Литературные аргументы к итоговому сочинению ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

И. С. Тургенев «Записки охотника»

В рассказах И. С. Тургенева «Записки охотника» отражены многие стороны жизни крестьян в царской России. Они сыграли огромную роль в общественной жизни нашей страны. Люди, прочитав светлые, яркие рассказы о крестьянах, начинали понимать, что без­нравственно владеть людьми словно вещами.

Может быть, благодаря этим рассказам русский на­род стал осознавать всю чудовищность владения дру­гим человеком, как будто это животное. Может быть, отчасти и поэтому в стране началось широкое движе­ние за отмену крепостного права.

А. С. Пушкин «Арап Петра Великого»

Проблеме отношений человека с обществом, роли человека в этом обществе посвящены многие произ­ведения художественной литературы. Одной из ве­личайших книг о противоречивой, сложной, но всё-таки великой личности в истории стал роман А. С. Пушкина «Арап Петра Великого». Именно о нём символично прозвучали слова поэта в поэме «Медный всадник»: «…Природой здесь нам суждено / В Европу прорубить окно…». Эти строки были написаны о Пет­ре I, человеке, изменившем ход истории, одном из наи­более выдающихся государственных деятелей, опре­деливших в XVIII веке путь и направление развития России.

Пётр I развернул масштабные реформы российско­го государства, изменил общественный уклад, создал русский флот, выдвинул талантливых людей, вско­лыхнул обывательскую скуку бояр. Он изменил стра­ну, народ. Он был жесток, однако много сил отдал на благо обществу. Это значит, что сильная личность мо­жет совершить в своей жизни много великого и герои­ческого, может творить историю общества.

Л. Н. Толстой «Война и мир»

Л. Н. Толстой отрицал какую-либо возможность ак­тивного воздействия отдельной личности на ход исто­рии, считая, что историю делают массы и её законы не могут зависеть от желания или деятельности отдель­ного лица. Он рассматривал исторический процесс как совокупность усилий каждого человека. И только та­кое единство сил и стремлений способно повлиять на историю и общество.

Писатель полагал, что противиться естественному ходу событий абсолютно бесполезно, и пытаться ис­полнять роль вершителя судеб человечества — напрас­ный труд. Эта позиция писателя нашла отражение в романе « Война и мир ».

Писатель неоднократно подчёркивает, что мил­лионные массы простых людей, а не герои и полковод­цы бессознательно движут общество вперёд, создают великое и героическое, творят историю.

Л. Н. Толстой «После бала»

В рассказе Л. Н. Толстого «После бала» отражена проблема несправедливости общества по отношению к человеку. Рассказ особенно трагичен, потому что по­строен на контрасте описаний воздушных, нежных переживаний героя и реальности событий и образов.

Герой рассказа видит, как отец его любимой Ва­реньки руководит избиением солдата. И эта* жесто­кая сцена, бесчеловечная и кровавая, переворачивает душу человека, уничтожает в нём даже тень былых чувств.

А. И. Куприн «Поединок»

В повести «Поединок» А. И. Куприн имел желание «хватить» по царской армии, по её глупости, невеже­ству, бесчеловечности. Писатель погружает читателя в атмосферу армейского быта. Таким образом он под­чёркивает необходимость задуматься над проблемами, которые существовали в армии. Главный герой подпо­ручик Ромашов осознаёт весь ужас армейской действи­тельности.

Ярким проявлением социального неравенства в ар­мии является рукоприкладство. Ромашов видит, что моральный мир тех, кто попадает в армию, меняется не в лучшую сторону. Даже офицер Стельковский, ко­мандующий лучшей ротой, который «обладал терпе­л ивой, хладнокровной и уверенной настойчивостью», выбивает зубы солдату. А что говорить об остальных!

Простых солдат лишают средств к существованию: почти всё жалование они отдают своему командиру. Но они должны всё это терпеть, не могут даже пожало­ваться, так как бесправны.

Для героя с каждым днём становится всё более очевидной социальная несправедливость. Ромашов прошёл через общественный конфликт, борьбу с самим собой, даже думал о самоубийстве.

