Итоговое сочинение по литературе. Примеры сочинений

Верность как высшее проявление силы

Сколько существует человек, столько существует проблема взаимоотношений, человеческой верности. Она связана с взаимопониманием, с желанием разде­лять чувства и эмоции друг друга.

Именно эта проблема выдвигается на первый план, когда человек вступает во взрослую жизнь и перед ним является мир, не всегда добрый и открытый. В нём нужно уметь принимать решения, отстаивать свою позицию, добиваться результата и научиться правильно выбирать людей. Общение людей должно строиться на принципах искренности, взаимности и открытости. Причём такие отношения требуют ду­шевной отдачи, умения думать не о себе, а о других, желания помогать и заботиться, быть верным и пре­данным. Очень точно это подметил А. Вознесенский: «Чем больше мы от сердца отрываем, тем больше нам на сердце остаётся». В русской литературе можно найти немало примеров самоотдачи, человечности и добра. Одним из самых ярких и героических символов такой самоотверженности и верности людям для мно­гих стал легендарный Данко из рассказа М. Горько­го «Старуха Изергиль», который бесстрашно вырвал своё пылающее сердце, чтобы осветить путь людям. Конечно, финал рассказа не столь романтичен. Люди его дар не оценили. Однако имя Данко продолжает волновать наши сердца, а его подвиг продолжает вос­питывать юные души.

В отличие от Данко, героиня повести А. Солжени­цына «Матрёнин двор» описана не романтически воз­вышенно. Наоборот, она — реальное воплощение все­прощения, добра и любви, преданности и верности. Но именно эти качества её характера заставляют читателя уважать эту скромную женщину, преклоняться перед её стойкостью и верностью.

И Горький, и Солженицын размышляют о челове­ческой сути, о том, что является наиболее ценным в отношениях между людьми. Они заставляют нас заду­маться над тем, как важно научиться жить в обществе, никого не обижая и не страдая от обид, показывают нам, как научиться убеждать и жить в мире и согласии с другими людьми.

А ведь это не так-то просто: находить пути разреше­ния спорной или конфликтной ситуации. Но уверен, чтобы оставаться человеком, нужно всегда сохранять своё лицо, не забывать о главных моральных принци­пах, думать не о собственном благе, а о других, быть преданным и верным, и люди это оценят и всегда пой­дут навстречу.

Кроме того, умение выстраивать отношения, как правило, особенно необходимо с самыми близкими людьми, ведь именно они чаще всего видят нас не в минуты побед, а в минуты слабости. Мы уверены, что они всё простят и всё вытерпят. Но ведь именно они хотят получить от нас больше всего любви, почувство­вать заботу, увидеть участие и интерес в глазах. Это доказывают писатели в своих произведениях, словно подсказывают нам выход, дают совет, обрисовывают перспективу. И ведь действительно, если поступать по совести, думать о тех, кто рядом, можно быть верным, не разрушая мир других.

Все размышления о необходимости быть верным важны для каждого. Если сам человек будет думать только о себе, о своих интересах, он навсегда останет­ся одинок, потеряет друзей, лишится веры других, утратит добрые человеческие качества. Только веря людям, проявляя свою верность им, человек сможет реализовать своё предназначение и почувствовать себя нужным и важным для общества.

Верность матери

Любовь сопровождает нас с момента рождения и до последних шагов по жизненному пути. Это любовь к матери, любимому человеку, к близким, к родине и краю, в котором ты родился, но материнская любовь, пожалуй, отличается такой самоотверженной силой, что не поддаётся ни разуму, ни инстинкту, ни науч­ным расчётам.

В литературе можно найти множество примеров та­кой верной материнской любви, безмерной и всепро­щающей. Да, некоторые называют её слепой любовью и верностью, подразумевая под этим веру и вселенское прощение за всё. Доказательство этому мы находим в строчках В. Коротаева:

О, вера наших матерей,

Вовек не знающая меры,

Святая трепетная вера

В нас, подрастающих детей.

И хотя мы нечасто задумываемся о том, что значит для каждого из нас это тёплое слово «мама», наверное, это только потому, что мы абсолютно уверены в её лю­бви и постоянстве, что подтверждают и поэтические строчки Н. Некрасова:

В насмешливом и дерзком нашем веке

Великое, святое слово: «мать»

Не пробуждает чувства в человеке.

Но я привык обычай презирать.

