Задание 8. Способы выражения главных членов предложения. Подготовка к ОГЭ

Формулировка задания: выпишите грамматическую основу предложения 46. (46)Как же это могло так случиться?

Правильный ответ: это могло случиться.

Что требуется от учеников: помня о возможных способах выражения подлежащего и сказуемого в русском языке, правильно выделить грамматическую основу (или грамматиче­ские основы, если их несколько) в указанных предложениях и внести в бланк ответов.

Что должен знать ученик, выполняя задание: способы выражения подлежащего и сказуемого в русском языке.

  1. Чтобы правильно выделить подлежащее, надо помнить о том, что
  • подлежащее обозначает производителя действия и отвечает на вопросы кто? что? Слова МНЕ, ТЕБЕ, ЕМУ, ЕЙ, НАМ, ВАМ, ИМ, обозначающие деятеля, но отвечающие на вопрос КОМУ?, подлежащими не являются.

Пример: Мне надо доделать упражнение. («Мне» — это тот, кто производит действие, названное сказуемым «надо доделать», но это не подлежащее, так как отвечает на вопрос КОМУ?, а не на вопрос КТО?);

  • в придаточной части сложноподчинённого предложения в роли подлежащего нередко выступают союзные слова КОТОРЫЙ, КОТОРАЯ, КОТОРОЕ, КОТОРЫЕ.

Пример: В комнате были дети, которые не обращали на нас никакого внима­ния. {«Которые» — это подлежащее, так как отвечает на вопрос КТО? и указы­вает на то, что действие «не обращали внимания» производят дети, о которых говорилось в главной части сложноподчинённого предложения);

  • в придаточной части сложноподчинённого предложения в роли подлежащего нередко выступает союзное слово ЧТО.

Пример: Она ненавидела всё, что было связано с футболом. {«Что» — это под­лежащее, так как отвечает на вопрос ЧТО? и заменяет собой слово «всё», кото­рое производит действие «было связано».)

  • подлежащее может быть выражено любой частью речи, но в большинстве случаев — именем существительным или местоимением в именительном падеже. Однако надо учитывать, что подлежащее может состоять не только из одного слова, но и быть представлено словосочетанием:
  • слово с количественным значением + имя существительное в родительном падеже. Пример: В вазе лежат шесть груш. На съезде присутствовало около двухсот делегатов. У любознательных учеников возникает масса вопросов.
  • слово в именительном падеже + предлог ИЗ + слово в родительном падеже. Пример: Каждый из нас любит получать комплименты в свой адрес. Одна из сестёр поступила в музыкальное училище. В соревновании участвуют лучшие из лучших.
  • слово в именительном падеже + предлог С + слово в творительном падеж (если сказуемое стоит в форме множественного числа). Пример: Сестра с братом учатся в разных школах.
  1. Чтобы правильно выделить сказуемое в предложении, надо помнить о том, что
  • сказуемое зависит от подлежащего и отвечает на вопросычто делает предмет? каков предмет? что с ним происходит? кто такой предмет? что такое предмет?
  • сказуемые бывают простыми и составными.
    • Простое глагольное сказуемое может быть выражено:
  • глаголом в форме изъявительного, повелительного или условного наклонения: Она поёт. Она будет петь. Она споёт. Пусть она споёт! Давай спой! Спела бы ты.
  • инфинитивом: Жить — Родине служить. Как заиграет музыка, мальчонка сразу плясать.
  • фразеологизмом или описательным оборотом речи: Он принял участие в конференции (= участвовал).

Примечание:

  • Простое глагольное сказуемое чаще всего выражается одним словом (глаголом), но может состоять из двух слов, если глагол употреблён в форме будущего сложного времени (будут читать) или в форме повелительного наклонения (пусть читают).
  • Следует избегать распространенных ошибок при выделении простого глагольного сказуемого:
  • нередко ученики забывают включить в состав сказуемого частицы ПУСТЬ, ДАВАЙ, БЫ, образующие формы повелительного и условного (сослагательного) наклонения: Пусть всегда светит солнце\ (сказуемое ПУСТЬ СВЕТИТ). Давай поговорим об этом завтра, (сказуемое ДАВАЙ ПОГОВОРИМ). Я бы не пошёл. (сказуемое НЕ ПОШЁЛ БЫ).
  • ошибочно включают в состав сказуемого второстепенные члены: Семена созревают в плодах. (В этом предложении нельзя в качестве сказуемого выделить сочетание слов «созревают в плодах», так как «в плодах» — обстоятельство места.)
    • Составное глагольное сказуемое:
  • вспомогательный глагол + инфинитив: Он стал говорить взволнованно.
  1. вспомогательный глагол со значением начала, конца или продолжения действия + инфинитив: Он начал кашлять. Она продолжает смеяться. Мы закончили выпол­нять упражнение. Я перестал бегать по утрам.