В поисках выхода из ситуации он приходит к мыс­ли: необходимо, чтобы общество осознало ненужность войны.

М. А. Шолохов «Судьба человека»

Литература всегда отражала идеи и настроения об­щества, но она же и выступала основным мерилом че­ловечности, нравственности, добра. После Великой Отечественной войны многие советские солдаты, ко­торые побывали во вражеском плену, были осуждены как предатели родины.

Рассказ М. Шолохова «Судьба человека», в котором показывается горькая доля солдата, заставил обще­ство по-другому взглянуть на трагическую судьбу во­еннопленных, и в стране был принят закон об их реа­билитации.

М. Горький «На дне»

В пьесе М. Горького «На дне» даны глубокие соци­ально-психологические характеристики общества, а конкретно — представителей «босяцкогоанархизма».

Практически у всех героев в жизни существова­ли свои «двойники». У каждого из них своя реальная жизненная история.

В конце почти каждого действия умирает один из обитателей ночлежки. Это символ трагедии, происхо­дящей в обществе. Писатель утверждал, что общество, уничтожившее в человеке человеческое, не может су­ществовать. Он осуждает тех, кто слепо поддаётся уте­шающим иллюзиям.

Неприятие утешительства автор показывает через образ Сатина, для которого ложь — религия рабов и хозяев. Основной вопрос, который требует ответа: что лучше: сострадание или истина? И тут разворачивают­ся горячие споры о смысле жизни, будущем человека.

Покорности писатель противопоставил правду о свободном человеке, который отвергает унижающую его жалость. Человека йужно уважать и ценить. Чело­век сам создаёт своё будущее, он имеет недюжинные возможности и огромный потенциал, который ищет своей реализации.

На примере Клеща автор раскрывает проблему «дна» и «хозяев», существующую в обществе. Пробле­ма «дна» ярко представлена на примере судьбы Ната­ши. Её чистота, достоинство и гордость пленили Пеп­ла. Сможет ли героиня сохранить их? Поставленный вопрос остаётся без ответа.

Главная идея пьесы — каждый человек в обществе имеет право на счастье.

М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Одной из тем романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» является взаимодействие человека и вла­сти. Булгаков показывает древний Ершалаим и совре­менную Москву.

Понтий Пилат, желая помочь Иешуа, сначала отме­няет смертный приговор. Затем раскрываются подроб­ности: оказывается, что подсудимый сомневался в ве­личии власти кесаря.

У прокуратора есть свобода выбора: последнее сло­во остаётся всё-таки за ним. Но, испугавшись потерять должность, он приговаривает Иешуа к смертной казни.

После прокуратор мучается и желает исправить свою ошибку, но уже поздно.

Проблема человека и власти в романе тесно связа­на с темой творчества. «Пишущая братия» Москвы делает всё в угоду власти, она боится свободомыслия, гонит прочь талантливых людей. В неприглядных то­нах изображает автор этот мир графоманов, занятых псевдотворчеством, показывает, как процветало в об­ществе преклонение перед властью, страх и желание выслужиться, добиться благ за счёт попирания соб­ственных моральных принципов.

Мастер — талант, и потому его не приняли и нача­ли травить. Лишь единицы могут противостоять силе власти.

Е. И. Замятин «Мы»

В романе Е. Замятина «Мы» показано пренебрежи­тельное отношение властей к людям. Они подчинили себе людей-нумеров, отняли у них возможность интел­лектуального и художественного творчества, заменив его Единой наукой и механической музыкой. Сведя любовь к обычной физиологии, лишив человека чув­ства родства и привязанности, власть сделала человека несчастным и беззащитным.

А. И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»

В повести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» остро поставлена проблема человека и власти в тоталитарном обществе.

Иван Денисович Шухов — один из тех, кто был без­винно репрессирован. Он воевал, был в окружении, в фашистском плену, из которого совершил побег.

Он приспосабливается к жизни в лагере, но в душе противопоставляет себя «им», власти, являя нравствен­ную прочность и устойчивость в трясине лагерной жиз­ни. Иван Денисович не протестует, не верит в будущее, у него нет надежды на возвращение из лагеря.

