Двусложные метры стиха

Для удобства подсчёта количества стоп их принято условно отделять друг от друга вертикальной чертой. Например:

— это пятистопный ямб (5 раз повторяется стопа ямба) и

— это трёхстопный ямб (3 раза повторяется стопа ямба).

В русском стихосложении стопа ямба в строке стихотворения может повторяться обычно от двух до шести раз, стопа хорея — от трёх до шести раз.

Однако мелодический ритм стихотворений, написанных одним метром, может звучать по-разному. Что же влияет на ритм и какая художественная роль ему отведена?

Вспомним стихотворение А. С. Пушкина «Няне». Попробуем нарисовать расположение ударных и безударных слогов первых четырёх строк:

Это четырёхстопный ямб, так как стопа в каждой строке повторяется 4 раза. Обратите внимание на второй стих: третья стопа не похожа на остальные, она состоит из двух безударных слогов. Это вполне объяснимо, ведь в слове «дряхлая» три слога и только одно ударение, а ямб — двусложный метр, именно поэтому в стихе появляется облегчённая стопа, то есть стопа без ударения. Такая облегчённая стопа называется пиррихием

Продолжите анализ стихотворения «Няне», и вы найдёте ещё пиррихии и потом попробуйте определить, когда и как он влияет на мелодический ритм стихотворения.

Но ведь в стихе могут оказаться рядом два и даже четыре односложных слова, тогда рядом окажутся два ударения и стопа окажется утяжелённой

Утяжелённая стопа с двумя ударными слогами называется спондеем.

Так, в третьей строке последнего четверостишия стихотворения «Ночь» Б. Пастернака спондей остановит внимание на важной мысли автора о непрекращающейся работе души поэта, его связи с временем и вечностью:

Это трёхстопный ямб. Он динамичнее, живее четырёхстопного, так как строки короче и интонация меняется быстрее. Пастернак пользуется пиррихием (второй, третий и четвёртый стих) и спондеем (третий стих, первая стопа) и словно руководит нашей интонацией при прочтении стихотворения: на безударных слогах голос затихает, ударные звучат ярче.

Определим стихотворный размер поэтического произведения «Глушь родного леса…» А. Блока. Какой мелодический ритм возникает?

Это трёхстопный хорей. Чёткий ритм задается, казалось бы, сразу — первым ударным слогом, регулярностью ударных слогов в первом стихе. Почему же не возникает задора, боевого настроения? Поэт часто использует пиррихий во второй стопе, и в первой стопе пиррихий один раз встретился. Но как благодаря пиррихию меняется ритмический рисунок стихотворения! Слышится грусть увядания, расставания. Вот и разгадка популярности двусложных размеров у русских поэтов: пиррихии и спондеи

позволяют поэтам разнообразить музыкальный рисунок стиха, делать стих то более плавным, то, наоборот, более резким, чётким, а иногда и просто тяжёлым. Поэтому стихи, написанные одним стихотворным метром, нередко имеют разное ритмическое звучание, различный музыкальный рисунок.

Пиррихий

и спондей

дополнительные двусложные стопы. Они изменяют ритм стихотворения, написанного ямбом или хореем, и создают неповторимую мелодию стиха.

Предложения интернет-магазинов