Литературные аргументы к итоговому сочинению РАВНОДУШИЕ И ОТЗЫВЧИВОСТЬ

А. С. Грибоедов «Горе от ума»

Чацкий, вернувшись из-за границы в Москву, оказался чужим для фамусовского общества, живу­щего по принципам лицемерия и лжи. Его поражает фальшь светского общества.

Герою чужды повадки Фамусовых и молчал иных, его разум не способен этого понять. Чацкий не боится высказывать своё мнение. Он поднимается против тол­пы. Однако бунтарь и мятежник оказывается в одино­честве.

В монологе «А судьи кто?..» Чацкий утвержда­ет право заниматься наукой, искусством: «В науки вперит ум, алчущий познаний / Или в душе его сам Бог возбудит жар к искусствам творческим, высоким и прекрасным…», раскрывает своё отношение к мо­сковскому обществу. Обнажаются его чувства, его боль за народ, за страну. Конфликт с обществом вскрывает его истинную сущность. Он не согласен жить по заве­там отцов-лицемеров, прислуживать недостойным лю­дям, терять своё достоинство ради благ и удобств.

Фамусов выступает в роли человека, охраняюще­го это общество. Как любящий отец, как крупный чи­новник он не может допустить распространение идей, которые бы подрывали его основу. Его пугает ум моло­дого человека, он кажется ему странным. Фамусов хо­чет по-отечески «вразумить» его, «наставить на пусть истинный». Но Чацкий не согласен, он сопротивляет­ся. Он пробует отстоять свою правду и доказать, что мир богаче, чем это представляется отцу любимой, он многогранен, в нём так много того, что нужно исследо­вать и изучать.

Однако людям, не понимающим пылкость его нату­ры, сложно разгадать его мысли. Они не готовы к та­ким трудностям, им легче признать человека, который не похож на них, сумасшедшим.

Чацкий не равнодушен, он пережил личную дра­му, влюбляясь и разочаровываясь в своих чувствах. Страдая, ему всё же удалось отстоять своё право ду­мать так, как он хочет, право быть самим собой. Целе­устремлённость героя сохраняет в нём тягу к науке, к развитию и совершенствованию. Человечество всегда будет стремиться к познанию, несмотря на сопротив­ление косности, обывательщины и глупости.

Толпа не готова и не способна услышать крик и по­нять отчаяние Чацкого. Они не хотят внимать разуму, истине, боятся её услышать, они бесчувственны и рав­нодушны.

А. С. Пушкин «Станционный смотритель»

Пример дочери, забывшей о своём отце, доказыва­ет, что бывают такие равнодушные дети, которые не испытывают никаких чувств к своим родителям. Од­нако они начинают понимать, что значат для них ро­дители, только тогда, когда родных людей уже невоз­можно вернуть.

Главный герой повести Самсон Вырин пережил по­бег дочери, её равнодушие. Его существование потеряло всякий смысл, он спился и умер. Лишь через три года ав­тор узнаёт, что на могилу смотрителя приезжала барыня с барчатами, она долго горько плакала и молилась. Зна­чит, всё же в ней проснулись разум, совесть и любовь к отцу. Однако ничего в жизни уже нельзя вернуть.

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»

Чувством самопожертвования и отзывчивостью к людям наделены две героини романа. Писатель пока­зывает читателю две судьбы, два цельных характера, способных отдать всё ради счастья других людей.

Чуткостью и милосердием обладают Сонечка Мармеладова и Дуня Раскольникова, они жертвуют собой во имя дорогих им людей.

Дуня Раскольникова, чтобы помочь нищенству­ющему брату, собирается выйти замуж за низкого, подлого, но богатого человека.

Соня продаёт собственное тело, зарабатывая таким образом на хлеб для своей семьи. Девушка страдает, стыдится себя и своей жизни, но отказывает себе даже в самоубийстве, так как понимает, что без неё её род­ные просто не смогут выжить.

Семья с благодарностью принимает её жертву, бо­готворит Соню, её самопожертвование вызывает со­чувствие и понимание. Чувство искренней любви Сони Мармеладовой спасает Раскольникова, даёт ему наде­жду на будущее. Писатель показывает, что Раскольни­ков из чувства сострадания к ней отдаёт свои послед­ние деньги на похороны Мармеладова.

