Особенности итогового сочинения

Сочинение представляет собой творческое и очень личностное произведение, в котором отражаются осо­бенности мыслительной деятельности учащегося, его знание литературного наследия и умение ориентиро­ваться в том литературном мире, с которым его зна­комили в течение одиннадцати лет.

Чтобы правильно сориентировать учащегося на соб­ственное творчество, необходимо, прежде всего, про­анализировать прагматику функционально-смыс­ловых типов речи, а также выработать строгую композиционную структуру сочинения.

Под рассуждением в лингвистике понимают словес­ное изложение, разъяснение какой-либо мысли с це­лью выяснить какое-нибудь понятие, развить, дока­зать или опровергнуть чью-то мысль.

С точки зрения логики рассуждение — это цепь умозаключений на какую-нибудь тему, которые из­лагаются в определённой последовательности. К рас­суждениям относят и ряд суждений, относящихся к какому-нибудь вопросу, следующих одно за другим таким образом, что из предшествующих суждений обязательно вытекают последующие, а в результате мы получаем ответ на поставленный вопрос.

Рассуждение характерно для научных и публици­стических текстов, задача которых — сравнить, резю­мировать, обобщить, обосновать, доказать или опро­вергнуть какую-либо информацию, а также дать опре­деление, пояснение или объяснение вышеизложенно­му факту, явлению или событию.

В художественной литературе рассуждение, как правило, используется в лирических или авторских отступлениях, которые объясняют психологию и по­ведение персонажей. Рассуждение необходимо также для выражения морально-нравственной или гра­жданской позиции самого автора, его оценки изобра­жаемых фактов, его философского осмысления реалий действительности.

Цель его заключается в исследовании предмета или явления, в выявлении их внутренних признаков, рассмотрении причинно-следственных связей между описываемыми событиями или явлениями. Рассужде­ние служит для передачи размышлений автора о не­коем предмете или явлении, для их оценки, а также обоснования, доказательства или опровержения той или иной мысли или положения.

Особенностью рассуждения является использова­ние не сюжетного (как в повествовании), а логического принципа построения текста.

Модель текста-рассуждения можно представить следующим образом:

Тезис —— ► Доказательство —————— ► Вывод
Аргументы: факты, ссылки на ав- тор-итеты, бесспорные или заведомо истинные положения Умозаключения

 

Схематично рассуждение-доказательство и рассу­ждение-объяснение на практике довольно часто ак­туализируется в сокращённом виде: иногда опускает­ся вопрос, зачастую отсутствуют выводы, а иногда нет и экспозиции. Подобные пропуски можно объяс­нить тем, что рассуждение является понятным даже без всех пропущенных компонентов, потому что их можно легко домыслить, понять или восстановить.

Таким образом, к обязательным частям рассужде­ния относятся тезис и его аргументированное доказа­тельство или подтверждение, в то время как экспози­ция, проблема или проблемный вопрос, а также выводы могут как присутствовать, так и отсутствовать в тексте.

[1] Русский язык и культура речи / Под ред. проф. В.И. Максимо­ва. М., 2000.

Рассуждение-размышление выстраивается, как пра­вило, в форме вопросов и ответов. И на эти вопросы в тексте не всегда даётся ответ. Рассуждение-размыш­ление представляет собой объяснение или доказатель­ство, а в их роли выступают примеры, которые необхо­димо сопоставить или противопоставить; можно также указать на существующие или возникающие между ними причинно-следственные отношения, требующие ограничения, расширения или обобщения.

Текст-размышление выстраивается по единой для всех разновидностей рассуждения схеме, однако, в отличие от объяснения и доказательства, он содер­жит не одну смысловую пару вопрос — ответ, а целую систему вопросов и ответов, которые последовательно дополняют друг друга[1].

Схему сочинения можно представить следующим образом:

  • экспозиция (т. е. подведение читателя или слу­шателя к проблемному вопросу);
  • система проблемных вопросов;
  • ответы на них;
  • выводы.

С точки зрения логики сочинения-рассуждения можно классифицировать на следующие группы:

  1. Индуктивные рассуждения, в которых устанав­ливаются некие умозаключения от частного к общему, от конкретного к абстрактному;
  2. Дедуктивные рассуждения, в которых присут­ствуют некие умозаключения от общего к частному, от абстрактных размышлений к частным выводам.

Кроме того, рассуждение может строиться как до­казательство истинности или ложности выдвигаемого тезиса. На основе данного принципа можно выделить группы:

  1. Рассуждения-утверждения.
  2. Рассуждения-опровержения.

Они могут сопровождаться прямыми доказательства­ми или доводами, которые обосновывают справедливость выдвинутого тезиса, а также доводами или доказатель­ствами от противного, когда истинность выдвигаемого тезиса доказывается методом опровержения различных предположений, противоположных доказываемому.

