Примеры итоговых сочинений

«Жизнь, пройденная без служения широким интересам и задачам общества, не имеет оправдания» (Н. С. Лесков)

Приносит ли человек пользу обществу или являет­ся существом никчёмным и бесполезным — вот тот извечный вопрос, который на протяжении веков за­ставляет задумываться миллионы людей, желающих понять, что полезного они могут сделать в обществе, в котором живут. Ярким примером таких людей яв­ляются герои рассказа М. Горького «Старуха Изер- гиль», в котором показаны три судьбы, три личности, по-разному распорядившиеся своей жизнью. И если самовлюблённый, эгоистичный Ларра, отвергнутый обществом, вызывает лишь неприязнь, то «Легенда о Данко» показывает нам пример удивительного служе­ния людям, безмерного и безответного.

Именно подвиг Данко остался бессмертным в па­мяти народа, а его сердце, вырванное из груди, словно продолжает светить в темноте человеческих слабостей и мелких интересов. Даже старуха Изергиль, посвя­тившая свою жизнь любви, являет пример сильной и цельной личности, чья жизнь прошла не напрасно, ведь она смогла одарить других своей любовью.

В русской классической литературе идея поиска себя, смысла своего существования отражена во мно­гих произведениях, но самым масштабным считается роман Л. Толстого «Война и мир», потому что в нём показано становление характера героев, изменение их нравственной позиции и переоценка жизненных ценностей. Ведь и Андрей Болконский, много осознав­ший во время боя, понял ничтожность своих прежних стремлений, и Пьер Безухов увидел смысл своей жиз­ни в борьбе с ложью и лицемерием.

Однако великий писатель даёт нам не только при­меры героев ищущих, готовых служить на благо обще­ства: для контраста показаны Курагины и Друбецкие, для которых продвижение по служебной лестнице, по­полнение собственного кошелька, а также выгодный брак и достижение высокого положения — основные жизненные цели.

Примером самоотдачи и верного служения обще­ству для читателей стал смоленский доктор Янсен в повести Б. Л. Васильева «Летят мои кони…». Сра­жаясь за людские жизни, неутомимый доктор зимой и летом, в слякоть и вьюгу, днём и ночью исполнял неоплатный долг гражданина перед обществом. Он верно служил людям, жил не для себя, думал и забо­тился не о себе. Людская молва приписывала ему муд­рость, которая граничит со святостью, а потому и об­речён он был на особую, мученическую смерть. Доктор Янсен погиб, из чувства сострадания ценой своей жиз­ни спасая детей, провалившихся в канализационный колодец. Человека, которого при жизни почитали свя­тым, пришёл хоронить весь город. Не у каждого есть такие редкие качества, как самопожертвование, сила духа, великодушие, благородство. Приходится жерт­вовать здоровьем, счастьем, временем, а иногда даже жизнью. Приносить в жертву свою жизнь ради благо­получия других способны далеко не многие.

А ведь, если задуматься, эта способность жить не для себя, а для других и отличает человека от дру­гих существ. Таким образом, можно сказать, что осо­знание того, что ты нужен людям, обществу, в кото­ром живёшь, даёт человеку возможность понять своё подлинное предназначение в жизни, определить свой жизненный путь, осознать смысл своего существо­вания. Это те важнейшие качества, которые должны быть присущи каждому уважающему себя человеку. И не дай нам Бог лишиться этих качеств: тогда мы ли­шимся и всего того, что нам дорого, и без чего жизнь потеряет всякий смысл!

«Память и совесть всегда расходились и будут расходиться в том, следует ли прощать обиды» (Дж. Галифакс)

Есть люди, умеющие легко забывать и прощать обиды и измену. Каждый из нас хотя бы раз в жизни испытывал боль и обиду, причинённые другими людь­ми, всю тяжесть измены любимого человека, друга. В такие минуты трудно понять и простить обидчика. Именно эту проблему обиды и прощения поднима­ет великий писатель Л. Н. Толстой в романе «Война и мир», когда прорисовывает характер Андрея Бол­конского, пришедшего к всепониманию.

Не сумевший сначала простить измену Наташи, Андрей, пройдя через поля сражений, кровь и боль, смог простить её. Конечно, непросто далось князю та­кое восприятие человеческой слабости, но ведь и тот, кто помог Болконскому переосмыслить добро и зло, жизнь и смерть, был из самых глубинок народных.