Л. Н. Толстой «После бала»

Рассказ трагичен, он построен на контрасте описа­ний воздушных, нежных переживаний героя и реаль­ности образов и событий.

Герой видит, как отец его любимой Вареньки рав­нодушно руководит избиением солдата. И эта жесто­кая бесчеловечная и кровавая сцена переворачивает его душу, уничтожает в нём былые чувства.

Л. Н. Толстой «Люцерн»

В рассказе поднимается проблема влияния музыки на душу человека, на его чувства, а также проблема че­ловеческого самодовольства, чванства, равнодушия, жадности и способности обидеть ни за что. Писатель показывает странствующего нищего певца. Перед отелем, в котором останавливались только богатые, он играет на гитаре и поёт.

В этом эпизоде автор отразил общее внутреннее вол­нение, чувство наслаждения музыкой и показал вну­тренний свет, который озарил собравшихся людей. Однако контрастом для этих эмоций становится сцена, когда после уличного концерта странствующий певец попросил у слушателей награду за доставленное удо­вольствие и ни один человек не дал ему ничего, многие равнодушно отворачивались, некоторые даже смея­лись над ним.

Писатель возмущён равнодушием людей, для Тол­стого обидеть человека было равнозначно преступле­нию. Этот небольшой эпизод смог убедить читателя не только быть добрее и благодарнее, но и помог осознать всю глубину чувств, которыми может одарить искус­ство, музыка, творчество и талант.

Н. В. Гоголь «Ревизор»

Чувство страха перед вышестоящими, зависть чи­новников приводит абсурдной и неправдоподобной ситуация, когда случайного молодого человека, оста­новившегося в небольшом провинциальном городке, принимают за ревизора.

Городничий и другие чиновники, нечестно выпол­няющие свои обязанности, заискивают перед мнимым ревизором и пытаются дать ему взятку. В результате, взяв деньги у чиновников, как ни в чём не бывало Хле­стаков безнаказанно уезжает из города.

Гоголь показывает суровую правду русской безду­ховной жизни и равнодушия общества, в котором мно­гие рассматривают свою службу только как источник дохода, иные чувства при этом их просто не интересуют.

Н. В. Гоголь «Шинель»

Автор рассказывает читателю об Акакие Акакие­виче — бедном титулярном советнике, который всегда ревностно выполнял свои обязанности. Но ведь и ма­ленький человек — это человек, и у него есть свои чув­ства и переживания. Башмачкин долго мечтал купить новую шинель, он так экономил, чтобы приобрести её! Кража шинели оказалась для Акакия Акакиеви­ча сильнейшим потрясением. Весь мир для него, каза­лось, перевернулся. Некогда покорный и запуганный Акакий Акакиевич начинает бунтовать.

Человек остался наедине со своим горем, он оказал­ся не нужным никому. Равнодушное к маленькому че­ловеку общество не хочет ему помочь, когда он обивал их пороги, просил найти воров. Его разум не выдержал этой трагедии. Когда Башмачкин умирает, никто не замечает его смерти, а на его место приходит другой мелкий чиновник. Если для общества смерть челове­ка остаётся незамеченной, то это значит, что не только сам человек виноват в этой трагедии, виновато лице­мерное и лживое общество.

И. С. Тургенев «Отцы и дети»

Центральным образом романа является Базаров. Его равнодушный ум отвергает чувства, любовь и ис­кусство, тем самым противопоставляя себя окружа­ющим. Его «нигилизм», по мнению писателя, бросал вызов вечным истинам и ценностям человеческого духа и мысли, естественным потребностям человека. В его равнодушии к окружающему миру автор усмат­ривал вину героя и причину его гибели.

Рисуя взаимоотношения между Базаровым и Один­цовой, писатель противопоставляет равнодушие чув­ству любви.

Слова Евгения Базарова обнаруживают в нём чело­века равнодушного, отвергающего эстетическое наела- ждение природой: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».

Он живёт настоящим, пользуется всем, не задумы­ваясь о последствиях для самой природы. Когда ему было плохо, он шёл в лес и ломал ветки: природа не приносила ему ни радости, ни душевного равновесия, ни желанного успокоения. А ведь природа требует к себе бережного и внимательного отношения.

В отличие от Базарова, Аркадий Кирсанов восхи­щается природой со всем пылом молодости. Такие «но­вые люди», как Базаров, забывают о том, что приро­да — их единственный родной дом, поэтому писатель подчёркивает необходимость двухстороннего плодо­творного диалога человека и природы.

