Задание 7. Виды подчинительной связи в словосочетании. Подготовка к ОГЭ

Формулировка задания: замените словосочетание «на бумажной ленте» (предложение 9), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управ­ление. Напишите получившееся словосочетание.

(9)Тогда только она заметила тонкие печатные буквы на бумажной ленте: «Заборье».

Правильный ответ: на ленте из бумаги.

В этом словосочетании главное слово требует употребления зависимого в винитель­ном падеже с предлогом. Зависимым словом является имя существительное, то есть налицо все признаки такого вида подчинительной связи, как УПРАВЛЕНИЕ.

Что должен знать ученик, выполняя задание: что такое словосочетание; виды под­чинительной связи между главным и зависимым словом в словосочетании: согласование, управление, примыкание.

Словосочетанием называются два или несколько слова, объединённых по смыслу и грамматически (с помощью подчинительной связи).

Словосочетание — это синтаксическая единица, состоящая из двух и более самостоя­тельных слов, связанных подчинительной грамматической связью, и выражающая единое, но расчленённое понятие, например: любимая профессия, лекция по информатике, прочитать книгу, читать вслух, всегда спокойный.

В структуре словосочетания выделяется главное и зависимое слово.

Главное слово — это слово, от которого мы задаем вопрос. Зайти (куда?) в школу. Понимание (чего?) задания.

В словосочетаниях различают следующие виды синтаксической связи слов: согласо­вание, управление, примыкание.

  1. Согласование — это такой вид подчинительной связи, при которой зависимое слово уподобляется главному в общих для них грамматических формах (рода, числа, падежа), например: хороший специалист, заветная мечта, любимое дело.

При согласовании с изменением форм главного слова соответственно изменяются и формы зависимого слова, например: интересное занятие (Им.п.), интересным занятием (Т.п.), об интересном занятии (П.п.).

При определении вида словосочетания важно обращать внимание на зависимые слова: какой частью речи они выражены.

При согласовании зависимым словом может быть ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, ПРИЧАС­ТИЕ, МЕСТОИМЕНИЕ, ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ: частые встречи, летящий мяч, наше право, второй ряд.

  1. Управление — это такой вид подчинительной связи, при котором главное слово требует употребления зависимого в определённом падеже с предлогом или без предлога, например: написание реферата, работа над проблемой, интерес к предмету.

Зависимым словом при управлении может быть СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ или МЕ­СТОИМЕНИЕ: начало игры, попросить её.

  1. Примыкание — это такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово, не имея форм словоизменения, присоединяется к главному по смыслу, например: стараться учиться, чтение вслух, очень хорошо.

Зависимым словом при примыкании может быть ДЕЕПРИЧАСТИЕ, НЕОПРЕДЕ­ЛЁННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА, НАРЕЧИЕ, СРАВНИТЕЛЬНАЯ СТЕПЕНЬ ПРИЛАГАТЕЛЬ­НОГО: спать стоя, просил остаться, ходить пешком, стать лучше.

Примечание:

Синтаксическая связь между подлежащим и сказуемым не является подчинительной. Поэтому грамматическая основа предложения не считается словосочетанием.

Для выполнения задания используйте следующий алгоритм:

  1. При образовании нужного словосочетания помните о том, как связаны между собой главное и зависимое слово при согласовании, управлении и примыкании:
  • если оба слова изменяются — это согласование;
  • если одно слово управляет другим в каком-либо падеже — это управление;
  • если слова связаны только лексически (по смыслу) и между ними нет грамматической связи, которая осуществляется с помощью окончания и предлога или окончания — это примыкание.
    1. Проанализируйте зависимые слова в образованном словосочетании:
  • если зависимым словом является прилагательное, причастие, местоимение, числительное — это согласование;
  • если зависимым словом является существительное или местоимение, употреблённое в том или ином падеже, — это управление;
  • если зависимым словом является деепричастие, неопределённая форма глагола, наречие, сравнительная степень прилагательного — это примыкание.

