Литературные аргументы к итоговому сочинению ВЕРНОСТЬ И ИЗМЕНА

А. С. Пушкин «Станционный смотритель»

Главный герой повести Самсон Вырин пережил по­бег дочери, её равнодушие. Его существование поте­ряло всякий смысл, он спился и умер. Лишь через три года автор узнаёт, что на могилу смотрителя приез­жала барыня с барчатами, она долго горько плакала и молилась. Значит, всё же в ней проснулись разум, со­весть и любовь к отцу. Однако ничего в жизни уже не­льзя вернуть.

А. С. Пушкин «Дубровский»

Примером верности слову может стать образ Маши Троекуровой из повести А. С. Пушкина «Дубровский». Главные герои Владимир и Мария необычайно благо­родны. Для них честь, долг и верность слову выше чем личное счастье.

Отец выдаёт Машу замуж за старого богатого кня­зя Верейского. Чтобы избежать свадьбы с нелюби­мым, Маша решается убежать с Владимиром. Но по воле случая Дубровский приезжает слишком поздно, когда Маша уже обвенчалась с Верейским. Влади­мир пытается уговорить её бросить мужа, но Маша непреклонна, ведь она дала клятву верности и уже не может нарушить её.

Ф. М. Достоевский «Униженные и оскорблённые»

В романе Ф. Достоевского «Униженные и оскорб­лённые» поднимаются проблема верности и всепро­щающей родительской любви и проблема отношения детей к своим родителям. Героиня романа Наташа предаёт свою семью, убежав из дома с любовником. Её отец болезненно воспринимает уход дочери к сыну своего врага. Он расценивает её поступок как позор и проклинает дочь. Потерявшая любимого, отвергнутая отцом, Наташа глубоко переживает, ведь она лиши­лась всего ценного, что у неё было в жизни — чести, доброго имени, любви, семьи.

Однако Николай Ихменев, несмотря ни на что, без­умно любит дочь. В финале повести после долгих ду­шевных терзаний он находит в себе силы простить её.

На этом примере мы видим, что родительская лю­бовь является самой сильной, бескорыстной и все­прощающей. Родители до последнего остаются верны своим детям.

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»

Вариант 1

В романе чувство верности и любви играет роль все­могущей силы, сумевшей изменить характер главного героя. Через веру и любовь к Соне в эпилоге происхо­дит очищение, возрождение и прозрение Родиона Рас­кольникова.

В образе Сони Мармеладовой нашла отражение проблема самопожертвования. Писатель нарисовал удивительный образ девушки, способной на невероят­ные жертвы ради близких людей.

Соня росла в неблагополучной семье. Страшная ни­щета окружала её с детства, поэтому она готова жить «по жёлтому билету», зарабатывая таким ужасным способом на хлеб насущный. И всё это ради того, чтобы её близкие не голодали.

Позже, встретив Родиона Раскольникова, девушка, ни минуты не раздумывая, отправляется за ним на ка­торгу, заботится о нём и о других каторжниках, желая как-то облегчить им их тяжкую часть. Она сумела раз­делить тяжёлую ношу Раскольникова и наполнить его жизнь духовностью.

Соня Мармеладова искренне любила людей. Она ви­дела в них лишь самое лучшее, была готова идти ради них на любые жертвы несмотря ни на что. Соня обла­дала чувством верности и «бесконечно ненасытимого сострадания». Такие люди изредка встречаются и се­годня.

Вариант 2

Чувством верности, самопожертвования наделены две героини романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание». Писатель показывает читателю две судь­бы, два цельных характера, способных отдать всё ради счастья других людей.

Верностью и милосердием обладают Сонечка Мар­меладова и Дуня Раскольникова, они жертвуют собой во имя дорогих им людей.

Дуня Раскольникова, чтобы помочь нищенству­ющему брату, собирается выйти замуж за низкого, подлого, но богатого человека.

Соня продаёт собственное тело, зарабатывая таким образом на хлеб для своей семьи. Девушка жестоко страдает, стыдится себя и своей жизни, но отказыва­ет себе даже в самоубийстве, так как понимает, что без неё её родные просто не смогут выжить.

Семья с благодарностью принимает её жертву, бо­готворит Соню, её самопожертвование вызывает со­чувствие и понимание. Чувство искренней любви и верности Сони Мармеладовой спасает Раскольникова, даёт ему надежду на будущее. Писатель показывает, что Раскольников из чувства сострадания к ней отдаёт свои последние деньги на похороны Мармеладова.

