Предромантизм

Литературное направление предромантизм возникло в английской литературе в 60-е годы XVIII века. Оно занимало как бы «пограничную» зону, с одной стороны, ещё сохраняя в себе некоторые черты просветительского классицизма, а с другой — выдвигая принципы, предвосхитившие романтизм XIX века.

Предромантизм был вызван к жизни разочарованием в идеалах Просвещения, он отразил глубокое недовольство господством буржуазии, стал первым антибуржуазным явлением в литературе. Однако он заявил о себе в то время, когда английская буржуазия уже захватила власть, а до Французской буржуазной революции было ещё далеко. Поэтому для него характерно полное разочарование в возможности человека как-либо повлиять на враждебный ему мир.

Философской основой предромантизма стал агностицизм — учение о непознаваемости мира и человека. Именно в произведениях предромантиков впервые зазвучали темы непознаваемости мира, тщетности попыток как разума, так и чувства раскрыть тайны бытия.

Предромантиков интересовала проблема взаимоотношения личности с миром, в котором безраздельно властвуют Хаос и Зло. Если классицисты на первый план выдвигали разум, а сентименталисты — чувство, то для предромантиков главное — это пассивность или активность человека в непознаваемом и враждебном мире. Они сосредоточивают внимание на действиях человека, хотя постоянно напоминают, что от этого в реальном мире ничего измениться не может.

Предромантизм выдвинул и особый способ типизации, во многом предвосхитивший типизацию романтическую. Так как философской основой этого направления стал агностицизм, то понятно, почему действительность изображалась абсурдной, не доступной ни чувственному, ни рациональному восприятию человека.

Сама действительность у предромантиков мистифицировалась. Поведение человека мотивировалось его субъективным отношением к событиям, зависело от эгоистических устремлений. Характер героя проявлялся в его поступках, столкновении с враждебным ему миром. Такое изображение требовало динамичного повествования, отсюда — свойственная предромантикам авантюрность сюжетов.

Эстетические предпосылки возникновения предромантизма были связаны с усилением антипросветительских настроений. Предромантики пытались отвергнуть художественное наследие просветителей и искали в предшествующей литературе иные авторитеты. Естественно, в первую очередь они обратились к тому материалу, которым пренебрегали просветители. Именно предромантики заново «открыли» читателям Шекспира и Спенсера, пытались эстетически освоить культуру Средневековья («готики», по их терминологии) и экзотических стран, вспомнили о фольклоре.

Предромантизм в Англии выдвинул новую эстетику, которая основывалась на интересе к памятникам средневековой культуры, на изучении и воспроизведении национального народного творчества. Большое значение имели введённые предромантиками новые эстетические категории, разрушающие цельность просветительской концепции искусства. К ним относятся категории «романтического» (от romance — рыцарский роман), «готического», «живописного», «ужасного».

Именно категория ужасного наряду с категориями живописного, романтического и готического стала основой художественной практики предромантиков.

В эстетике предромантизма видоизменялась система литературных жанров. Так на качественно новой основе возрождались национальные жанры баллады и авантюрного, фантастического романа. В драматургии как эквивалент этих жанров появляется «драма судьбы».

Предромантизм — явление переходное, к тому же существовавшее параллельно с сентиментализмом, поэтому в литературе есть целый ряд произведений, которые с достаточным основанием можно отнести как к предромантизму, так и к сентиментализму. И это нисколько не противоречит утверждению о коренных различиях между сентиментализмом и предромантизмом, а лишь свидетельствует о том, что оба эти явления оказались равноправными в литературе и могли одинаково сильно влиять на того или иного писателя.

Ярким примером такого переплетения предромантических и сентименталистских тенденций можно считать «аффектированные романы» К. Рив и Э. Рэдклиф, соединившие форму «готического» романа с сентименталистским содержанием.

Как уже говорилось выше, первые произведения предромантиков появились в 60-е годы XVIII столетия. В 1762 году Томас Леланд опубликовал роман «Лонгсворд, граф Солсберийский», который многие учёные считают одной из первых попыток создания исторического романа.

Большое значение имело появление первого английского «готического» романа, или «романа ужасов». Им стал роман Хораса Уолпола «Замок Отранто» (1764).

В романе «Замок Отранто» (1764) впервые в английской литературе получила развитие мысль о враждебности действительности человеку. Его герой опирался не на разум и не на чувство, но действовал под влиянием обстоятельств, защищая своё человеческое достоинство. X. Уолпол освободился от дидактичности просветительского искусства. Его произведение способствовало дальнейшему развитию и обогащению жанра английского и европейского романа1.

1 Подробнее о предромантизме см.: Ладыгин М. Б. Предромантизм в мировой литературе. — М., 2000.

Предложения интернет-магазинов