М. Ю. Лермонтов «Маскарад»

Лермонтов раскрывает преображение человеческой натуры. Любовь облагораживает героя. Этот равно­душный к окружающему игрок поддаётся воле чувств.

Маскарад — это демонстрация настоящих чувств и действительности, не ограниченных светским этике­том и моралью. Надев маску, человек становится более откровенным и искренним.

Чувства, которые испытывает светское общест­во, — это маскарад. Подчиняясь различным услов­ностям, люди надевают маску безучастности, делая вид, что ничего не произошло. Но Арбенин не таков. Он игрок и не подчиняется светским правилам. Он по­лагается на судьбу, ждёт, когда она предоставит ему шанс отомстить. Итог трагичен. Арбенин лишается любимой жены и своего статуса в обществе. Он теряет разум.

А. Н. Островский «Бесприданница»

В пьесе рациональные начала, основанные на рав­нодушии к окружающим, зависимости человека от де­нег, побеждают чувства. Проблема поставлена остро: она ломает жизнь и судьбу Ларисы. Поверившая в лю­бовь девушка страдает от навязчивых попыток матери, которая пытается пристроить её к богатому купцу Па­ратову.

Лариса осознаёт фальшь и лицемерие своей матери, понимает, что ей движет единственная цель — деньги. Всё естество героини сопротивляется этому. Однако Паратов предаёт её ради женитьбы на немолодой бога­той женщине. Его жизненные ценности и разум побе­ждают чувства.

И. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»

В рассказе писатель показал судьбу человека, кото­рый посвятил свою жизнь служению ложным ценно­стям. Он так и не испытал в своей жизни подлинных чувств, был эгоистичен и равнодушен к окружающей его жизни. Деньги и богатство стали для него богом, и только этому богу он поклонялся. Однако когда аме­риканский миллионер умер, оказалось, что истинное счастье, подлинные чувства прошли мимо него. Он умер, так и не узнав, что такое настоящая жизнь.

А. И. Солженицын «Матрёнин двор»

В рассказе писатель изобразил крестьянку Мат­рёну, чьи сердце и душа были наполнены человечно­стью, бескорыстием, чувством сострадания и любовью ко всем, даже к незнакомым людям. Матрёна «помога­ла чужим людям бесплатно», а сама «за обзаводом не гналась»: она не заводила «добра», не старалась запо­лучить квартиранта.

Её отзывчивость проявилось в ситуации с горницей, когда она позволила разобрать свой дом, в котором прожила всю свою жизнь, на брёвна ради воспитанни­цы Киры, так как той негде было жить. Героиня жерт­вует всем ради других, ради страны, соседей, родных.

Однако после её тихой смерти в рассказе описано жестокое поведение её родных, которых захлёстыва­ет жадность. Читатель приходит к мысли о том, что благодаря своим душевным качествам именно Мат­рёна делала этот мир лучше и добрее, жертвуя собой, своей жизнью.

Е. И. Замятин «Мы»

Главный герой романа Е. И. Замятина «Мы» — Д-503. От его лица автор ведёт рассказ о жизни обще­ства далёкого будущего, в котором люди не похожи на себя, они превратились в равнодушные ко всему автоматы — машины, которые действуют по команде. Единое Государство объясняет это так: «Нет ничего счастливее цифр, живущих по стройным вечным зако­нам таблицы умножения. Ни колебаний, ни заблужде­ний» . Это безнравственно и жестоко.

Задача тоталитарной системы — не уничтожить полностью личность, а ограничить её со всех сторон, посадить в клетку.

Речь уже идёт не о людях, а о «нумерах». Отрица­ется всё светлое и доброе, отрицается и любовь. По­является установка: «счастливы должны быть все». «Если они не поймут, что мы несём им математически безошибочное счастье, наш долг заставить их быть счастливыми». Но это всё же живые люди, Единое Государство не может опираться только на рабскую покорность. Сделать всех равными и счастливыми не­возможно. Для этого в людях нужно убить всё челове­ческое, уничтожить душу.

И всё же главный герой успел почувствовать сча­стье: на какой-то миг он стал хозяином своей судьбы, смог делать свой выбор. Однако потом он опять превра­щается в « нумер ».

Замятин хотел предупредить современников: тота­литаризм может привести к глобальному равнодушию.