Л. Н. Толстой «Война и мир»

Уметь прощать измену и просить прощение — важ­ные качества, которые могут помочь сохранить мир в отношениях с близкими, друзьями и просто с чужими людьми. Ведь это признак сильной личности — уметь преодолевать свой гнев и быть способным признавать свои ошибки.

К сожалению, даже такой сильный и благород­ный человек, как князь Андрей Болконский, не смог простить Наташу Ростову, чья юная душа рвалась на­встречу чувствам и ошиблась в выборе.

Холод и эгоизм звучит в словах Болконского, ска­занных Пьеру: «Я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить, я не могу». Этот пример доказывает, что даже человек высоких нравственных идеалов не всегда способен со­владать с чувством обиды и простить вопреки своему разуму.

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Прощение не может быть основано на унижении и слабости, это отражение великодушия и добра. В обра­зе Веры, искренно любившей Печорина и прощавшей ему все страдания, которые он ей принёс, писатель по­казал покорную жертвенную натуру.

Однако она не вызывает у читателя достойного ува­жения, несмотря на её верность чувству любви, чут­кость и проницательность. Писатель говорит, что так поступать неразумно.

И. С. Тургенев «Ася»

Писатель говорит об ответственности человека пе­ред самим собой, своими чувствами и сердцем. В обыч­ной истории любви господин Н. проявил неразум­ность, малодушие и страх перед искренними чувства­ми, которые испытывает юная девушка. Было ли это разумно и правильно? Испугавшись ответственности, отказавшись от своей любви, не пожелав взваливать на себя груз переживаний, хлопот и волнений, ге­рой Тургенева изменяет самому себе. В результате он прожил жизнь, так и не встретив больше настоящей любви.

Брошенный Асей цветок герани напоминал ему о возможном счастье, несбывшихся мечтах и чувствах. Предостережением для тех, кто боится ответственно­сти, боится осложнить себе жизнь, взяв на себя забо­ту о любимом человеке, послужат слова: «…у счастья нет завтрашнего дня, у него нет и вчерашнего, оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее — и то не день, а мгновение».

И. С. Тургенев «Муму»

Писатель описывает верность одинокого глухоне­мого дворника Герасима маленькой собачке.

Рассказывая о драматической судьбе Герасима, Тургенев протестует против помещичьей тирании, вы­ступает против тех, кто не признавал в крепостном че­ловека. Отношение к животному является в повести индикатором человеческой сущности.

Трогательная дружба Герасима и Муму, скрасив­шей его безрадостное существование, заканчивается трагедией: Герасим собственными руками топит соба­ку в реке.

Современному читателю трудно понять такую раб­скую покорность и такое смирение, но поведение Ге­расима определено вековой привычкой покоряться господской воле.

Жестокость барыни, её враждебность, чёрствость, бездушие и эгоизм контрастируют с добротой и чело­вечностью простого крестьянина.

Только душевное потрясение, которое он пережил, пробуждает в нём скрытую искру протеста против враждебного ему мира и толкает на самовольный уход в деревню. Повесть заставляла, по словам А. И. Гер­цена, «дрожать от бешенства при изображении этого тяжёлого, нечеловеческого страдания».

М. Горький «Старуха Изергиль»

В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» образ Данко поражает читателя. Это романтический герой, пожертвовавший собой ради людей. Он был «лучшим из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня ».

Данко повёл людей через лес, он призывал победить тьму. Но слабые люди стали падать духом и умирать. Они во всём случившемся обвинили Данко. Преодо­левая негодование, во имя великой любви к людям он разорвал свою грудь, достал горящее сердце и, держа его как факел, ринулся вперёд.

Люди последовали за ним и, преодолев трудную до­рогу, тотчас забыли того, кто их вёл и отдал своё серд­це ради них. Люди забыли своего героя. Они вышли из леса, а Данко умер.

В жизни всегда есть место подвигам. Свободу чело­века Горький понимает как способность к самопожерт­вованию.

А. А. Ахматова «Реквием»

В поэме Ахматова описала перенесённые ею самой события, связанные со сталинскими репрессиями, когда в тюрьме оказался её сын. В течение семнадцати месяцев она испытывала ужас ожидания хоть какой- нибудь весточки о нём.

В поэме чувство родительской любви показано с пронзительной болью и искренностью:

Семнадцать месяцев кричу, Зову тебя домой, Кидалась в ноги палачу, Ты сын и ужас мой. Всё перепуталось навек, И мне не разобрать Теперь, кто зверь, кто человек, И долго ль казни ждать.