Душевная чистота Платона Каратаева созвучна тем общечеловеческим ценностям, которые сохра­нились в библейских текстах и народных изречени­ях: «Умей простить врага своего», «Не затаи обиды». Да, многие не приемлют фразы: «Ударили по одной щеке — подставь другую», но ведь и понимать её мож­но по-разному. И разве уметь прощать — слабость? Наоборот, прощать умеет только сильный человек: он подсознательно чувствует слабость обидчика и свою силу.

Недаром князь Мышкин в романе Ф. М. Досто­евского «Идиот», вызывающий насмешки всего об­щества, всё-таки выше каждого из этой толпы. Его внутренний свет, добро, которое излучают по-детски распахнутые глаза, способны изменить не только дру­гого человека, но и целый мир.

В классической литературе мы не раз сталкиваем­ся с рассуждениями о необходимости учиться прощать даже измены, с тревогой за человека, который не про­щает обиды. Чем же может обернуться затаённая оби­да? Почему мы должны научиться прощать измены? Ответы на эти вопросы и дают нам великие умы, вла­деющие пером и словом: обида точит душу, истончает ум, холодит сердце.

Эта проблема взаимного непонимания, обид и пре­тензий остаётся актуальной и в наши дни. Ведь с та­ким понятием, как измена, мы знакомы не понаслыш­ке: кто-то уходит от нас, кого-то бросаем мы. Как же вести себя в таких ситуациях?

И в этом вопросе классическая литература одно­значно показывает путь к решению: важно уметь по­нять другого человека, а это значит, что прощение необходимо и самому человеку. Ведь умение прощать демонстрирует силу и «моральное превосходство» над своим обидчиком. Мы не должны держать в себе обиды или негативные эмоции, так как это обязательно ска­жется и на нашем настроении, и на самочувствии, и на отношении к нам других людей.

Позиция и Л. Н. Толстого, и Ф. М. Достоевского, по моему мнению, сродни истине. Конечно, мы долж­ны учиться и уметь прощать другого, учиться прощать даже измену. Тем более, что мир, к сожалению, не мо­жет существовать без неё.

Очень умно о прощении написал академик Д. С. Ли­хачёв в книге «Письма о добром и прекрасном»: «Есть хорошее английское правило: обижаться только то­гда, когда вас хотят обидеть, намеренно обижают». Но ещё более ценным становится его последующее заме­чание: «На простую невнимательность, забывчивость обижаться не нужно. Напротив, проявите к такому че­ловеку особую внимательность — это будет красиво и благородно».

В результате всех размышлений логично прийти к выводу о том, что, несмотря на ошибки, измены, кото­рые мы все совершаем, важно и нужно уметь ставить себя на место другого человека. Нужно уметь прощать, и тогда, вероятно, посмотрев на вас, человек задума­ется о своей ошибке и также будет стараться и сможет изменить себя.

Отзывчивость — важнейшее качество настоящего человека

Отзывчивость — это удивительное качество, свой­ственное человеку. Без него нет добра, нет заботы и тепла, нет помощи, в которой может нуждаться не только слабый или больной человек, но и каждый из нас. К отзывчивости, милосердию и состраданию взы­вали многие русские писатели в своих произведениях.

Например, А. И. Солженицын в рассказе «Мат- рёнин двор» показал нам удивительную женщину Матрёну, которая бескорыстно помогала всем, была так отзывчива к людям, что даже позволила разобрать свой дом на брёвна, чтобы построить жильё воспитан­нице Кире. Да, она не нажила «добра», но ведь именно Матрёна с её удивительными душевными качествами создавала вокруг себя особенный мир.

Вопрос о необходимости милосердия, сочувствия и человеческой отзывчивости на чужое горе существует давно и остаётся актуальным и в наши дни. И только нам решать, осталось ли место на земле этим чувствам, нужно ли помогать другим и жалеть их.

Над этими вопросами размышляет и Пьер Безухов в романе Л. Толстого «Война и мир», особенно после встречи с Платоном Каратаевым, простым солдатом, перевернувшим представление Пьера о мире, вернув­ший Безухову веру и научивший ценить жизнь.