Порой государство вмешивается в личную жизнь. Алёшка-баптист, попавший в лагерь из-за своей веры, не изменил своим убеждениям, в ГУЛАГе его вера лишь укрепилась.

Цель власти — сломить человека. Власти нужны бездумные, беспрекословно подчиняющиеся рабы. Тех, кто сохранил в себе человеческое достоинство, нравственные законы, власть выдворяет за пределы человеческого существования, в котором человек ли­шается всех прав. Жесточайшие условия, изнуритель­ный тяжёлый труд, жёсткое регламентирование всех сторон жизни — всё это быстро выбивает людей из привычного самосознания. Власть враждебна челове­ку — утверждает писатель.

В. Г. Распутин «Пожар»

Человек и общество… Эта проблема остаётся злобо­дневной, насущной на протяжении веков, никого не оставляя равнодушным. Повесть В. Г. Распутина «Пожар» глубоко анализирует современную действи­тельность. Как писатель-гражданин он не может не от­кликнуться на актуальные проблемы современности. В произведении показаны и пожар в таёжном поселке, и личные переживания главного героя, и бездуховность людей, которые в трудную минуту думают не о спасе­нии народного имущества, а лишь о личной наживе.

Прибежавшие на пожар люди не борются с огнём, а, пользуясь случаем, растаскивают ещё не сгоревшее, хотят ухватить, урвать побольше, полагая, что всё спишут на огонь.

Герой осознаёт и понимает, что «беспорядок во­круг, и совсем другое — беспорядок внутри тебя». Пи­сатель подводит к мысли, что не склады горят, а пы­лают людские души. Повесть призывает читателя: остановитесь, присмотритесь к жизни, посмотрите на себя! А так ли мы живём? Человек должен всегда оставаться человеком, мудрым и сильным, здравым, добрым и милосердным, несмотря ни на какие испы­тания. Читатель начинает верить, что наступит время, когда люди поймут, как надо жить, потушат пожар, сжигающий их души. Ведь жизнь дана для того, чтобы быть счастливым.

И. Приставкин «Ночевала тучка золотая»

Актуальная и в настоящие дни проблема нацио­нальной вражды в обществе особенно остро поставлена в повести А. Приставкина «Ночевала тучка золотая». Автор рисует трагические события 40-х годов XX века, которые были связаны с переселением детских домов на Кавказ, т. е. на территории, «освобождённые» от местных жителей — чеченцев. Ошибки правителей вызывают неправильные и жестокие действия про­стых людей.

Месть чеченцев, которых насильственно выселяли с земли их предков, обрушивается на ни в чём не по­винных людей, в том числе на детей. Читатель видит, как зверское убийство разлучает братьев-близнецов Сашку и Кольку Кузьмёнышей.

Символично воспринимается тот факт, что в конце повести Колька называет родным братом чеченского мальчика Алхузура. И читатель понимает: так автор убеждает нас в том, что все народы — братья, что гу­манное человеческое начало сильнее зла, что власть, разжигающая национальную рознь, совершает пре­ступление против человечности и человечества.

В. Высоцкий

Вся поэзия В. Высоцкого — это откровенный разго­вор поэта с читателем о самых насущных проблемах: это и отношения человека с обществом, и роль челове­ка в этом обществе, и его зависимость от него. Ведь не зря говорят, что каждый человек — продукт социума.

Да, человек сам делает свою судьбу, совершенству­ет свою личность, свой характер, но, если он являет­ся истинным гражданином, он обязательно разделяет судьбу своего народа. И даже будучи не согласным с некоторыми тенденциями современного общества, он будет стараться оказать какое-то положительное влия­ние на происходящее. Подтверждением этому звучат слова В. Высоцкого:

Здесь нет ни одной персональной судьбы —

Все судьбы в единую слиты.

А. П. Чехов «Толстый и тонкий»

В рассказе А. П. Чехова «Толстый и тонкий» под­нимается проблема чинопочитания и раболепства — проблема, характерная не только для царской России, но актуальная и для современного общества. Писатель очень точно и психологически верно описывает встре­чу двух старых приятелей, бывших соучеников, тол­стого и тонкого, встречу, во время которой каждый из них демонстрирует все стороны своей натуры.