Как же тяжело читать строчки поэтессы, в которых звучат боль, безысходность, безнадёжность и верность матери после вынесения приговора её кровиночке!

И упало каменное слово На мою ещё живую грудь. Ничего, ведь я была готова, Справлюсь с этим как-нибудь.

И с каким уважением начинаешь относиться к этому человеку, когда видишь, что несмотря ни на что, А. Ах­матова верит в будущее. Она возвращается к жизни:

У меня сегодня много дела: Надо память до конца убить, Надо, чтоб душа окаменела, Надо снова научиться жить.

Ведь недаром именно она, испытавшая столько не­взгод, осталась верной своей Родине, не оставив её в трудные, переломные годы.

А. Фадеев «Молодая гвардия»

В романе А. Фадеева «Молодая гвардия» есть ли­рическое отступление о матери, в котором автор гово­рит о том, что её забота и верность с детства воспиты­вает в каждом из нас нравственность и умение ценить жизнь.

Это взволнованный лирический монолог, в котором с любовью создан один из самых ярких образов рома­на — образ матери. Этот монолог можно назвать гим­ном материнской верности и любви, её самоотвержен­ности и неутомимому труду.

Связанное по композиции с образом Олега Кошево­го лирическое отступление перекликается с мыслями самого автора. А. Фадеев, поднимая проблему роли ма­тери в жизни человека, сам отвечает на неё, подбирая самые трогательные, проникновенные и нежные слова.

В этих словах — и любовь ко всем матерям, и сочув­ствие, и восхищение перед их природной верностью к чувству любви и своему ребёнку.

П. Астафьев «Сопричастный всему живому…»

В статье «Сопричастный всему живому…» В. Аста­фьев, обращаясь к читателю, говорит, что мама для каждого человека является самым верным и дорогим существом, что она может быть только одна и, покинув этот мир, она больше никогда не вернётся. Поэтому он призывает читателей беречь матерей, заботиться о них.

Автор утверждает, что, если бы у него появилась возможность повторить свою жизнь, то единствен­ное, что он попросил бы у судьбы — оставить с ним его маму, потому что только мама может дать нам ду­шевное тепло, которого не хватает всю жизнь. Его недостаток писатель ощущал в течение всей жизни, поэтому он обращается с просьбой ко всем читателям беречь своих матерей, ведь заменить их уже никто не сможет.

А. И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»

Ничто не придаёт человеку такие мощные силы, как вера во что-то светлое, вера в будущее, добро. Так уж исторически сложилось, что вера в бога неодно­кратно подвергалась гонениям и становилась при­чиной страданий и человеческого горя. Например, в рассказе А. И. Солженицына «Один день Ивана Дени­совича» можно встретить молодого человека Алёшу, который из-за своей веры попал в тюрьму.

Читатель видит страшное и жестокое отношение общества, направленное на ломку человеческой лич­ности, на изменение его сознания в угоду принятым в этом обществе принципам жизни. Однако ничто не могло заставить юношу отказаться от своей веры.

Мы видим в Алёше пример истинно духовного че­ловека. Этот молодой человек отстаивал свою правду и пытался донести её до других заключённых. Ни один его день не проходил без чтения Евангелия, перепи­санного в обычный блокнот.

Б. Л. Васильев «А зори здесь тихие…»

Повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие…» посвя­щена героической борьбе женщин и девушек на войне, способности к самопожертвованию ради других, вер­ности Отечеству. Смерть пяти девушек оставляет неза­живающую рану в душе старшины Васкова, у которого «в запасе двадцать слов, да и те из уставов». Он муча­ется, терзает себя и не может найти ей оправдания. В скорби этого простого человека заключён высший гуманизм. Пытаясь защитить девушек, старшина со­вершил нравственный подвиг.

Различны характеры девушек, различны их судь­бы, страшна и возвышенна смерть каждой из них. Лиза Бричкина гибнет, желая перейти болото и позвать под­могу. Мечтательная Соня Гурвич, которая любит Бло­ка, погибает, возвратившись за кисетом. Рита Осянина, умирая, поручает заботу о сыне надёжному Васкову. Её подруга гибнет с оружием в руках. Писатель гордится озорной, дерзкой Комельковой, которая погибает непо­беждённой, совершая подвиг ради спасения других.

Героизм и храбрость овладевают героинями внезап­но, ими движет одна цель — победить врага. Ради это­го они идут на жертву — отдают свои жизни.

Б. Л. Васильев «В списках не значился»

Роман Б. Л. Васильева «В списках не значился» по- свящён молодому лейтенанту. Плужников — герои­ческий защитник Брестской крепости, олицетворение отваги и стойкости, символ русского духа и верности Отечеству.