Основа любого рассуждения — это перечисление фактов, доказательств, доводов и аргументов, обосно­вывающих тот вывод, к которому автор и стремится подвести читателя или слушателя, тот заключитель­ный аккорд, который звучит в конце сочинения, если умозаключение логично выстроено, обосновано и под­тверждено, то есть доказано.

Чтобы правильно реализовать задачу рассужде­ния и провести всю цепочку от факта к мысли, а затем опять к реалии, существуют разные формы и спосо­бы представления умозаключительной связи между предложениями.

Цепной способ — это движение мысли от одного предложения к другому, причём слова из предыдуще­го предложения обычно повторяются в последующем.

Параллельный способ — когда предложения упо­требляются таким образом, чтобы в них был одина­ковый порядок слов, однотипные грамматические формы выражения членов предложения, а также ви- довременная соотнесённость данных предложений.

На основании этого рассуждение может строиться по ещё более упрощённой схеме:

  1. Тезис — основная мысль.
  2. Доказательство (или опровержение) этой мысли, то есть аргументы, сопровождающиеся примерами.
  3. Вывод, или заключение.

Между тезисом и соответствующими ему аргумен­тами, а также между всеми отдельными аргументами в тексте обязательно должна быть установлена логи­ческая и грамматическая связи, причём логическая связь — это связь смысловая (то есть всё должно под­тверждать выдвигаемый тезис, должно быть убеди­тельным). Для связи между тезисом и аргументами, а также между отдельными аргументами чаще обыч­ного могут использоваться вводные слова и подчини­тельные союзы.

При комбинировании цепного и параллельного ви­дов связей между предложениями возникает смешан­ная связь. Для подобного способа связи характерно использование глаголов в форме настоящего или буду­щего времени, а также присутствие в тексте безличных глаголов или личных глаголов в безличной форме.

Примером рассуждения может стать отрывок из рассказа К. Паустовского «Искусство видеть мир» (книга «Золотая роза»).

«…Больше всего обогащает язык прозаика знание поэзии. Поэзия обладает одним удивительным свой­ством. Она возвращает слову его первоначальную дев­ственную свежесть. Самые стёртые, до конца «выго­воренные» нами слова, начисто потерявшие для нас образные качества, живущие только как словесная скорлупа, в поэзии начинают сверкать, звенеть, благо­ухать!

Чем это объяснить, я не знаю. Я предполагаю, что слово оживает в двух случаях.

Во-первых, когда ему возвращают его фонетическую (звуковую) силу. А это сделать в певучей поэзии значи­тельно легче, чем в прозе. Поэтому и в песне, и в роман­се слова сильнее действуют на нас, чем в обычной речи.

Во-вторых, даже стёртое слово, поставленное в сти­хах в мелодический музыкальный ряд, как бы насы­щается общей мелодией стиха и начинает звучать в гармонии со всеми остальными словами.

И, наконец, поэзия богата аллитерациями. Это одно из её драгоценных качеств. На аллитерацию имеет право и проза.

Но главное не в этом.

Главное в том, что проза, когда она достигает совер­шенства, является, по существу, подлинной поэзией».

Чтобы успешно написать сочинение, надо иметь чёткое представление о функциональных типах речи.

Любая речь (тема, композиция и языковое оформле­ние) зависит от цели, мотива общения и описываемой ситуации. Высказывания можно свести к трём видам:

  • статичные, воспринимаемые предметно, они реа­лизуются в форме описания;
  • динамичные, воспринимаемые в движении и во времени, которые реализуются в форме повествования;
  • причинно-следственные связи реализуются в форме рассуждения.

Работая над сочинением, следует помнить не толь­ко об особенностях функционально-смысловых типов речи, но и представлять себе композицию сочинения.

Необходимо учитывать и то, что при написании выпускного итогового сочинения вы будете волновать­ся больше, чем на тренировочных контрольных ра­ботах.

Рассуждение-размышление выстраивается, как пра­вило, в форме вопросов и ответов. И на эти вопросы в тексте не всегда даётся ответ. Рассуждение-размыш­ление представляет собой объяснение или доказатель­ство, а в их роли выступают примеры, которые необхо­димо сопоставить или противопоставить; можно также указать на существующие или возникающие между ними причинно-следственные отношения, требующие ограничения, расширения или обобщения.

Текст-размышление выстраивается по единой для всех разновидностей рассуждения схеме, однако, в отличие от объяснения и доказательства, он содер­жит не одну смысловую пару вопрос — ответ, а целую систему вопросов и ответов, которые последовательно дополняют друг друга.

Схему сочинения можно представить следующим образом:

  • экспозиция (т. е. подведение читателя или слу­шателя к проблемному вопросу);
  • система проблемных вопросов;
  • ответы на них;
  • выводы.