Пока они ничего не знают друг о друге, бывшие друзья проявляют вполне человеческие чувства: «При­ятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слёз ».

Но стоило им обменяться «анкетными данными», как тут же между ними возникает непроходимая соци­альная граница, и дружеская встреча превращается в беседу двух неравных чинов.

Дружба оборачивается подобострастием и чиновни­чьим угодничеством. В итоге мы видим человека, зави­симого от ранга и чина другого, потерявшего собствен­ного «я».

А. П. Чехов «Смерть чиновника»

Проблема чинопочитания, которая существу­ет в нашем обществе, поднимается также в рассказе

А. Чехова «Смерть чиновника». Читатель видит чело­века, в высшей степени заражённого духом раболепия. Чиновник Иван Дмитриевич Червяков, который во время спектакля нечаянно чихнул и обрызгал лысину генерала Брызжалова, сидящего впереди, настолько испугался последствий, что после униженных просьб к генералу простить его, умер от страха. А ведь генерал не обратил бы на это событие никакого внимания, если бы не надоедливые и настойчивые просьбы о проще­нии со стороны Ивана Дмитриевича.

Н. В. Гоголь «Мёртвые души»

Русская литература всегда была прекрасным ору­жием в борьбе с пороками общества, потому что кри­тика и сатира не могут оставить равнодушными чи­тателей к тем несправедливостям и ко лжи, которые существовали и существуют до настоящего времени в обществе.

В поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» главным объектом критики стали социальные болезни обще­ства, для достоверности изображения которых писа­тель использует приёмы социальной типизации.

Писатель создал новый тип романа-поэмы, сочетав­ший сатиру на существовавших в России Чичиковых, Ноздрёвых, Плюшкиных и лирическую поэму о Руси — родине великого народа.

Назвав роман «Мёртвые души» поэмой, автор по­ставил цель — подчеркнуть особенную роль лириче­ского начала в этом произведении. Лирический образ народной России, о которой с любовью и восхищением пишет автор, противопоставлен миру «мёртвых душ».

Однако за неприглядным миром помещичьей и чи­новничьей России Гоголь видел душу русского народа, богатую культурой, исторической целостностью, ко­торые и выразил писатель в образе быстро несущейся вперёд тройки.

Эта тройка олицетворяла собой силу и мощь Рос­сии: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая, необгонимая тройка несёшься?»

Этот русский дух ощущается и в юморе, и в иронии, и в выражениях автора, и в размашистой силе чувств, и в лиризме отступлений, и в пафосе всей поэмы, и в характерах её героев.

Омрачают действие лишь картины русской жизни крестьян, которые контрастно отражают волнение, за­боту, желания и мысли автора о высоком назначении человека, о судьбе родины и народа.

М. Е. Салтыков-Щедрин. Сказки

М. Е. Салтыков-Щедрин создал новый и очень необычный жанр политической сказки, в котором фантастика сочетается с реальностью, но обе они направлены на критику существующих в обществе проблем. В сказках, как и во всём творчестве Салты­кова-Щедрина, противопоставлены две социальные силы: трудовой народ и эксплуататоры.

Во многих сказках писатель использует обобщён­ное слово «мужик», подразумевая под ним весь народ. Но чаще всего автор использует приём аллегории, скры­вая народ под масками добрых и беззащитных зверей и птиц. Эксплуататоры же изображены в образах хищников.

«Коняга»

Символом крестьянской России, угнетённой, за­мученной эксплуататорами, стал образ Коняги в од­ноимённой сказке. Эта сказка — одно из наиболее известных произведений Салтыкова-Щедрина, в кото­ром видна вся боль писателя за простой народ. Народ представлен в виде измученной лошади, которая каж­дый день с раннего утра трудится до изнеможения на мрачных и серых полях. Для измученного животного родная матушка-земля превратилась в тюрьму, из ко­торой нет пути в светлый мир.

Каждый день, из года в год тянут свою лямку кресть­янин и Коняга. Ничего, кроме усталости и боли, не при­носит им изнуряющий труд. В отличие от Коняги, его брат Пустопляс за ведение пустых «учёных» разговоров о простом народе получает и овёс, и тёплое стойло.