Б) вспомогательный глагол со значением склонности, привычности к действию + ин­финитив: Я хочу много путешествовать. Ты мог бы говорить не так громко? Мы стараемся хорошо учиться. Она стремится много тренироваться.

  1. вспомогательный глагол со значением мысли, чувства + инфинитив: Он боялся опоздать на экзамен. Мы не любим много путешествовать. Они думали прийти вовремя.
  • краткое имя прилагательное (РАД, ГОТОВ, ДОЛЖЕН, ОБЯЗАН, СПОСОБЕН, НАМЕРЕН, СОГЛАСЕН, ВЫНУЖДЕН) + инфинитив: Я рад побывать на конференции. Мы готовы подежурить в столовой. Она согласна выйти за него замуж. Они вынуждены жить далеко от Родины. Вы должны немедленно уехать.
  • НАДО, НУЖНО, НЕОБХОДИМО + инфинитив: Надо мыть руки перед едой. Мне нужно срочно уехать. Вам необходимо сдать работу к сроку. Правила не надо учить, достаточно практиковаться.

Примечание: следует избегать распространённых ошибок при выделении составного глагольного сказуемого:

  • нередко ученики неверно определяют границы составного глагольного сказуемого и вместо всего сказуемого подчёркивают только одну его часть: Они начнут готовиться к соревнованиям. (В этом предложении нельзя выделить в качестве сказуемого только одно слово «начнут», так как оно не называет то главное действие, которое совершает подлежащее «они», а только указывает на фазу его протекания (начало выполнения). Сказуемым будет являться сочетание слов «начнут готовиться»: вспомогательный глагол «начнут» выражает грамматическое значение (указывает на то, что действие будет происходить в скором времени), а инфинитив «готовиться» — лексическое, то есть непосредственно называет действие.

инфинитив не включается в состав сказуемого, а является второстепенным членом, если

  1. инфинитив и вспомогательный глагол обозначают действия разных лиц: Все проси­ли её спеть что-нибудь. (Подлежащее «они» совершает только действие, названное глаголом «просили» (все просили, а спеть должна она). Инфинитив «спеть» в этом случае будет являться дополнением.)

Инфинитив-дополнение зависит от сказуемых с определённым значением — значением волеизъявления: просить, приказать, уговорить, умолять: умоляет о чём? приехать в гости; предложил что? пойти на дискотеку.

Б) инфинитив зависит от глагола движения: Он пришёл узнать информацию о пред­стоящих переводных экзаменах. (Инфинитив «узнать», употреблённый при глаголе движения «пришёл», является обстоятельством цели.).

  1. к инфинитиву можно задать вопрос КАКОЙ? Охота странствовать напала на не­го. (Охота (какая?) странствовать. Перед нами инфинитив в роли несогласованного определения.)

Итак, инфинитив в предложении может быть частью составного глагольного сказуе­мого, а может выступать в роли второстепенного члена предложения. Чтобы определить син­таксическую роль инфинитива, необходимо задать к нему смысловой вопрос. Если это уда­стся сделать, перед нами — второстепенный член предложения (обстоятельство, дополнение, определение), если же нет — часть составного глагольного сказуемого.

3) Составное именное сказуемое

  • Глагол-связка + именная часть (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, причастие, наречие): Задача оказалась сложной. Мой папа — врач.

Глагол-связка выражает грамматическое значение сказуемого. Именная часть выражает лексическое значение сказуемого.

  1. глагол-связка БЫТЬ в форме одного из наклонений (БЫЛ, БУДЕТ, БЫЛ БЫ, ПУСТЬ БУДЕТ) + именная часть: Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным бу­дет.

Примечание: в настоящем времени глагол-связка БЫТЬ выступает в нулевой форме: Он студент. Он был студентом. Он скоро будет студентом.

Б) Глагол-связка ЯВЛЯТЬСЯ, КАЗАТЬСЯ, СТАНОВИТЬСЯ, СТАТЬ, СДЕЛАТЬСЯ, ОСТАВАТЬСЯ, ОКАЗАТЬСЯ, СЧИТАТЬСЯ, ВЫГЛЯДЕТЬ + именная часть: Сюжет романа оказался оригинальным. Она является хозяйкой этой машины. На улице становится холодно. Характер у него тоже изменился: стал тяжелым, раздражи­тельным.

  1. глагол-связка со значением движения, положения в пространстве + именная часть: Осень пришла дождливая. Он ушел успокоенный.
Чем выражена именная часть составного именного сказуемого Примеры
Имя существительное Мой брат стал экономистом. Снег как сахар.
Имя прилагательное (полное, краткое, в форме сравнительной степени) Иллюминация во время карнавала была вели­колепной. Этот процесс интенсивен. Одно об­думанное слово дороже тысячи легковесных.
Имя числительное Дважды два — четыре. Их изба была третья с краю.
Местоимение Твои слова — ничто. Кто же он на самом деле?
Причастие Идея «Ревизора» была подсказана Гоголю Пушкиным. Воздух сегодня опьяняющий.
Наречие Как некстати было это воспоминание!

