Основы стихосложения

РИТМИЧЕСКИЙ РИСУНОК СТИХА

Античная система стихосложения строилась на различении звуков по долготе (долгие и краткие), ритм стихотворений задавался упорядоченным чередованием слогов с долгими и краткими гласными звуками.

В силлабической системе стихосложения ритмический рисунок стихотворений создавался на основе равного количества слогов в стихотворных строках.

В тонической системе стихосложения метр определяется равным количеством ударений в строках произведения.

Силлабо-тоническая система стихосложения основана на правильном чередовании ударных и безударных слогов.

Основные элементы создания художественного образа лирического произведения: поэтическое слово, метр, рифма и строфа.

Понятием метр определяется ритм стихотворения. Итак, стихотворный ритм отличается от прозаического своей музыкальностью.

Ритмическая система русского стихосложения (её называют силлабо-тонической) основана на правильном чередовании ударных и безударных слогов в стихе.

Стихом называется одна строка стихотворения.

Стопа — повторяющееся сочетание ударных и безударных слогов в строке. Ударный слог обозначается значком

Стопа может состоять из двух слогов (ямб, хорей — двусложные размеры) или трёх (дактиль, амфибрахий, анапест — трёхсложные размеры).

Двусложные метры стиха

При определении метра стихотворения учитывается не только порядок ударений, но и количество стоп в стихе. Оно находит отражение в названиях, например: четырёхстопный ямб, трёхстопный хорей.

Ямб. В ямбической стопе ударение падает на второй слог:

Пример:

(А. А. Блок. «Глушь родного леса…»)

Это трёхстопный хорей.

В русском стихосложении стопа ямба в строке стихотворения может повторяться обычно от двух до шести раз, стопа хорея — от трёх до шести раз.

(Н. А. Некрасов. «Несжатая полоса»)

Это четырёхстопный дактиль.

Амфибрахий. В стопе амфибрахия ударение падает на второй слог:

(И. А. Бунин. «Отчего ты печально, вечернее небо…»)

Рифма

Рифма — созвучие частей стихов.

Мужская рифма — с ударением на последнем слоге рифмующихся слов.

Женская рифма — ударение падает на предпоследний слог конечного в строке слова.

Дактилическая рифма — ударение падает на третий от конца строки слог.

Рифмовка

Парная (смежная) рифмовка — соединение созвучных строк парами.

Перекрёстная рифмовка — соединение созвучных строк через одну.

Кольцевая (опоясывающая) рифмовка — соединение созвучных строк, при котором две из них охватывают другую пару.

Свободная рифмовка — объединение не только двух, но трёх и более созвучных строк при свободном их чередовании с другими.

Строфа

Строфа — части стихотворения, связанные общими рифмами.

Строфы могут состоять из двух, трёх, четырех, пяти, шести, семи, восьми и более строк (до четырнадцати в русском стихосложении).

Предложения интернет-магазинов