В образе Пустопляса писатель сатирически выра­зил своё негативное отношение к интеллигенции. Но разве только в XIX в. существовала такая интеллиген­ция? Разве сейчас мы не наблюдаем умеющих много и красиво говорить представителей разных высоких кругов? А ведь многие из них не приносят своим пу­стословием никакой пользы ни народу, ни обществу, ни стране.

М. Салтыков-Щедрин удивительно точно изобразил русский народ: Коняга — крестьянин, труженик, источ­ник жизни для всех. Благодаря ему растёт хлеб на не­объятных полях России, но сам он не имеет права есть этот хлеб. Его удел — вечный каторжный труд. Воспри­нимать и осмысливать это тяжело, поэтому эта сказка приобретает особенную актуальность в настоящее время.

«Самоотверженный заяц», «Здравомысленный заяц»

Героями сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина «Само­отверженный заяц» и «Здравомысленный заяц» вы­ступают трусливые и мелкие обыватели, которые глу­по надеются на доброту хищников.

В сказке зайцы даже не сомневаются в праве лиси­цы и волка лишать их жизни. Они считают это вполне естественным, когда сильный поедает слабого, слабый не сопротивляется. Это заложено в природе. Однако они надеются, что своей честностью и покорностью смогут растрогать волчье сердце и тот пощадит их.

Но ведь нельзя изменить законы природы. Да, сильный поедает слабого, но слабый всегда имеет пра­во на сопротивление и борьбу. А кто победит в этой борьбе, это уже решает не только сильный.

«Богатырь»

С необычайной смелостью и прямотой о гибели самодержавия рассказывает М. Е. Салтыков-Щедрин в сказке «Богатырь». В ней сатирик высмеивает сле­пую веру в так называемого гнилого Богатыря, кото­рый отдал на разгром, мучения и издевательства свою многострадальную страну. И только Иванушка-дура­чок смело «перешиб» кулаком дупло, в котором спал Богатырь, и показал всем, что этот «богатырь» давно сгнил и ждать от него помощи уже нельзя.

Все маски животного мира не были способны скрыть политическое содержание сказок Салтыкова-Щедрина. Автор перенёс человеческие черты на животных, что создавало необычайно сильный комический эффект и наглядно обнажало скверность и нелепость существую­щей действительности, всего общества, в котором жи­вут простые, но достойные люди.

«Как один мужик двух генералов прокормил»

Социальные проблемы, актуальные и в настоящее время, нашли отражение в творчестве М. Е. Салтыко- ва-Щедрина. Противоречия между человеком и обще­ством создают невыносимую обстановку и ситуацию, в которой человеку сложно существовать и выживать. Почти во всех сказках Салтыкова-Щедрина образ на- рода-мужика обрисован с любовью, он дышит несокру­шимой мощью и благородством.

Мужик в сказках прям, честен, добр, он необычай­но сметлив и умён. Мужик может всё: достать пищу, сшить одежду; он способен покорить стихийные силы природы, он, шутя, переплывает «океан-море». Даже к своим поработителям мужик относится с насмешкой и не теряет чувства собственного достоинства.

Контрастно смотрятся по сравнению с мужиком-ве­ликаном генералы из сказки «Как один мужик двух генералов прокормил». Они выглядят жалкими пиг­меями: они жадны и глупы, «ничего не понимают», беспомощны и трусливы. А ведь эти генералы считают себя благородными людьми высшего сорта, поэтому и помыкают мужиком, унижая его. Сатирик особо вы­деляет мысль о том, что народу бесполезно ждать от эксплуататоров улучшения жизни. Своё счастье народ может и должен добыть сам, и сделать это возможно только сбросив со своих плеч лентяев и болтунов.

В. В. Маяковский «О дряни», «Прозаседавшиеся», «Сплетник», «Подлиза»

В. Маяковский в своей поэзии неоднократно высме­ивал и критиковал пороки социалистического обще­ства: эгоизм, подхалимство, бюрократизм, злостные пороки мещанства. Его стихи остаются актуальными и в наши дни.