В кровавом месиве, среди развалин и смерти сердце героя не очерствело, в нём зарождается светлое чув­ство к девушке-калеке Мирре. Он бережно заботится о ней, понимая, что без его помощи она не выживет. Но Мирра не хочет быть обузой, ей движет чувство любви, она решает выйти из укрытия. Это нравственный по­двиг-самопожертвование. «Военный ураган невидан­ной силы» закрывает героическую борьбу отважного лейтенанта.

Герой, который «в списках не значился», с мужест­вом встречает свою смерть. Храбрость русского солдата, способность к самопожертвованию оценили даже враги.

Б. Л. Васильев «Летят мои кони…»

В книге «Летят мои кони…» Б. Л. Васильев на при­мере жизни немолодого доктора Янсена показыва­ет людей, которые способны пожертвовать собой ради других, наделены сильным духом, решительностью и обладают чувством сострадания и милосердием, «редчайшим даром жить не для себя, думать не о себе, заботиться не о себе». Врач отважно сражался за люд­ские жизни, всегда помогал больным, работал в любой день, в любую погоду, был очень внимателен к людям.

Автор обращает внимание читателя на то, каким чудесным доктором был герой, обладавший большим авторитетом у больных. Доктор Янсен был способен на самопожертвование и милосердие к ближним. Ценой своей жизни он достаёт из колодца двух мальчиков, не задумываясь, отдаёт жизнь ради спасения других. По мнению автора, такие люди, как доктор Янсен, само­отверженны, они думают и заботятся не только о себе, всегда говорят правду, какой бы она ни была.

Г. Н. Троепольский «Белый Бим Чёрное ухо»

В книге рассказывается трогательная и пронзитель­ная история о собаке по кличке Бим — преданном и верном друге своего хозяина. Автор поднимает пробле­му человечности и доброты, верности, чувств, которые живут в сердце далеко не каждого человека.

Одни помогают собаке, другие — предают, травят, убивают. Помня отношение своего друга-хозяина, Бим доверчиво идёт к людям, страдая из-за людской враж­дебности.

Ю. Я. Яковлев «Он убил мою собаку»

Герой рассказа подобрал брошенную хозяевами со­баку, в которой он видит друга. Мальчик заботится о беззащитном существе, проявляя верность, он не по­нимает отца, когда тот требует выгнать собаку. Бед­ного пса уже выгоняли, и предать его снова — значит проявить жестокость и бесчеловечность.

Но самое страшное потрясение испытывает ребё­нок, когда отец подзывает доверчивого пса и стреляет ему в ухо. Жестокость отца порождает вражду, убивает в ребёнке веру в добро и справедливость. Герой вознена­видел отца, но самое страшное то, что он потерял веру.

Ю. Г. Оксман «Поимка поручика Сухинова»

Преданность родине, верность и безграничную стойкость показал оклеветанный, осаждённый, но не сдавшийся писатель, литературовед и пушкинист Ю. Оксман.

Декабриста Сухинова, сумевшего спастись от поли­цейских, добраться до границы, остановило одно: он понял, что если перейдёт границу, уже не сможет вер­нуться на родину.

Герой побеждает самого себя. Он предпочёл канда­лы и каторгу, но на своей земле. Драматический фи­нал доказывает невозможность существования вдали от родины для истинного сына своего отечества.

В решении Сухинова остаться на родине — воля к победе, мужество и сила характера, стойкость, вер­ность своим убеждениям.

В. В. Быков «Обелиск»

Победа требовала от людей самопожертвования. Примером этого в повести стал учитель Мороз. Нахо­дясь перед выбором: остаться живым или погибнуть вместе с учениками, он остаётся верен своему долгу и чести, разделяет судьбу тех, кого всегда учил добру и справедливости. Он выбирает смерть, но уходит из жизни нравственно свободным человеком.

Его авторитет среди учеников был велик, а поступ­ки его были героическими. Не случайно его бывший ученик, увековечив память своих товарищей, расстре­лянных фашистами за связь с партизанами, пытался добиться официального разрешения о внесении в спи­сок на обелиск имени учителя Алеся Мороза. Однако, предчувствуя бюрократические препоны, он собствен­норучно краской перед смертью вписывает имя по­гибшего педагога — настоящего человека и учителя с большой буквы.

В. С. Высоцкий «Песня о друге»

В стихотворении поэт даёт образ настоящего верно­го друга. Он изображает главные качества лирическо­го героя.