Даже взрослый человек испытывает безграничную потребность в материнской любви. Примером пусть не материнской, но родительской любви может быть и повесть А. С. Пушкина «Станционный смотритель», рассказывающая нам о трогательной и нежной любви отца к дочери, легко оставившей его и осознавшей всю глубину и тяжесть потери слишком поздно.

Конечно, есть люди, которые утверждают, что только строгость и дисциплина без каких-либо побла­жек способны сформировать достойного человека, и именно в этой строгости заключена вера и истинная любовь.

Этому мы также находим подтверждение в рассказе И. Бунина «Цифры», в котором писатель выразил своё отношение к воспитанию детей. Капризы маленького Жени возмутили его дядюшку, и хотя всем взрослым было жаль плачущего мальчугана, они выдержали детский натиск.

Мы видим, что, по мнению автора, родительская любовь не заключается в слепой вере и любви к детям. Важно уметь в какой-то момент проявить твёрдость, в другой — жалость и доброту.

Именно потому что проблема двух поколений была, есть и будет, она и привлекала внимание многих вели­ких писателей: М. Горького, М. Лермонтова, И. Турге­нева и др. И каждый находил и описывал черты своих героев. Значит, проблема эта непроста, она циклично возникает в каждом поколении и касается каждой се­мьи, дома, родителя.

Подытоживая вышесказанное, хочется ещё раз подчеркнуть, что материнская любовь самая верная, нет в мире чувства сильнее, трепетнее и бескорыстнее.

Верность в любви

Вариант 1

Говорят, что миром движет любовь. Но что же это за сила, что же это за чувство? Действительно ли оно предполагает верность? А ведь любви подчиняются и юноша, и старик, и властитель, и раб. Проблема по­нимания сущности любви всегда волновала и будет волновать каждого, ведь именно в любви проявляется истинная сущность человека, его душа, стремления, потенциал.

Многие люди рассматривают любовь по-разному: любовь-страсть и любовь-нежность, любовь-верность. С тревогой многие писатели пишут, что в современной жизни человек вынужден бороться и самоутверждать­ся. Его сильное «я» проявляется и в любви, когда главным в отношениях двоих становятся не чувства, не эмоции, а доказательство успешности, лидерства, силы, когда понятие «верность» оказывается на обо­чине дороги, как бы не у дел.

Однако взгляд на верность и любовь, одновремен­но требовательную и нежную, является спорным и неоднозначным. Это подтверждается и строчками А. С. Пушкина:

Я вас люблю, хоть я бешусь,

Хоть это труд и стыд напрасный,

И в этой глупости несчастной

У ваших ног я признаюсь!

Противоречивость и сложность этого необычного чувства можно почувствовать также в строчках:

Без вас мне скучно, — я зеваю;

При вас мне грустно, — я терплю;

И, мочи нет, сказать желаю,

Мой ангел, как я вас люблю!

Мы действительно не всегда способны понять это чувство у другого человека, пока сами не попадём под его влияние.

В русской и мировой литературе не раз встречают­ся примеры верной жертвенной любви и примеры лю­бви страстной, всепоглощающей. Доказательством этого могут послужить строки из стихотворения Э. Асадова:

Сердце грохочет, стучит в виски,

Взведённое, словно курок нагана.

От нежности, ярости и тоски

Оно разрывается на куски.

Однако многие героини русских литературных произведений показывают нам примеры любви неж­ной, тихой, неброской, верной, сочетающей желание любить и стремление помогать, заботиться о близ­ких: это и героини И. Тургенева, и пушкинская Татьяна Ларина, и Наташа Ростова из романа Л. Тол­стого «Война и мир».

Можно много говорить о любви, но у каждого из нас она своя. Хочется, чтобы она совмещала в себе и страсть, и нежность, и эмоциональный взлёт, и земное тепло. Все мы хотим любить и быть любимыми, хотим заботиться о ком-то и чувствовать заботу близких. Да, мы хотим быть верными в любви и на себе испытывать это прекрасное чувство.

Вариант 2

Произведения А. Куприна заставляют задумывать­ся о том, что является святым для каждого человека, о том, без чего жизнь теряет свой смысл и становится всего лишь отрезком биологического существования. Это святые чувства.

Многие авторы пытались передать в своих произве­дениях мир человеческих переживаний, и А. Куприну сделать это удалось в рассказе «Гранатовый браслет». Писатель ещё раз доказывает, что простой человек способен любить чисто, глубоко, верно.