В стихотворении «О дряни» В. Маяковский в при­сущей только ему манере высмеивает все пороки: ме­щанство, социальную глухость, ограниченность, инди­видуалистическую мораль. Поэт призывает бороться против этих пороков и обывательщины:

Охватили революцию обывательщины нити.

Страшнее Врангеля обывательский быт…

В стихотворении «Сплетник» В. Маяковский вы­смеивает один из самых отвратительных пороков чело­века — сплетничество. Поэт тщательно вырисовывает человека, для которого любимым делом стало собирать сплетни о знакомых и друзьях, который мечтал, чтобы весь мир представлял собой одну огромную замочную скважину.

В стихотворении «Подлиза» В. Маяковский жёстко высмеивает подхалимов. Он характеризует их как людей, относиться к которым можно только с презре­нием:

… Этот сорт народа — тих и бесформен, словно студень…

Основной залог их успеха — это так называемое поддакивание начальству, а также всем вышестоящим или нужным людям.

А разве в настоящее время такие люди не встреча­ются? Представленные в поэзии образы чиновников и бюрократов очень похожи на образы бюрократов 50- 60-х годов, но и в наши дни эти типажи не исчезли, и зачастую отношение к начальству решает всё.

Остаётся злободневным стихотворение В. Мая­ковского «Прозаседавшиеся». Прошло много лет, но только сейчас мы понимаем, насколько гениален был поэт, так точно изобразивший пороки общества, в ко­тором человек становится заложником режима. И хотя В. Маяковский искренне верил, что бюрократическая машина будет уничтожена, к сожалению, время дока­зывает обратное. Поэтому так горько воспринимаются сейчас слова поэта, направленные на призыв к уничто­жению такой социальной болезни, как бюрократия:

… О, хотя бы ещё одно заседание относительно искоренения всех заседаний…

В. В. Маяковский «А Вы могли бы?»

Для находящегося в постоянных сражениях поэта толпа — это пошляки, живущие бездуховной жизнью. Они ничего не чувствуют, не видят прекрасного, их ра­зум не в состоянии понять настоящего искусства. Ге­рой одинок в своём мире.

Однако он не уходит прочь от толпы, не прячется, а смело бросает ей вызов. Он всецело готов вступить в борьбу с непониманием. Именно поэтому в стихотво­рении проведена резкая черта между словами «я» и «вы», которые разделили поэта и окружающее его об­щество на два противоборствующих лагеря. Читатель видит противостояние Маяковского обществу мещан и бесчувственных обывателей.

Е. И. Замятин «Мы»

В антиутопическом романе писатель показывает об­щество жёсткого тоталитарного неразумного контроля над личностью, где нет места проявлению человече­ских чувств и порывов. Это маленькая модель мира, противного человеческой природе. Общество, изоб­ражённое в романе, достигло материального совершен­ства и остановилось в своём развитии, погрузившись в состояние духовного и социального разлада.

Главный герой, Д-503, описывающий свою жизнь, с восторгом рассказывает об основанном на разумных ма­тематических расчётах обществе, бездушном и жесто­ком, в котором нет места чувствам, красоте, природе.

Замятин предупреждает человечество о пагубном влиянии научно-технического прогресса, указывает на его худшие стороны, предугадывает, что он уничтожит нравственность и человеческие чувства, так как они не поддаются научному анализу, ими нельзя управлять, они оказывают сильное влияние на самого человека.

Проблема глобализации, технического и научного прогресса, а также их влияния на человека и общество ярко и образно описана в романе.

М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Читатель видит людей, погрязших во лжи, алч­ности, низменных чувствах, зависти, подлости и чванстве. Скупость и взяточничество, трусость и ли­зоблюдство, ханжество и глупость — вот качества, ха­рактерные для неразумного общества.

Воланд и его свита как лакмусовая бумага прояв­ляют всю низменность человеческой натуры.

Автора тревожит то, что человек мегаполиса в пого­не за материальными благами окончательно забывает об истинных, вечных ценностях и человеческих чув­ствах. Сцена сеанса чёрной магии в Варьете демонстри­рует всю масштабность человеческого грехопадения.

В произведении показана массовая дезориентация, нравственная извращённость современного автору по­коления.

