Итоговое сочинение по литературе: Верность и измена

«Есть преступление, которое не искупается, — это измена Родине» (П. Буаст)

Измена — это не только попрание человеком определенных нравственных понятий, нарушение представлений о чести, долге, но и предательство интересов Родины.

Тема измены Родине, бесчестья звучит в повести В. Распутина «Живи и помни». В этом произведении писатель исследует психологию предательства, распада человеческой личности. Оказавшись после тяжелого ранения неподалеку от родных мест, Андрей Гуськов решил заскочить домой, повидаться с женой. Потом понял, что уже не может вернуться на фронт. В свой обман он вовлек жену Настену, которая оказалась в безвыходном положении. Ей пришлось врать и изворачиваться, скрывать от людей своего мужа. В финале Настена, ждущая ребенка, заканчивает жизнь самоубийством.

Герой Распутина оказывается в полной изоляции, он противопоставляет себя всему миру. Причем вначале Гуськов объясняет свое поведение заботой о родных: он не хочет позорить их своим недостойным поведением. В реальности же у него просто не хватает смелости, силы духа, чтобы признать свою ошибку. И писатель показывает, куда может привести этот путь. Постепенно Андрей Гуськов теряет свой человеческий облик. Находясь

на фронте, он тосковал по родной деревне. Теперь же, став дезертиром, отщепенцем, он испытывает совсем иные чувства: «Там изболелся, исстрадался, готов был что угодно отдать, чтобы хоть одним глазком взглянуть на Атамановку. А вот пришел — и душа пустая». Гуськов начинает вредить своим односельчанам, бессознательно мстить им за свое вынужденное одиночество. Он ворует рыбу, хочет поджечь мельницу. В первомайский праздник убивает теленка. И тем самым он восстает не только против людей и родной земли, но и против самой природы.

Характерно описание героя в сцене убийства теленка. «Гуськов совсем озверел», «корова закричала». Исследователи отмечали, что животное ведет себя здесь как человек, а человек как животное. Отпугивая волков, Гуськов сам научился выть по-волчьи. А в 15-й главе автор сравнивает его со зверем: «Гуськов замирал, как зверь, чутко отзываясь на каждый звук. Он научился проникать туда, куда человеку доступ закрыт. Он шел и внюхивался, всматривался, озирался, сторожил свой шаг, огибал открытые места, прятался. В такие минуты ему словно бы застило память, он отказывался верить, что был на войне, жил среди людей, а казалось, что всегда так вот один и шатался, не имея ни дома, ни дела».

Герой обвиняет в своем положении войну и судьбу: «Это все война, все она, проклятая!», «Андрей понимал: судьба его свернула в тупик, выхода из которого нет. И то, что обратной дороги нет, освобождало его от лишних раздумий». Герой не задумывается о том, какие страдания он приносит своим близким, какое горе принес Настене.

Эта героиня не одобряет поведение мужа, но предать его в сложившейся ситуации не может. Потому что она не отделяет собственную судьбу от судьбы мужа. Настена у Распутина воплощает человеческий тип, диаметрально противоположный образу Гуськова. Ей чужды эгоизм, душевная замкнутость. «Потеряв в детстве родителей, она воспитывалась у чужих людей и навсегда поверила: среди русских людей не пропадешь, среди них в конце концов все будет хорошо. И эта непоколебимая вера позволяет ей поначалу переводить дух, когда его перехватывало при мысли о том, над какой бездной стоит ее Андрей. Когда же обнаружила, что вынуждена уходить от людей, изворачиваться, что больше не сможет “ни говорить, ни плакать, ни петь вместе со всеми”, что даже и победе… не сможет радоваться, наконец, что вместо счастья ее ждет страшное одиночество, она “останется одна, совсем одна, в какой-то беспросветной пустоте”, — Настена решила, что действительно оказалась в положении безвыходном».

Понимая, что Андрея выследили, Настена пытается предупредить его. И этот путь становится для нее последним. Утопившись, героиня в одночасье решила судьбу и своего будущего ребенка. Вот что писал об этом сам автор: «Я и смерть Настены склонен понимать не как победу зла, а как суровое испытание нравственного закона, когда от него требуют: “Отступись”, он сквозь слезы и мучения: “Не могу”».

Раскрытию внутреннего мира героев способствует и композиция произведения. У Распутина здесь симметричное, зеркальное расположение глав, события в которых повторяются. Так, мы видим первую и последнюю встречу героев, их сны, воспоминания о детстве. В повести автор хотел показать нам высшую меру ответственности человека за свою жизнь и за жизнь близких людей. Поведение Андрея и Настены в повести резко контрастно. На фоне нравственного падения Гуськова становится более значимой для читателя высокая духовность Настены. Заканчивая свою повесть, автор обращается к людям: «Живи и помни, человек. В беде, в кручине, в самые тяжкие дни испытаний место твое рядом с твоим народом, всякое отступничество, вызванное слабостью ли твоей, недоразумением ли, оборачивается еще большим горем для твоей родины, народа, а стало быть, и для тебя…».

Таким образом, измена Родине — это преступление, которое не искупается. Как заметил Н.Г. Чернышевский, «для измены Родине нужна чрезвычайная низость души»

Предложения интернет-магазинов