагают нарушение правил лексики, норм и правил применения слов в речи, употребление слов в несвой­ственных им значениях, искажение морфемной фор­мы слов и правил смыслового согласования.

Выделяют следующие виды лексических ошибок.

  • Употребление слова в несвойственном ему значе­нии.
  • Смешение слов, близких по значению; по значе­нию и звучанию; различающихся приставкой или суф­фиксом.
  • Смешение синонимичных слов.
  • Неразличение оттенков значений синонимов.
  • Употребление слов с не соответствующей контек­сту стилистической окраской.
  • Неуместное употребление эмоционально-окра­шенных и просторечных слов.
  • Употребление лишних слов (плеоназм), когда значение одного компонента целиком входит в значе­ние другого.
  • Тавтология — использование словосочетаний, члены которых имеют один корень.
  • Неуместный повтор слова.
  • Единообразие синтаксических конструкций.
  • Нарушение видовременной соотнесённости форм глагола.
  • Неудачное употребление личных, указательных и др. местоимений.
  • Отсутствие связи между предложениями.
  • Словосочинительство.
  • Нарушение смыслового согласования слов (вза­имное приспособление слов в соответствии с их веще­ственным значением).
  • Нарушение лексико-семантической сочетаемо­сти слова.
  • Приписывание переносного значения слову, ко­торое его не имеет.
  • Смешение значений слов-паронимов.
  • Неоправданная многозначность в предложении.
  • Фразеологические ошибки — искажение формы фразеологизмов или они употребляются в несвойствен­ном им значении, например:
    • изменение его лексического состава;
    • усечение фразеологизма;
    • расширение его лексического состава;
    • искажение грамматической формы фразеологиз­ма;
    • объединение (контаминация) фразеологизмов;
    • сочетание плеоназма и фразеологизма;
    • употребление фразеологизма в несвойственном ему значении.

В тексте сочинения недопустимы также этические ошибки, которые связаны с проявлением внешней или скрытой речевой агрессии (грубое, оскорбитель­ное, обидное общение, выражение негативных эмо­ций, чувств или намерений в неприемлемой форме: угроза, грубое требование, оскорбление, обвинение, а также употребление бранных слов, жаргонизмов, вульгаризмов, арго, насмешка.

Предложения интернет-магазинов