Основы стихосложения. Ритмический рисунок стиха

Стихотворные произведения лежат в основе развития словесности. Они появились гораздо раньше художественной прозы и присутствуют во всех литературах мира. Это понятно, ведь поэзия родилась из обрядовых действий и первоначально была связана с пением, танцем, ритмом определённых работ, стремящихся к метрической упорядоченности. Особенности систем стихосложения зависят в первую очередь от особенностей языка, на котором создаются стихи.

В Древней Греции, где гласные звуки различались по долготе (долгие и краткие), ритм стихотворений задавался упорядоченным чередованием слогов с долгими и краткими гласными звуками. На этом строилась античная система стихосложения.

В языках, имеющих фиксированное ударение в словах, ритмический рисунок стихотворений создавался на основе равного количества слогов в стихотворных строках. Такую систему стихосложения называют силлабической. Например, на такой системе базируется польская поэзия.

Еще одной системой стихосложения является тоническая, в которой метр определяется равным количеством ударений в строках произведения. Такая система определяет, например, грузинскую поэзию.

Наконец, у тех народов, языки которых содержат нефиксированное ударение в словах и с большим запасом неравносложных слов, распространение получила силлаботоническая система стихосложения, основанная на правильном чередовании ударных и безударных слогов (например, английская и немецкая поэзия).

Русское стихосложение изначально базировалось на тонике, в чем легко убедиться, обратившись к народному поэтическому творчеству (обрядовые песни, былины). Складывалась эта поэзия, когда ударение в русском языке было более фиксированным, а все слова заканчивались открытым слогом, то есть слогом, оканчивающимся гласным звуком (именно поэтому даже в начале XX века сохранилась традиция писать «Ъ» в окончании слов, заканчивающихся согласным звуком).

Однако после того как редуцированные гласные (Ь и Ъ) перестали звучать в живом языке (так называемое «падение редуцированных звуков»), после исчезновения из нашего языка дифтонгов тоническая система стихосложения перестала должным образом «упорядочивать» стихотворные произведения. Не случайно при современном чтении русской народной поэзии нам не всегда удается уловить мелодику произведений. Но поскольку устное народное творчество существует, опираясь на устойчивые традиции, народная поэзия продолжала базироваться на тонике вплоть до XYIII века, когда в фольклор стали проникать тексты поэтов, становившиеся народными песнями (например, «Среди долины ровныя…» А. Ф. Мерзлякова).

В XVII столетии в русской литературе появляется силлабическая поэзия. Замечательные поэты и очень образованные люди К. Истомин, С. Медведев и С. Полоцкий учились в Киево-Могилянской академии и вслед за своими преподавателями ориентировались на традиции литературы польского барокко. Систему стихосложения и некоторые поэтические жанры они переносили на русскую почву. Вслед за ними силлабику взяли на вооружение поэты начала XYIII века, из которых наиболее значительным был А. Д. Кантемир.

Выдающееся открытие и последующее за ним принципиальное изменение системы русского стихосложения совершил замечательный поэт первой половины XVIII века Василий Кириллович Тредиаковский (1703—1769). Обучаясь в Сорбонне (Франция), он освоил несколько европейских языков и вернулся на родину одним из самых образованных людей того времени.

Во время своих филологических штудий Тредиаковский обратил внимание на немецкую и английскую поэзию, заметив, что силлабо-тоническая система стихосложения, на которой они основывались, гораздо более соответствует особенностям русского языка, чем силлабическая. В 1735 году он публикует свою работу «Новый и краткий способ к сложению российских стихов», в которой обосновывает необходимость перехода от силлабики к силлабо-тонике. Свои теоретические положения поэт подкрепляет лирическим творчеством, создавая гармонические стихотворения (например, «Стихи похвальные России»).

Реформа В. К. Тредиаковского оказалась весьма своевременной. Ее теоретические положения развил в своих трудах М. В Ломоносов, создававший оды уже на основе новой системы стихосложения. Лирика А. П. Сумарокова и других поэтов XVIII века закрепила реформу Тредиаковского. Теперь русская поэзия последовательно стала опираться на силлабо-тонику.

Предложения интернет-магазинов