Н. В. Гоголь «Ревизор»

Сквозь саркастический смех и слёзы читатель зна­комится на страницах комедии с лживым и безнрав­ственным обществом. Чувство страха перед вышесто­ящими, зависть чиновников приводят к абсурдной и неправдоподобной ситуации, когда случайного моло­дого человека, остановившегося в небольшом провин­циальном городке, принимают за ревизора.

Городничий и другие чиновники, нечестно выпол­няющие свои обязанности, заискивают перед мнимым ревизором и пытаются дать ему взятку. В результате, взяв деньги у чиновников, как ни в чём не бывало Хле­стаков безнаказанно уезжает из города.

Гоголь показывает суровую правду русской безду­ховной жизни, общества, в котором многие рассматри­вают свою службу только как источник дохода, иные чувства при этом их просто не интересуют.

Н. В. Гоголь «Шинель»

В повести раскрывается трагедия маленького чело­века. Автор рассказывает читателю об Акакие Акакиеви­че — бедном титулярном советнике, который всегда рев­ностно выполнял свои обязанности перед обществом.

Чиновник Башмачкин не очень сообразителен и го­дится только для переписывания бумаг. Его роль в де­партаменте слишком незначительна, да и сам он был слишком мизерный, поэтому молодые чиновники сме­ялись над ним.

Но ведь и маленький человек — это человек, и у него есть свои чувства и переживания. Башмачкин долго мечтал купить новую шинель, постоянно экономил, что­бы приобрести её. Кража шинели оказалась для Акакия Акакиевича сильнейшим потрясением. Весь мир для него, казалось, перевернулся. Некогда покорный и запуганный Акакий Акакиевич начинает бунтовать.

Человек остался наедине со своим горем, он оказал­ся не нужным никому. Однако общество не захотело ему помочь, когда он обивал пороги, просил найти во­ров. Когда Башмачкин умирает, никто не замечает его смерти, а на его место приходит другой мелкий чинов­ник. Если для общества смерть человека остаётся неза­меченной, то это значит, что не только сам человек ви­новат в этой трагедии, виновато лицемерное и лживое общество.

Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома»

Роман «Хижина дяди Тома», посвящённый судь­бе кроткого негра, забитого до смерти безжалостным плантатором, всколыхнул всё общество. После появле­ния романа, написанного американской писательни­цей Г. Бичер-Стоу, вся активная общественность под­нялась на защиту живущих в рабстве людей.

Результатом стала вспыхнувшая в стране Гра­жданская война, после которой позорное рабство было отменено. Многие говорили, что Бичер-Стоу, эта ма­ленькая женщина, начала большую войну. И эта вой­на отдельных героев до сих пор не закончена, потому что не закончилась в мире несправедливость, не насту­пил конец для горя, бед и несчастий.

Д. Стейнбек «Гроздья гнева»

В романе Д. Стейнбека «Гроздья гнева» раскры­ваются проблемы человеческого существования в не­благоприятной социальной среде, проблемы защиты прав человека в обществе. В центре — семья Джоудов, её судьба — это типичная судьба фермеров Оклахомы. Людей сгоняют с их земель, не давая им ничего вза­мен. Правительству безразлична их дальнейшая судь­ба. Люди нигде не могут найти справедливости, они вынуждены подчиниться обстоятельствам. Остаётся один выход: бежать на запад.

Мелкие фермеры Калифорнии не имели возмож­ности собрать урожай, так как у них не хватало денег. Уцелеть во время кризиса могли лишь крупные соб­ственники. Урожай гниёт, фрукты обливают кероси­ном и сжигают, выбрасывают в реку, а дети в это вре­мя умирают от голода.

Однако безработные проявляют солидарность, они по-доброму относятся друг к другу и постепенно спла­чиваются. Роман показывает великую силу дружбы и солидарности оскорблённых и униженных в обществе.

М. Ю. Лермонтов «Маскарад»

Основным в драме является конфликт лирического героя с обществом, условностями окружающей обста­новки, а также с самим собой, со своими чувствами.

Лермонтов показывает преображение человеческой на­туры. Любовь облагораживает героя. Он поддаётся воле чувств, но его разум оказывается сильнее его самого.

