Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого. ОГЭ

Таблица 5*

Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого Баллы
ГК1 Соблюдение орфографических норм
Орфографических ошибок нет, или допущено не более одной ошибки 2
Допущено две-три ошибки 1
Допущено четыре и более ошибки 0

Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого Баллы
ГК2 Соблюдение пунктуационных норм
Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более двух ошибок 2
Допущено три-четыре ошибки 1
Допущено пять и более ошибок 0
ГКЗ Соблюдение грамматических норм
Грамматических ошибок нет, или допущена одна ошибка 2
Допущено две ошибки 1
Допущено три и более ошибки 0
ГК4 Соблюдение речевых норм
Речевых ошибок нет, или допущено не более двух ошибок 2
Допущено три-четыре ошибки 1
Допущено пять и более ошибок 0
ФК1 Фактическая точность письменной речи
Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет 2
Допущена одна ошибка в изложении материала или употреблении терминов 1
Допущено две и более ошибки в изложении материала или употреб­лении терминов 0
Максимальное количество баллов за сочинение и изложение по критериям

ФК1, ГК1-ГК4

10

 

При оценке грамотности (ГК1-ГК4) следует учитывать объём изложения и сочине­ния.

Указанные в таблице 5 нормативы применяются для проверки и оценки изложения и сочинения, суммарный объём которых составляет 140 и более слов.

Если суммарный объём сочинения и изложения составляет 70-139 слов, то по каж­дому из критериев ГК1-ГК4 не ставится больше 1 балла:

ГК1 — 1 балл ставится, если орфографических ошибок нет или допущена одна негру­бая ошибка;

ГК2 — 1 балл ставится, если пунктуационных ошибок нет или допущена одна негрубая ошибка;

ГКЗ — 1 балл ставится, если грамматических ошибок нет;

ГК4 — 1 балл ставится, если речевых ошибок нет.

Если в изложении и сочинении в целом насчитывается менее 70 слов, то такая работа по критериям ГК1-ГК4 оценивается нулём баллов.

Если ученик выполнил только один вид творческой работы (или изложение, или со­чинение), то оценивание по критериям ГК1-ГК4 осуществляется также в соответствии с объ­ёмом работы:

  • если в работе не менее 140 слов, то грамотность оценивается по таблице 5;
  • если в работе 70-139 слов, то по каждому из критериев ГК1-ГК4 не ставится более 1 балла;
  • если в работе менее 70 слов, то такая работа по критериям ГК1-ГК4 оценивается нулём баллов.

Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за вы­полнение всей экзаменационной работы, — 39.

Грамотность речи оценивается по количеству ошибок и недочётов, допущенных экза­менуемым в тексте письменной работы.

Орфографическая ошибка — это неправильное написание слова. Такую ошибку можно только увидеть, услышать её нельзя: на площаде, о синим карандаше, небыл, кто то, как-будто.

Грамматическая ошибка — это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы — словообразовательной, морфологической, синтаксической. Например:

  • подскользнуться вместо поскользнуться;
  • без комментарий вместо без комментариев, едь вместо поезжай;
  • удостоен наградой — не соблюдаются нормы управления, должно быть удостоен награды);
  • Прочитав текст, мне многое стало ясно — неправильное построение предложения с деепричастным оборотом, должно быть Прочитав текст, я многое прояснил для себя.

В отличие от грамматических речевые ошибки — это ошибки не в построении, не в структуре языковой единицы, а в её использовании, чаще всего в употреблении слова. По преимуществу это нарушения лексических норм, например:

  • Штольц — один из главных героев одноименного романа — само по себе слово од­ноименный ошибки не содержит, оно лишь неудачно употреблено, не «вписывается» в кон­текст, не сочетается по смыслу со своим ближайшим окружением.

Предложения интернет-магазинов