Для чиновника Желткова любовь стала смыслом жизни и вылилась в слова: «Да святится имя твоё!». «Маленький человек» Желтков, подобно возлюблен­ной Соломона, подобно девушке из Полесья, подобно многим другим героям писателя, обрёл бессмертие, си­лой своей любви преодолев суету и тлен.

Читая последние страницы этой книги, я не мог сдержать слёз. С тех самых пор соната Бетховена стала для меня частью «Гранатового браслета».

Мне кажется, что этот рассказ дал мне новое ощу­щение жизни, пробудил во мне ту способность состра­дать, которой обладают все герои моего любимого пи­сателя.

Куприн считает, что для человека главным являет­ся не власть, богатство или ещё что-либо материаль­ное, а осознание своей сущности, человеческой значи­мости, духовности.

Писатель верил в вечность любви, правды, красо­ты, верность для него — это не пустой звук. Верим в это и.мы.

Истинный путь человека — верность и служение высшим целям

Когда-то наши далёкие предки представляли, что Земля стоит на трёх китах. В существование этих ки­тов давно никто не верит. Но ведь на чём-то держится мир? Пожалуй, главный «кит», на котором покоит­ся мир человека, — верность. Верность, служение из­бранной цели, мечте, идее, верность нравственным идеалам, традициям, законам, верность Родине. Это и есть истинный путь человека.

В слове «верность» тот же корень, что и в слове «вера», смысл этих слов очень схож. Если человек ве­рит в добро, заложенное в нём, в то, что он живёт ради лучшего, высокого, светлого, ради того, чтобы помочь благоустройству мира, жизни на земле, то он будет вер­ным сыном (дочерью) своим отцу и матери, будет верен памяти, заветам более отдалённых своих предков — деда, прадеда, земляков, будет стараться что-то сделать для своей земли, края, дома, для своей малой родины.

Но из маленьких уголков состоит вся наша вели­кая Родина, и все ручейки вливаются в большую реку: поэтому делать «малое дело» — значит и помогать сво­ей большой Родине, «всеми силами споспешествовать» (В. Белинский) её расцвету.

Именно так помогал своей Родине Сергий Радо­нежский. Он сумел своими благочестивыми делами сыскать себе высочайший нравственный авторитет. Мудрый и добродетельный Сергий всецело поддержи­вал объединительные усилия Москвы для возвеличи­вания и укрепления Русского государства. Епифаний Премудрый в «Житии Сергия Радонежского» рисует трудный духовный путь этого подвижника.

А что ещё является ориентиром в духовном пути че­ловека? Конечно, верность. Верность данному слову, присяге, законам чести… Верность традициям своего народа, знание его истории, песен, пословиц… Разве не укрепляют нас в жизненном пути хотя бы вот эти русские пословицы: «За совесть да за честь хоть голову снесть», «Худое молчанье лучше доброго ворчанья», «И редко шагает, да твёрдо ступает», «Не искал бы в селе, а искал бы в себе», «Не боюсь богатых роз, а бо­юсь убогих слёз», «Совесть без зубов загрызёт». Знать пословицы, народные песни — значит быть верным на­родным традициям, родному языку.

Думается, что быть человеком — это чувствовать свою ответственность за выбранный путь. Жизнь, не освещённая верностью, не имела бы никакой цены, как и жизнь, прожитая без служения обществу.

Путь преодоления индивидуалистических предубеждений

В романе «Война и мир» Л. Н. Толстой проводит Андрея Болконского и Пьера Безухова через трудные жизненные испытания, чтобы привести их к понима­нию своего места в жизни. Их путь — это путь сближе­ния с народом.

Герои нашли друг в друге основу для развития вы­соконравственных идей, которые не должны быть утрачены. Таким образом, они спаслись от морального одиночества.

Князь Андрей — человек действия. Он объясня­ет Пьеру, зачем идёт на войну: «Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь — не по мне!» Андрей не хочет, чтобы случайности распоряжались его судьбой. Он верит в своё назначение и, кажется, решил для себя вопрос о смысле человеческой жизни и чести.

Князь Андрей верит в свою звезду, считает, что ро­ждён для подвига. Эта вера связана с фамильной гор­достью.

Мечтая о своём Тулоне, Болконский отправляется на войну. Перед нами аккуратный, исполнительный штабной офицер. Князь Андрей «много изменился за это время… он имел вид человека… занятого делом приятным и интересным».

Война — это не только грохот орудий, сражения и подвиги. Здесь бывают свои будни, труднее вести себя при этом достойно. Кажется, что в бою легче. Всё ясно: позади — свои, впереди — чужие, а в буднях трудно понять, кто свой, кто чужой и где главный враг.