Маскарад — это демонстрация настоящих чувств и действительности, не ограниченных светским этике­том и моралью. Надев маску, человек становится более откровенным и искренним.

Общество — это маскарад. Подчиняясь различным условностям, люди надевают маску безучастности, де­лая вид, что ничего не произошло. Но Арбенин не та­ков. Он игрок и не подчиняется светским правилам. Он полагается на судьбу, ждёт, когда она предоставит ему шанс отомстить. Итог трагичен. Арбенин лишает­ся любимой жены и своего статуса в обществе.

В. Г. Распутин «Прощание с Матёрой»

В повести писатель поднимает проблему столкно­вения новых общественных тенденций, уничтожения всего старого, отжитого, и традиционных устоев, осно­ванных на памяти народа. Он рассказывает о малень­кой деревушке, расположенной на острове могучей си­бирской реки Ангары. Его по плану должны затопить. Но ведь на этом острове прошла жизнь многих людей, здесь сохранились могилы их предков, каждая былин­ка, каждое дерево и дом связаны с дорогими сердцу людьми и событиями, всё наполнено их чувствами.

Как же покинуть эти места? Как позволить зато­пить их? Местным жителям кажется, что «свет попо­лам переломился». Автор убеждает читателя, что с утратой традиций и исторических корней, подлинных человеческих чувств может произойти непоправимая утрата духовности в обществе.

Пришедшая ей на смену бездуховность приведёт к «обмелению» нравственности, потере человечности. Лихорадочные действия тех, кто торопился покончить с Матёрой, наталкиваются на сопротивление, осно­ванное на неравнодушном отношении жителей деревни к истории, к своему прошлому, то есть к чувствам всех тех, кто жил до них на этой земле. Они остаются верны своим традициям, которые заложили основу их жизни.

В. П. Астафьев «Людочка»

В рассказе описана судьба несчастной деревенской девушки, приехавшей в город в поисках счастья и ра­боты.

Не чувствовавшая любви матери, которая была за­нята устройством личной жизни, Людочка в городе на­талкивается на жестокость и равнодушие общества. Над ней надругались, но самое страшное даже не это: её не захотели понять люди, которых она любила. Поэто­му девушка покончила с собой, не найдя ни в ком из них моральной поддержки и чувства сострадания.

Астафьев создал образ обыкновенной русской де­вушки, каких много в России. Главная героиня сохра­нила в своей душе уважение и милосердие к людям, внутреннюю порядочность и доброту. Она была слабо­характерной, и поэтому Гавриловна, приютившая её в городе, свалила на неё всю работу по хозяйству. Однако девушка всё делала с удовольствием и не обижалась на хозяйку. Это видно в эпизоде с умирающим человеком, когда от него отошли все, кроме Людочки: лишь она одна его пожалела. Все же только делали вид, что им жалко человека. Писатель осуждает такое общество, в котором люди лишены человеческих чувств. Он увидел душевное одиночество главной героини, отразил в её об­разе боль множества наших соотечественников.

Произведение остаётся актуальным и сегодня, а его проблематика близка и знакома множеству людей, живущих в наши дни.

Б. Л. Васильев «Летят мои кони…»

Примером самоотдачи и жертвования своей жиз­нью для читателей стал смоленский доктор Янсен. Сражаясь за людские жизни, неутомимый доктор зи­мой и летом, в слякоть и вьюгу, днём и ночью испол­нял неоплатный долг перед людьми.

Он верно служил обществу, жил не для себя, думал и заботился не о себе. Людская молва приписывала ему мудрость, которая граничит со святостью, а пото­му и обречён он был на особую, мученическую смерть. Доктор Янсен погиб, из чувства сострадания ценой своей жизни спасая детей, провалившихся в канали­зационный колодец. Человека, которого при жизни почитали святым, пришёл хоронить весь город. Не у каждого есть такие редкие качества, как самопожерт­вование, сила духа, великодушие, благородство. При­ходится жертвовать здоровьем, счастьем, временем, а иногда даже жизнью. Приносить в жертву свою жизнь ради благополучия других способны далеко не многие.

Предложения интернет-магазинов