Инструкция для учащихся по написанию сжатого изложения

  • Внимательно прослушайте текст, который вам предстоит письменно изложить (можно записывать ключевые слова, отдельные фразы).
  • При первом прослушивании необходимо проникнуть в суть текста, т.е. понять его основную мысль, следить за логической связью микротем и запомнить их последовательность.
  • Необходимо обратить внимание на структуру и языковое оформление текста: как начинается, как завершается, какие слова можно считать ключевыми, как используются в тексте выразительные средства (лексический повтор, синонимы и ДР-)-

  • Оставляйте просвет (интервалы) между строками в черновике: это даст вам возможность в процессе редактирования (или прослушивания текста второй раз) вставлять слова, словосочетания и даже предложения.
  • Пишите текст на одной стороне листа (или оставляйте широкие поля), т.к. при редактировании вам может понадобиться вставить слово и даже предложение. Тогда в том месте, где вы хотите сделать вставку, поставьте какой-то условный знак, а на обратной (чистой) стороне или полях под тем же условным знаком напишите желательную для вас вставку.
  • Прослушивая текст второй раз, уточните, правильно ли запомнили последова­тельность изложения событий, мыслей.
  • Обратите внимание на фактическую сторону: даты, имена, фамилии, время и место действия и др.
  • При редактировании постарайтесь избавиться от тяжеловесных предложений. В процессе редактирования можно спокойно обдумать, как из одной длинной фразы сделать две покороче или вообще убрать какие-то слова, оказавшиеся лишними.
  • Медленно перечитайте предложение, в котором проделаны какие-либо изменения, проверьте:
  • нет ли у вас грамматических ошибок,
  • не нарушена ли связь слов,
  • не встречалось ли одно и то же слово в предыдущей фразе или последующей (так вы избежите одной из самых распространённых ошибок — неоправданного повтора слов).
  • Проверьте последовательность изложения содержания: не нарушена ли логика развёртывания темы; нет ли неоправданной перестановки частей (микротем) текста; правильно ли членится текст на абзацы (абзаца должно быть три!)
  • Проведите орфографический и пунктуационный анализ текста: найдите слова, трудные в орфографическом отношении, примените правило (сомневаетесь — замените другим словом); разберите предложение с точки зрения обоснованности употребления в них знаков препинания.
  • Помните о главном условии: вы должны передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
  • Работа должна быть написана аккуратно, разборчивым почерком.

Процедура проведения сжатого изложения на экзамене обычно следующая. Организа­тор в аудитории даёт возможность экзаменуемым дважды прослушать аудиозапись исходно­го текста. Прослушивая аудиозапись в первый раз, участники экзамена могут делать записи в черновике. После первого прослушивания девятиклассникам даётся время (3-4 минуты) на осмысление исходного текста и работу с черновиками. Затем организатор в аудитории ставит аудиозапись второй раз — последний. Прослушав исходный текст, участники экзамена при­ступают к написанию сжатого изложения, используя основные приёмы компрессии (сжатия).

Предложения интернет-магазинов