Неоромантизм

Неоромантики шли другим путём. Их не устраивал процесс дегероизации литературы. Реалисты утверждали зависимость человека от среды, символисты обрекали человека на одиночество. Время эпических героев, казалось бы, безвозвратно кануло в прошлое, поэтому неоромантизм стремился пробудить в своих читателях жажду подвига, любовь к приключениям. Мир, в котором живёт человек, не хорош и не плох, всё зависит от умения человека увидеть красоту и загадочность окружающей его действительности — утверждали неоромантики. Прекрасный русский поэт-неоромантик Н. С. Гумилёв в стихотворении «Выбор», не отрицая неизбежности смерти, призывал своих читателей:

Не избегнешь ты доли кровавой,

Что земным предназначила твердь.

Но молчи: несравненное право

Самому выбирать свою смерть.

Поэтому неоромантики отправляют своих героев на поиски спрятанных пиратами сокровищ («Остров сокровищ» P. Л. Стивенсона), заставляют их добровольно брать на себя нелёгкий труд борьбы с преступниками («Приключения Шерлока Холмса» А. Конан Дойла) или сражаться за свободу буров («Капитан Сорви-голова» Л. Буссенара).

Мир неоромантической литературы полон неожиданностей, приключений и опасностей, но действуют в нём самые обычные люди. Они сами «выбирают свою смерть», и поэтому жизнь их оказывается красочной, интересной и полной. В героизме поступков реализуется стремление прожить жизнь ярко, не теряя уважения к самому себе.

В отличие от классических романтиков они начали искать героев среди тех, кого часто называли обывателями, и пытались показать романтику повседневности. Это очень заметно в творчестве английского писателя Р. Киплинга. Его героями становятся крестьянские дети («Книга джунглей»), шпионы («Ким»), простые солдаты («Томми Аткинс») и даже преступники («Мэри Глостер»).

Неоромантизм оказался очень плодотворным литературным направлением. В XX веке продолжают создаваться неоромантические произведения (вспомните «Одиссею капитана Блада» Р. Сабатини или «Наследника из Калькутты» Р. Штильмарка).

Вы уже обратили, наверное, внимание на то, что выше Н. С. Гумилёв назван неоромантиком, хотя он принадлежал к литературной группе акмеизма. Дело в том, что акмеизм — не направление и не течение, а литературная школа. Поскольку для неоромантизма декадентство неприемлемо ни в каких формах и именно с ним неоромантики ведут борьбу, название группы Н. С. Гумилёва призвано было противопоставить её не только русским символистам, но и любым проявлениям декаданса в европейской литературе.

Предложения интернет-магазинов