Пояснения и комментарии к критериям оценивания сжатого изложения

  • Критерий ИК1 «Содержание изложения»

При проверке сжатого изложения эксперты, читая экзаменационную работу, устанав­ливают соответствие количества микротем в работе экзаменуемого количеству микротем в информации о тексте.

По этому критерию оценивается умение экзаменуемого правильно выделить всю глав­ную информацию исходного текста (все основные микротемы) и передать её без искажений. При этом необходимо учитывать, что основное содержание (или главная информация) тек­ста — это то содержание, без которого был бы не ясен или искажён авторский замысел.

  • Критерий ИК2 «Сжатие исходного текста»

По критерию ИК2 оценивается умение экзаменуемого лаконично передавать основное содержание прослушанного текста, правильно используя основные приёмы сжатия.

Экзаменуемый на определённом пространстве текста может использовать как не­сколько разных приёмов компрессии, так и один из них.

3 балла ставится в том случае, если экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста.

То, какими приёмами компрессии текста пользуется экзаменуемый, зависит не только от уровня его умений, но и от характера текста.

Допустим, ученик применил только один способ компрессии — исключение, но, если этот приём правильно используется на протяжении всего текстового пространства, тогда нет причин снижать оценку по критерию ИК2.

При оценке сжатия текста эксперты учитывают не только наличие приёмов компрес­сии в изложении, но и правильность их применения. При правильном использовании приёмов компрессии исходного текста в экзаменационном изложении сохраняется адекватность авторской мысли и возможность её восприятия читателем.

По критерию ИК2 ставится 1 балл в том случае, если экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 2 микротем текста.

По критерию ИК2 ставится 0 баллов в том случае, если экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 1 микротемы текста, или экзаменуемый не использовал приёмы сжатия текста. Таким образом может быть оценено такое изложение, в котором девятиклассник, частично или полностью сжав при помощи од­ного приёма одну микротему прослушанного текста (как правило, это первая микротема), перешёл далее к подробному изложению.

О баллов оценивается и подробное изложение, в котором автор вообще не пытался прибегнуть к компрессии прослушанного текста.

3) Критерий ИКЗ «Смысловая цельность, речевая связность и последователь­ность изложения»

Сжимая прослушанный текст, экзаменуемый создаёт на его основе собственный, ко­торый, как и любой текст, должен обладать смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. При этом изложение должно сохранять логику (последова­тельность изложения содержания) исходного текста.

По критерию ИКЗ ставится 2 балла в том случае, если работа экзаменуемого характе­ризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; в работе нет нарушений абзацного членения текста.

По критерию ИКЗ ставится 1 балл в том случае, если работа экзаменуемого характе­ризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.

Следует обратить внимание на то, что оценка по критерию ИКЗ снижается на 1 балл, даже если в изложении присутствует только одна из ошибок: или 1 логическая ошибка, или 1 нарушение абзацного членения текста.

По критерию ИКЗ ставится 0 баллов в том случае, если в работе экзаменуемого про­сматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста.

Предложения интернет-магазинов