 

Примечание: Следует избегать распространённых ошибок при выделении составного именного сказуемого: нередко ученики неверно определяют границы составного именного сказуемого и вместо всего сказуемого подчеркивают только одну его часть: Сюжет комедии оказался оригинальным.

В этом предложении нельзя выделять в качестве сказуемого только одно слово «ока­зался», так как оно не даёт исчерпывающей характеристики подлежащему «сюжет». Важно, что сюжет был нов, необычен. Сказуемым будет сочетание слов «оказался оригинальным»: глагол-связка «оказался» выражает грамматическое значение (указывает на то, что событие было в прошлом), а имя прилагательное «оригинальным» — лексическое, то есть непосредст­венно характеризует подлежащее.

Алгоритм выполнения задания

  • Выделите грамматические основы в предложении.
  • Посмотрите, не входят ли в состав сказуемого слова:
  • РАД, ГОТОВ, ДОЛЖЕН, ОБЯЗАН, СПОСОБЕН, НАМЕРЕН, СОГЛАСЕН, ВЫНУЖДЕН;
  • ЯВЛЯТЬСЯ, КАЗАТЬСЯ, СТАНОВИТЬСЯ, СТАТЬ, СДЕЛАТЬСЯ, ОСТАВАТЬСЯ, ОКАЗАТЬСЯ, СЧИТАТЬСЯ, ВЫГЛЯДЕТЬ;
  • НАДО, НУЖНО, НЕОБХОДИМО.
    • Если эти слова имеются в составе сказуемого, то ищите к ним продолжение (ещё одно слово), и тогда вы правильно определите границы составного сказуемого: Я рад побы­вать на конференции. Мой брат стал экономистом. Надо мыть руки перед едой.
    • Внесите в бланк ответов (запишите) выделенную грамматическую основу.

Задания для самостоятельной работы

Задание № 1. Выпишите грамматическую основу предложения. А ей теперь нужен только покой.

Задание № 2. Выпишите грамматическую основу предложения. Мы ввели ей тонизирующее средство.

Задание № 3. Выпишите грамматическую основу предложения.

И люди с сигаретами в тонких, плотно сжатых губах, люди с холодным, как у гадюки, взглядом, захватив с собой машины и шланг, захватив ящик с жидкой меланхолией и тёмной густой массой, не имеющей названия, покинули комнату.

Задание № 4. Выпишите грамматическую основу предложения. Теперь выражение их было нежным и спокойным.

Задание № 5. Выпишите грамматическую основу предложения.

Он встал, поднял шторы и, широко распахнув окна, впустил в комнату свежий ночной воздух.

Задание № 6. Выпишите грамматическую основу предложения.

Неужели в пожарные команды людей подбирали не только по склонности, но и по внеш­нему виду.

Задание № 7. Выпишите грамматическую основу предложения.

Монтэг вышел через стеклянную дверь и, не отдавая отчета, пересек лужайку.

Задание № 8. Выпишите грамматическую основу предложения. Мне прислали роль сегодня утром.

Задание № 9. Выпишите грамматическую основу предложения.

И в следующее мгновение пожарные уже бежали по лестнице, размахивая сверкающими топориками в застоявшейся темноте пустых комнат, взламывали незапертые двери, натыкаясь друг на друга, шумя и крича, как ватага разбушевавшихся мальчишек.

Задание № 10, Выпишите грамматическую основу предложения.

Свет отражался в кусочках рубинового стекла, слабо переливался и мерцал на тончайших, как капилляры, чувствительных нейлоновых волосках в ноздрях этого странного чудовища, чуть заметно вздрагивающего на своих восьми паучьих, подбитых резиной лапах.

Задание № 11. Выпишите грамматическую основу предложения.

Мысль, внезапно сверкнувшая у него в мозгу, заставила его остановиться, швырнула его наземь.

Задание № 12. Выпишите грамматическую основу предложения.

Лунный свет коснулся его скул, глубоких морщинок нахмуренного лба, отразился в гла­зах, образуя в каждом крошечное серебряное бельмо.

Задание № 13. Выпишите грамматическую основу предложения.

И всё кружится, несётся, бурной, клокочущей рекой устремляется сквозь ночь навстре- чуутру…

Задание № 14. Выпишите грамматическую основу предложения.

Три пустые стены гостиной были похожи теперь на бледные лбы спящих великанов, погружённых в тяжкий сон без сновидений.

Задание № 15. Выпишите грамматическую основу предложения.

Голос его проносился над пустыней, ударялся в белую пустоту, звенел в раскалённом воз­духе над головами сидящих женщин.

Предложения интернет-магазинов