Критерии оценки итогового сочинения

К проверке по пяти критериям оценивания допус­каются итоговые сочинения, соответствующие уста­новленным требованиям.

Требование № 1. «Объём итогового сочинения»

Рекомендуемое количество слов — от 350. Макси­мальное количество слов в сочинении не устанавлива­ется: в определении объёма своего сочинения участник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служеб­ные), то выставляется «незачёт» за невыполнение тре­бования № 1 и «незачёт» за работу в целом (такое сочи­нение не проверяется по пяти критериям оценивания).

Требование № 2. «Самостоятельность написа­ния итогового сочинения»

Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника (работа другого участника, чужой текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде и др.).

Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка даётся в свободной форме). Объём цитирования не должен превышать объём собственного текста участника. Если сочинение признано экспертом несамостоятельным, то выставляется «незачёт» за невыполнение требова­ния № 2 и «незачёт» за работу в целом (такое сочине­ние не проверяется по пяти критериям оценивания).

Итоговое сочинение, соответствующее установлен­ным требованиям, оценивается по пяти критериям:

  1. Соответствие теме.
  2. Аргументация. Привлечение литературного ма­териала.
  3. Композиция и логика рассуждения.
  4. Качество письменной речи.
  5. Грамотность.

Критерии № 1 и № 2 являются основными. Для по­лучения «зачёта» за итоговое сочинение необходимо получить «зачёт» по критериям № 1 и № 2 (выставле­ние «незачёта» по одному из этих критериев автомати­чески ведёт к «незачёту» за работу в целом), а также «зачёт» по одному из других критериев (№ 3-5).

Критерий М 1. «Соответствие теме»

Данный критерий нацеливает на проверку со­держания сочинения. Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь её раскры­тия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной пробле­мой, или строит высказывание на основе связан­ных с темой тезисов и т.п.). «Незачёт» ставится толь­ко в случае, если сочинение не соответствует теме или в нём не прослеживается конкретной цели выска­зывания, то есть коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».

Критерий № 2. «Аргументация. Привлечение литературного материала»

Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художествен­ные произведения, дневники, мемуары, публицисти­ку, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники) для построения рассуждения на предло­женную тему и для аргументации своей позиции. Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысле­ния художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведе­ния в единстве формы и содержания и его интерпрета­ции в аспекте выбранной темы.

«Незачёт» ставится при том условии, что сочине­ние написано без привлечения литературного мате­риала, или в нём существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рас­суждения. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».

Критерий № 3. «Композиция и логика рассужде­ния»

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен аргументировать высказан­ные мысли, стараясь выдерживать соотношение меж­ду тезисом и доказательствами. «Незачёт» ставится при условии, если грубые логические нарушения ме­шают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных слу­чаях выставляется « зачёт ».

Критерий М 4. «Качество письменной речи»

Данный критерий нацеливает на проверку речево­го оформления текста сочинения. Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять терми­ны, избегать речевых штампов. «Незачёт» ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выстав­ляется «зачёт».

Критерий № 5. «Грамотность»

Данный критерий позволяет оценить грамот­ность выпускника. «Незачёт» ставится, если грам­матические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чте­ние и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

Предложения интернет-магазинов