Известие о безнадёжном положении русской армии «было горестно и вместе с тем приятно князю Андрею… ему пришло в голову, что ему-то именно предназначено вывести русскую армию из этого положения, что вот он, тот Тулон, который выведет его из рядов неизвестных офицеров и откроет ему первый путь к славе».

«А ежели ничего не остаётся, кроме как уме­реть? — думал князь Андрей уже в дороге, направля­ясь навстречу русской армии. — Что же, коли нужно! Я сделаю это не хуже других».

Вот, что имел в виду старик Болконский, когда вскрикнул: «…коли узнаю, что ты повёл себя не как сын Николая Болконского, мне будет … стыдно!». Эти гордые люди превыше всего ставят честь, своё досто­инство.

Что понял князь Андрей на поле Аустерлица? Нет, он не пришёл к Богу, как мечтала сестра, княжна Ма­рья, надевая на него образок. Вера её кажется князю Андрею слишком простой, всё сложнее. Но одно он понял: прежние стремления к славе, к любви суетны и потому ничтожны. Что-то другое должен человек ис­кать в жизни.

Болконский уехал в Петербург, чтобы быть по­лезным людям. Князь Андрей ещё полон надежд. Но мы видим, как холоден с ним царь, недовольный тем, «что Болконский не служил с 1805 года», как тупы глаза Аракчеева и почти невежлив его тон; как неесте­ственен Сперанский, в котором князь Андрей жаждет найти «полное совершенство человеческих достоинств».

Душевная драма, которую переживает Болконский после разрыва с Наташей, обостряет его нравственные, философские искания.

Однако стремление рассматривать свою жизнь в связи с жизнью других людей, которое родилось у Ан­дрея в результате преодоления индивидуалистических предубеждений, ясно проявляется в дни испытаний, в дни Бородинского сражения. Болконский ощущает близость своих мыслей и желаний мыслям и желани­ям народа. В стремлениях Болконского отражается сила его любви к родной земле, раздумья, жизненные искания.

Жизнь Пьера складывалась иначе. Он пережил увлечение светской жизнью, пытался найти счастье в семье, вступил в общество масонов. Безухов хочет быть полезным людям, облегчить жизнь крепостных крестьян. Он верит, что «наслаждение делать добро есть единственно верное счастье в жизни», желает жить для других.

Для князя Андрея и Пьера свойственны поиски ис­тины, внутренняя рефлексия. Пьер поддерживает Ан­дрея после смерти жены. Он говорит ему, что «надо жить, надо любить, надо верить».

Мне эти герои очень дороги, так как помогли по­нять важную мысль. В жизни дружба, честь и высшая цель — быть нужным людям и обществу — заставляют нас совершенствоваться. Это одухотворяет и нрав­ственно возвышает человека.

«Любовь честнее доверия, и обманутый влюблённый заслуживает не сожаления, а удивления и уважения» (А. Платонов)

В чувстве любви, как в истории жизни и мысли на земле, постоянно появлялось нечто новое. Оставаясь, по сути уникальным духовно-телесным совпадением двух личностей, она обогащалась новыми состояниями человеческой души — живой, ищущей, развивающей­ся.

Когда три с половиной тысячи лет назад поэт-егип­тянин, чьё имя не сохранилось, говорил о любимой: «Лучится её добродетель, и светится кожа её, взгляд упоителен, сладкоречивы уста…», он открывал в ней возвышенно-нравственное существо, чьё душевное со­вершенство нашло чудесное телесное воплощение. И это рождало в нём нечто абсолютно новое — неж­ность, гармонию, человечность.

Человеческое сердце, подобно ребёнку, делало открытие за открытием. Оно верило и наслаждалось первыми этими озарениями, как наслаждался чело­век сиянием солнца. Человек учился видеть человека. Именно в любви открывалась бесконечная ценность человеческой личности, вера, радость милосердия и умаления себя ради того, кого любишь.

Нет, вероятно, двух любящих, которые бы виде­ли что-то совершенно одинаковое в тех, кого они лю­бят. Любому открывается в любимом нечто особенное, единственное, отвечающее потребностям именно его души. Что ни любовь, то новая истина. Но несмотря на разнообразие этих истин, существует и нечто абсолют­ное, объединяющее их, — чувство бесконечной ценно­сти человеческой личности.

Нравственный труд по воссозданию и развитию этой ценности в любимом существе и должен состав­лять содержание любви. И совершён он может быть только сознательным усилием. Из состояния «для себя» человек должен перейти в состояние «для тебя», перенести центр личного существования из «я» в « ты » .