Если ж он не скулил, не ныл, Пусть он хмур был и зол, но шёл, А когда ты упал со скал, Он стонал, но держал; Если шёл он с тобой, как в бой, На вершине стоял хмельной, Значит, как на себя самого, Положись на него.

Л. И. Бородин «Третья правда»

Преданность героя повести Селиванова своему дру­гу не знала границ. Он жил его жизнью и надеждами на скорую встречу, хотя знал, что дочку и внука Ивана придётся уступить законному родителю. Его совесть чиста, он уверен, что сделал в жизни добра больше, чем его друг.

Селиванову кажется, что он всё понимает, кроме одного: почему Рябинин не боролся за свою правду, по­чему превратился в мученика, надорвавшегося неспра­ведливостью, последней каплей для которого стало от­чаяние в связи с жестоким уничтожением тайги. Это надругательство над душой и плотью самого человека.

Дружба, не скреплённая единством взглядов на жизнь, но подтверждённая общей любовью к природе, должна была пройти проверку. После смерти Рябини- на жизнь для Селиванова потеряла смысл. Сердце его опустошилось, а до этого оно было заполнено верой в дружбу, связывающей его с миром человеческим.

Горе и муки, боль и страдания уготовила друзьям судьба. И только чувство ответственности в дружбе одного и вера в Бога другого помогли героям не озло­биться и понять, в чём смысл жизни. Для одного он за­ключался в смиренной правде, для другого — в правде завоёванной. Сердце Рябинина надорвалось, не выдер­жав несправедливости, а Селиванов, раненный хули­ганами, ждал смерти в надежде свидеться на том свете с другом. Но смерть всё не шла. Зажав рану, Андриан пошёл к вокзалу, чтобы уехать к тем, кто в нём ну­ждался, кого мог уберечь от постыдной стези горького пьяницы. Его обязанность и долг перед покойным дру­гом — отразить ещё один удар судьбы, порождённый «третьей правдой», правдой несправедливости.

В. А. Солоухин «Время собирать камни»

В очерках В. Солоухина говорится об отношении человека к истории своей родины к проблеме чело­веческой памяти, и верности своим истокам. Автор подчёркивает, что «Человек — явление социальное, национальное, историческое,., у него есть прошлое, настоящее и будущее. Без одного из этих слагаемых… его просто нет». Вне перечисленных категорий человек превращается просто в живущее и жующее существо.

Автор приводит в доказательство восточную пого­ворку: «Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее в тебя выстрелит из пушки». Поэтому его сло­ва воспринимаются как искреннее выражение чувства боли за тех, кто может изменить своей родине, осквер­нить могилу, обидеть женщину, забыть, что понятие родины складывается из простых и близких каждому вещей: дом, школа, детство, родные.

В. А. Солоухин «Письма из Русского музея»

В художественно-публицистических очерках «Пись­ма из Русского музея» В. А. Солоухин поднимает проблемы сохранения исторических памятников и от­ветственности человека за сбережение духовных бо­гатств перед грядущими поколениями, верности тради­циям.

В рассуждениях писателя о духовной жизни чело­вечества звучат трагические ноты, с каждым словом усиливается это чувство тревоги о будущем поколе­нии, будущем страны.

Особенно остро воспринимается проблема разры­ва исторических связей при описании процесса ре­конструкции Москвы. Автор с болью пишет, что «на месте большинства замечательных, удивительных по красоте и бесценных по историческому значению древних памятников архитектуры теперь незастроен­ное, пустое место». А ведь в Москве уничтожено уже более четырёхсот памятников архитектуры.

В. Солоухин подводит читателя к мысли о том, что, разрушая историю, старину, человек навсегда обрыва­ет свои исторические корни, уничтожает память о про­шлом, постепенно превращается в бездушное и чёр­ствое существо.

У. Шекспир «Ромео и Джульетта»

Герои принадлежали к двум враждующим меж­ду собой кланам, поэтому их любовь была обречена. Шекспир показал настоящую верную любовь.

Ромео и Джульетта понимают, что их семьи не поз­волят им быть вместе. Они тайно венчаются. Однако древняя вражда не оставляет их. Ненависть и презре­ние между семьями сменяется кровопролитием. От уда­ра клинка Тибальта погибает друг Ромео, Меркуцио. Ромео убивает Тибальта. Только после смерти детей враждующие семьи понимают свои ошибки. Ненависть, жажда крови и нежелание идти на примирение привело к трагедии. Ромео и Джульетта были на голову выше и мудрее всех, они отказались от всего ради любви.

Предложения интернет-магазинов