В. П. Астафьев «Людочка»

В своём рассказе «Людочка» В. Астафьев показыва­ет, что судьба Людочки характерна для тех, кто решил покинуть свой дом в деревне и переехать в город. Эти люди столкнулись с трудностями, к которым не были готовы, их встретил равнодушный ко всему город.

Писатель раскрывает трагедию «маленького чело­века». Девушка вынуждена выполнять любую работу, чтобы как-то существовать. Она оказывается зажатой в экономических рамках, сталкивается с жестокими нравами города. Она вызывает у читателя сочувствие и сострадание.

Людочка не нашла поддержки у своей матери, та оказалась равнодушной к судьбе дочери. Мать догада­лась, что с ней случилось, но не пожалела её. Герои­ня решилась на отчаянный поступок — уйти из жиз­ни и таким образом решить свои проблемы. Астафьев возмущён тем, что люди не могут чувствовать чужую боль, они эгоистичны и лицемерны. Однако не всегда это их вина.

Людочка очень нуждалась в сострадании и отзыв­чивости, но натолкнулась на равнодушие близких. Девушка была так одинока, ей так хотелось кому-то выплакаться, рассказать о своей беде. Чудовищная безжалостность и непонимание подтолкнули её к само­убийству. Эта решимость не всем свойственна, её силе можно позавидовать, но это не по-христиански, так не должно быть.

Рассказ заставляет читателя задуматься о жизни, о нравственных вопросах, необходимость быть отзывчи­вым на чужое горе.

И. А. Бунин «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…»

Наши соотечественники, которые уезжали из Рос­сии в начале XX в. под давлением революционных преобразований, эмигранты и изгнанники, несмотря на все изломы судьбы, были обращены к России. Они не были равнодушны к её судьбе, отзывались на все её беды и радости. Переживая тяготы изгнания, они оставались верны своей родине. Их чувство безгра­ничной любви дало жизнь замечательным творениям. Это стихи И. Бунина «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…», А. Галича «А было недавно, а было дав­но, / И даже могло и не быть…», строки М. Цветаевой, К. Бальмонта, 3. Гиппиус и других.

Вынужденные покинуть родину, но не потерявшие любовь ней, многие из них всю жизнь хранили горстку родной земли и страдали от ностальгической боли по утраченному.

Стихи Бунина, написанные в эмиграции, прониза­ны чувством бездомности, одиночества и тоски:

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,

И лазурь, и полуденный зной…

Срок настанет — господь сына блудного спросит:

«Был ли счастлив ты в жизни земной?»

И забуду я всё — вспомню только вот эти

Полевые пути меж колосьев и трав —

И от сладостных слёз не успею ответить,

К милосердным коленям припав.

В его стихах немало трагизма, горечи, отчаянья. Хотя поэта не волнуют политические или идейные рас­при, он живёт бьющимся в его сердце, пульсирующим словом «Россия»:

У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.

Как горько было сердцу молодому,

Когда я уходил с отцовского двора,

Сказать прости родному дому!

М. И. Цветаева «Тоска по родине!»

Марина Цветаева в стихотворении «Тоска по ро­дине!» отрешённо отзывается о потерянной родине: ведь всё равно, где ощущать одиночество, тоску, боль. Поэтесса пронесла свою любовь к родной России через все беды, выпавшие на её долю.

Тоска по родине!

Давно Разоблачённая морока!

Мне совершенно всё равно —

Где совершенно одинокой Быть…

Поэтесса теряла близких, прошла через страдания, эмиграцию, одиночество. И всё же, несмотря на отчая­ние и равнодушие, звучащие в строчках, читатель чув­ствует её веру и надежду, когда она встречает родной до боли кустик рябины.

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И всё — равно, и всё — едино.

Но если по дороге — куст

Встаёт, особенно — рябина…

И финальное умолчание в стихотворении подтвер­ждает это: решайте сами, словно говорит М. Цветаева, что для вас есть родина и где она для вас — там, вдали, растоптанная и униженная, или в вашем сердце, люби­мая и живая. Какой любовью и нежностью к Отчизне пронизаны эти строчки!

М. Цветаева хорошо понимает, что частичка роди­ны навсегда останется в её страдающей и тоскующей душе, потому что её связь с родной землёй не подвласт­на ни времени, ни расстояниям.

Предложения интернет-магазинов