Истинная любовь — верность и духовное мате­ринство. Она раскрывается в вынашивании лучших частей души любимого человека, с материнской самоот­верженностью и материнским терпением. Именно тут и ожидает нас чудо… История человеческих чувств — история восхождения ко всё большей человечности.

Самое романтическое в истории человеческих чувств — романтизм русской любви. Отношения Оне­гина и Татьяны известны нам с детства в мельчайших подробностях. Татьяна написала письмо с романтич­ным и человечным объяснением в любви. Написала первая… Какая смелость! Кто, когда — в литературе или в жизни — отваживался из девушек на это? Да ещё в век устойчивых нравов и традиций, когда при всей вольности дворянско-помещичьей жизни девуш­ка не смела и помыслить о том, чтобы объясниться в любви первой.

Её письмо — героическая попытка стать выше всех условностей, нравов, традиций. Она отдаёт себя ему со страхом и бесстрашно, открыто и со стыдом. В истории чувств нет ни одного женского письма, равного по от­ваге сердца письму Татьяны.

Пожалуй, самое неудивительное в этой героине то, что она после замужества отвергает любимого челове­ка. Это единственное событие, которое можно отнести к само собой разумеющемуся.

Татьяна, тайна её верности, хорошо объясняет и героизм жён декабристов, и последующее поколение русских женщин, подруг «идеалистов 30-40-х годов» XIX века, не менее возвышенных, чем их мечтатель­ные возлюбленные, но более решительных, талантли­вых не в одном лишь чувстве, но и в действии…

Объясняет она и наших современниц, их душевный мир, потому что она же и формирует его.

А. Герцен писал: «Любовь — высокое слово, гармо­ния создания требует её, без неё нет жизни и быть не может ».

Думается, что главное свойство любви — всё воз­вышать и облагораживать, быть верным. И это чудо любви было у многих. У тысяч мужчин и женщин, ко­торые ничуть не уступали великим мира сего в пони­мании, точнее в переживании любви, потому что и для них была она не утехой и не бытом, а поиском великой истины в человеческих отношениях и битвой, порой трагической, за человечность.

«Всякая благородная личность глубоко сознаёт своё кровное родство, свои кровные связи с отечеством» (В. Г. Белинский)

Из чего же вырастает огромная человеческая лю­бовь ко всему, что умещается в одном слове — Роди­на? Родина — это наша честь, которую мы бережём. Это и тропинка с бродом через ручей, и пространство в одну шестую всей земной карты. Это и Москва, и малые, в десять дворов, деревеньки. Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет ему сил. Но всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже слабый ветер. Корни питают дерево, связы­вают его с землёй.

Корни — это то, чем мы жили вчера, год, сто, ты­сячу лет назад. Это наша история. Это наши деды и пращуры. Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами в степных каменных бабах, резных наличниках, в деревянных игрушках и диковинных храмах, в уди­вительных песнях и сказках. Это славные имена пол­ководцев, поэтов и борцов за народное дело. Народ, не имеющий таких глубоких корней, — бедный народ, сколь ни высоки его здания из алюминия и стекла.

Совершая дела великие, мы должны знать, откуда пошли и как начинали. Мы должны помнить и чтить деяния предков, ратный и трудовой подвиг отцов, должны помнить нашу победу.

Настоящую верность и преданность родине пока­зал оклеветанный, осаждённый, но не сдавшийся пи­сатель, литературовед и пушкинист Ю. Оксман. Он рассказал историю декабриста Сухинова, сумевшего спастись от полицейских, добраться до границы, оста­новило одно: он понял, что если перейдёт границу, уже не сможет вернуться на родину.

Герой побеждает самого себя. Он предпочёл канда­лы и каторгу, но на своей земле. Драматический фи­нал доказывает невозможность существования вдали от родины для истинного сына своего отечества.

В решении Сухинова остаться на родине — воля к победе, мужество и сила характера, стойкость, вер­ность своим убеждениям.

Однако следует понимать, что любить Отечество, быть ему преданным и верным невозможно заставить декретом. Эту любовь надо воспитать. Солнце, как из­вестно, на земле одинаково светит для всех, но чело­веку с Родиной оно светит ярче. Поэтому я полностью согласен с высказыванием В. Г. Белинского: «Всякая благородная личность глубоко сознаёт своё кровное родство, свои кровные связи с отечеством».

Предложения интернет-магазинов