Задания для самостоятельной работы

Задание № 1. Заменитё словосочетание «закатное небо», построенное на основе согласова­ния, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите полученное слово­сочетание.

А на твоей планетке тебе довольно было передвинуть стул на несколько шагов, и ты снова и снова смотрел на закатное небо, стоило только захотеть…

Задание № 2. Замените словосочетание «трудно разглядеть», построенное на основе при­мыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите полученное словосочетание.

Я знал, что, кроме таких больших планет, как Земля, Юпитер, Марс, Венера, сущест­вуют ещё сотни других, которым даже имен не дали, и среди них такие маленькие, что их и в телескоп трудно разглядеть.

Задание № 3. Замените словосочетание «европейское платье», построенное на основе со­гласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите полученное словосочетание.

К счастью для репутации астероида Б-612, турецкий султан велел своим подданным под страхом смерти носить европейское платье.

Задание № 4. Замените словосочетание «рассказал подробно», построенное на основе при­мыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите полученное словосочетание.

Я вам рассказал подробно об астероиде Б-612 и даже сообщил его номер только из-за взрослых. Взрослые очень любят цифры.

Задание № 5. Замените словосочетание «дом из кирпича», построенное на основе управле­ния, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите полученное слово­сочетание.

Когда говоришь взрослым: «Я видел красивый дом из кирпича, в окнах у него герань, а на крыше голуби», — они никак не могут представить себе этот дом.

Задание № 6. Замените словосочетание «больно вспоминать», построенное на основе при­мыкание, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите полученное словосочетание.

Слишком больно вспоминать и нелегко мне об этом рассказывать. Вот уже шесть лет, как мой друг вместе со своим барашком меня покинул.

Задание № 7. Замените словосочетание «заботливо прочистил», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите полученное словосочетание.

Он заботливо прочистил действующие вулканы.

Задание № 8. Замените словосочетание «в печной трубе», построенное на основе согласо­вании, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите полученное сло­восочетание.

Извержение вулкана — это всё равно что пожар в печной трубе, когда там загорится сажа.

Задание № 9. Замените словосочетание «не без грусти вырвал», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкания. Напишите получен­ное словосочетание.

Потом Маленький принц не без грусти вырвал последние ростки баобабов.

Задание № Ю. Замените словосочетание «стеклянным колпаком», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управления. Напишите получен­ное словосочетание.

Он застыл, смущённый и растерянный, со стеклянным колпаком в руках.

Задание № 11. Замените словосочетание «атласы по географии», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получен­ное словосочетание.

Атласы по географии — самые драгоценные книги на свете, — объяснил географ. — Они ни­когда не устаревают. Ведь это очень редкий случай, чтобы гора сдвинулась с места. Или чтобы океан пересох. Мы пишем о вещах вечных и неизменных.

Задание № 12. Замените словосочетание «залетел по ошибке», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получен­ное словосочетание.

Итак, попав на землю, Маленький принц не увидел ни души и очень удивился. Он подумал даже, что залетел по ошибке на какую-то другую планету.

Задание № 13. Замените словосочетание «пшеничные поля», построенное на основе согла­сования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите полученное словосочетание.

Видишь, вон там, в полях, зреет пшеница? Я не ем хлеба. Колосья мне не нужны. Пше­ничные поля ни о чём мне не говорят. И это грустно!

Задание № 14. Замените словосочетание «с испугом бросаются», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получен­ное словосочетание.

Люди забираются в скорые поезда, но они уже сами не понимают, чего ищут, — сказал Маленький принц. — Поэтому они не знают покоя и с испугом бросаются то в одну сто­рону, то в другую.

Задание № 15. Замените словосочетание «печально сказал», построенное на основе примы­кания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите полученное сло­восочетание.

Потом Маленький принц печально сказал: «Знаешь… моя роза… я за неё в ответе. А она такая слабая! И такая простодушная. У неё только и есть что четыре жалких шипа, больше ей нечем защищаться от мира».

Предложения интернет-магазинов