Классификация ошибок. Подготовка к ОГЭ

  1. Речевые ошибки
Вид ошибки Примеры
Употребление слова в несвойственном ему значении Мы были шокированы прекрасной игрой акте­ров.

Мысль развивается на продолжении всего тек­ста.

Неразличение синонимичных слов В конечном предложении автор применяет гра­дацию.
Употребление слов иной стилевой окра­ски Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается на­править людей немного в другую колею.
Неуместное употребление эмоционально- окрашенных слов и фразеологизмов Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.
Неоправданное употребление простореч­ных слов Таким людям всегда удаётся объегорить других.
Нарушение лексической сочетаемости Автор увеличивает впечатление. Автор ис­пользует художественные особенности (вместо средства).

Вид ошибки Примеры
Употребление лишних слов, в том числе плеоназм Красоту пейзажа автор передаёт нам с помощью художественных приемов. Молодой юноша, очень прекрасный.
Употребление рядом или близко одноко- ренных слов (тавтология) В этом рассказе рассказывается о реальных со­бытиях.
Неоправданное повторение слова Герой рассказа не задумывается над своим по­ступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.
Бедность и однообразие синтаксических конструкций Когда писатель пришёл в редакцию, его при­нял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.
Неудачное употребление местоимений Данный текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю. У меня сразу же воз­никла картина в своём воображении

 

Речевую ошибку можно заметить только в контексте, в этом её отличие от ошибки грамматической, для обнаружения которой контекст не нужен.

  1. Грамматические ошибки
Грамматические ошибки Примеры
Ошибочное словообразование Ветелинар, благородность, подскользнуться
Ошибки в образовании форм имен суще­ствительных Облаки, с повидлой
Ошибки в образовании форм имен прила­гательных Более интереснее, самый умнейший
Ошибки в образовании форм имен числи­тельных С пятистами рублями
Ошибки в образовании форм местоимений Ихний, около его
Ошибки в образовании глагольных форм Дожит, пригинать, ездиет, ждя, исследоваемый
Ошибки, связанные с нарушением согла­сования Он никогда не видел таких глаз, словно присы­панных пеплом, наполненные неизбывной тос­кой.
Ошибки, связанные с нарушением управ­ления Удивляюсь его силой, жажда к славе.
Ошибки, связанные с нарушением связи между подлежащим и сказуемым Связь с революционерами: Сашей, Софьей и другими, оказали огромное влияние на мировоз­зрение Павла.
Ошибки, связанные с нарушением способа выражения сказуемого в некоторых кон­струкциях Он написал книгу, которая эпопея. Все были ра­ды, счастливы и веселые.
Ошибки в построении предложений с дее­причастным оборотом Покатавшись на катке, болят ноги.

 

Грамматические ошибки Примеры
Ошибки в построении предложений с при­частным оборотом Горная цепь тянется с востока на запад, состоя­щая из множества хребтов.
Ошибки в построении предложений с од­нородными членами предложения Эта книга научила меня честности, смелости и уважать своих друзей.
Ошибки в. построении сложных предло­жений Колхоз был построен под руководством Давыдо­ва, который преобразился в крупное хозяйство.
Ошибки, связанные со смешением прямой и косвенной речи Игорь сказал, что «хочу свою голову положить либо напиться шлемом из Дона».
Ошибки, связанные с пропуском необхо­димых слов Владик кое-как прибил доску и побежал в во­лейбол.
Ошибки, связанные с нарушением видо- временной соотнесенности глагольных форм Брат сидел за столом и раскрашивает картинки.
Ошибки, связанные с нарушением границ предложения Охотник положил ружье, привязал собаку. И пошел к зверю.

 

  1. Ошибки фактические (фоновые)

В работе выпускника могут встречаться ошибки в фоновом материале: — неверное из­ложение фактов, не упоминающихся в исходном тексте, которые учащиеся уместно или не­уместно используют в развёрнутом ответе (факты биографии автора или героя текста, даты, фамилии, авторство называемых произведений, неверная терминология).

Фактические ошибки связаны

  • с приведением фактов, противоречащих действительности, например: «Гёте — французский писатель», «Столица США — Нью-Йорк», «Ленский вернулся в свое имение из Англии»;
  • неверное употребление формы имени персонажа: Максим Максимович вместо Максим Максимыч («Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова), Екатерина вме­сто Катерина («Гроза» А.Н. Островского);
  • не только с полном искажением (подменой) факта, но и с его преувеличением или преуменьшением, например: «Маяковский — вдохновитель народа в борьбе с ин­тервенцией»; «Много сил и энергии отдаёт детям директор школы: построена школа, которая каждый год выпускает около тысячи учеников».

Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчёте ошибок две негрубые считаются за одну.

К негрубым относятся ошибки:

  • в исключениях из правил;
  • в написании большой буквы в составных Собственных наименованиях;
  • в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
  • в написании и и ы после приставок;
  • в трудных случаях различения не и ни {Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной, как …; ничто иное не …; не что иное, как … и др.);
  • в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

 

7) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их после­довательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок.

Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий — резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая по­добная ошибка учитывается как самостоятельная. Если в одном непроверяемом слове допу­щены две и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.

Понятие об однотипных ошибках не распространяется на пунктуационные ошибки.

Инструкция по выполнению работы*

Экзаменационная работа состоит из трёх частей, включающих в себя 15 заданий.

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 55 ми­нут (235 минут).

Часть 1 включает в себя одно задание и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение).

Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.

Это задание выполняется на отдельном листе.

Часть 2 состоит из 13 заданий (2-14). Задания части 2 выполняются на основе прочи­танного текста.

Ответы к заданиям 2-14 записываются в виде слова (словосочетания), числа, последо­вательности цифр в поле ответа в тексте работы.

В случае записи неверного ответа на задания части 2 зачеркните его и запишите рядом

новый.

Задание части 3 выполняется на основе того же текста, который Вы читали, работая над заданиями части 2.

Приступая к части 3 работы, выберите одно из трёх предложенных заданий (15.1, 15.2 или 15.3) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ.

Это задание выполняется на отдельном листе.

На экзамене разрешено пользоваться орфографическим словарём.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.

Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количест­во баллов.

Желаем успеха!

Предложения интернет-магазинов