С точки зрения логики сочинения-рассуждения можно классифицировать на следующие группы:

  1. Индуктивные рассуждения, в которых устанав­ливаются некие умозаключения от частного к общему, от конкретного к абстрактному;
  2. Дедуктивные рассуждения, в которых присут­ствуют некие умозаключения от общего к частному, от абстрактных размышлений к частным выводам.

Кроме того, рассуждение может строиться как до­казательство истинности или ложности выдвигаемого тезиса. На основе данного принципа можно выделить группы:

  1. Рассуждения-утверждения.
  2. Рассуждения-опровержения.

Они могут сопровождаться прямыми доказательства­ми или доводами, которые обосновывают справедливость выдвинутого тезиса, а также доводами или доказатель­ствами от противного, когда истинность выдвигаемого тезиса доказывается методом опровержения различных предположений, противоположных доказываемому.

Основа любого рассуждения — это перечисление фактов, доказательств, доводов и аргументов, обосно­вывающих тот вывод, к которому автор и стремится подвести читателя или слушателя, тот заключитель­ный аккорд, который звучит в конце сочинения, если умозаключение логично выстроено, обосновано и под­тверждено, то есть доказано.

Чтобы правильно реализовать задачу рассужде­ния и провести всю цепочку от факта к мысли, а затем опять к реалии, существуют разные формы и спосо­бы представления умозаключительной связи между предложениями.

Цепной способ — это движение мысли от одного предложения к другому, причём слова из предыдуще­го предложения обычно повторяются в последующем.

Параллельный способ — когда предложения упо­требляются таким образом, чтобы в них был одина­ковый порядок слов, однотипные грамматические формы выражения членов предложения, а также ви- довременная соотнесённость данных предложений.

На основании этого рассуждение может строиться по ещё более упрощённой схеме:

  1. Тезис — основная мысль.
  2. Доказательство (или опровержение) этой мысли, то есть аргументы, сопровождающиеся примерами.
  3. Вывод, или заключение.

Между тезисом и соответствующими ему аргумен­тами, а также между всеми отдельными аргументами в тексте обязательно должна быть установлена логи­ческая и грамматическая связи, причём логическая связь — это связь смысловая (то есть всё должно под­тверждать выдвигаемый тезис, должно быть убеди­тельным). Для связи между тезисом и аргументами, а также между отдельными аргументами чаще обыч­ного могут использоваться вводные слова и подчини­тельные союзы.

При комбинировании цепного и параллельного ви­дов связей между предложениями возникает смешан­ная связь. Для подобного способа связи характерно использование глаголов в форме настоящего или буду­щего времени, а также присутствие в тексте безличных глаголов или личных глаголов в безличной форме.

Примером рассуждения может стать отрывок из рассказа К. Паустовского «Искусство видеть мир» (книга «Золотая роза»).

«…Больше всего обогащает язык прозаика знание поэзии. Поэзия обладает одним удивительным свой­ством. Она возвращает слову его первоначальную дев­ственную свежесть. Самые стёртые, до конца «выго­воренные» нами слова, начисто потерявшие для нас образные качества, живущие только как словесная скорлупа, в поэзии начинают сверкать, звенеть, благо­ухать!

Чем это объяснить, я не знаю. Я предполагаю, что слово оживает в двух случаях.

Во-первых, когда ему возвращают его фонетическую (звуковую) силу. А это сделать в певучей поэзии значи­тельно легче, чем в прозе. Поэтому и в песне, и в роман­се слова сильнее действуют на нас, чем в обычной речи.

Во-вторых, даже стёртое слово, поставленное в сти­хах в мелодический музыкальный ряд, как бы насы­щается общей мелодией стиха и начинает звучать в гармонии со всеми остальными словами.

И, наконец, поэзия богата аллитерациями. Это одно из её драгоценных качеств. На аллитерацию имеет право и проза.

Но главное не в этом.

Главное в том, что проза, когда она достигает совер­шенства, является, по существу, подлинной поэзией».

Чтобы успешно написать сочинение, надо иметь чёткое представление о функциональных типах речи.

Любая речь (тема, композиция и языковое оформле­ние) зависит от цели, мотива общения и описываемой ситуации. Высказывания можно свести к трём видам:

  • статичные, воспринимаемые предметно, они реа­лизуются в форме описания;
  • динамичные, воспринимаемые в движении и во времени, которые реализуются в форме повествования;
  • причинно-следственные связи реализуются в форме рассуждения.

Работая над сочинением, следует помнить не толь­ко об особенностях функционально-смысловых типов речи, но и представлять себе композицию сочинения.

Необходимо учитывать и то, что при написании выпускного итогового сочинения вы будете волновать­ся больше, чем на тренировочных контрольных ра­ботах.

Предложения интернет-магазинов