Но к сожалению, мы всё чаще видим в глазах лю­дей равнодушие и жестокость. Они проходят мимо инвалидов, не слышат просьбы пожилых людей, им неважно всё, что их не касается. Поэтому у человека, имеющего сердце, постепенно зреет вопрос: «А оста­лись ли в мире милосердие и сострадание, добрые, от­зывчивые люди, умеющие сопереживать?» Именно такого человека мы видим в рассказе М. Шолохова «Судьба человека». Он помнит, знает и понимает, как ужасна война, как страшно потерять своих близких. Он знает, что помогать попавшему в беду человеку просто необходимо.

Позиция многих авторов в этом вопросе предельно ясна и проста: в мире было, есть и будет место отзыв­чивости, человечности и состраданию. И каждый пи­сатель считает, что нужно не только пожалеть челове­ка, но и постараться дать ему всё, что в твоих силах, постараться разделить с ним его горе.

И с этим мнением невозможно не согласиться. Хо­чется верить, что в мире ещё остались и доброта, и по­нимание. Ведь всё-таки и в наши дни люди помогают беженцам, потерявшим кров, открывают приюты для бездомных животных, устраивают благотворительные акции и концерты, а почти в каждом супермаркете можно увидеть маленькую коробку с надписью: «По­могите больному ребёнку». Мы всё-таки люди, и ми­лосердие, жалость — это те качества, которые отлича­ют нас от животных. Об этом нужно помнить всегда, отдавая частичку себя другим, ведь наше участие и за­бота возвращают им надежду и веру в будущее.

Смелость и трусость на войне

Война! За этим словом, всего лишь за нескольки­ми буквами, скрывается море крови, слёз, страданий, боли, за ним скрывается смерть миллионов людей. Годы Великой Отечественной войны в нашей стране не забудутся никогда. 1941-1945 года — это страшное время, когда смерть стучала в каждый дом, когда вое­вали все: от мала до велика.

Для всех народов война — великое испытание, в ней проявляются все главные человеческие качества: чувство долга, верность слову, смелость, мужество и отвага, честь, достоинство и любовь. Война — это со­бытие, измеряющее человеческие ценности.

Человек на войне и человек в обычной жизни — ча­сто совершенно разные люди. Именно на войне рас­крывается сущность человека, его личные качества и способности. Об этом писали Л. Толстой, М. Шолохов, К. Симонов.

Б. Полевой, Б. Васильев выделяют в своих произве­дениях жестокость и невыносимость тягот войны. Об этом рассказывают наши дедушки и бабушки, чьё дет­ство или юность пришлись на годы войны. Их воспо­минания легли в основу многих книг, фильмов, нашли отражение в документальных источниках.

В поэзии Ю. Друниной мы можем найти слова:

И откуда взялось столько силы

Даже в самых слабейших из нас?..

Что гадать! — Был и есть у России

Вечной прочности вечный запас.

Они подтверждают не только подвиг народа во вре­мя войны, но и самоотверженность, смелость и стой­кость каждого бойца, отдающего ради победы всего себя до последнего дыхания. Все произведения о войне связаны одной идеей и одинаковым отношением к это­му страшному явлению.

На память приходит ещё одно произведение о вой­не — повесть В. Быкова «Сотников», в которой автор рассказывает о том, как по-разному ведут себя люди, оказавшиеся в сложных обстоятельствах. Главный ге­рой Сотников — человек смелый и упрямый, волевой, чувствующий ответственность за дело, способный пой­ти на задание, даже если болен.

Что же толкнуло его на это? Ответом стали его сло­ва Рыбаку: «Потому и не отказался, что другие отка­зались». Попав в плен, измученный болезнью и пыт­ками, Сотников не падает духом, не сдаётся, смело смотрит судьбе в лицо.

Его силы укрепляет вера в победу и любовь к роди­не. Рыбак же ведёт себя совсем иначе: он боится пы­ток, боится за свою жизнь, он уже готов предать, так как струсил. Страх сковал его волю, убил в нём чело­века, превратил во врага. Он даже участвует в каз­ни своего бывшего товарища, чтобы самому выжить. Сравнивая этих двух героев, можно понять, что смерть Рыбака наступила гораздо раньше, ещё до того, как погиб Сотников. Ведь предатель потерял свою душу, а Сотников оказался сильнее своих мучителей, его не сломили ни пытки, ни страх, ни сама смерть.

Великая Отечественная война — целая эпоха в ис­тории нашей страны. Множество человеческих жиз­ней было отдано ради победы. Были разрушены сот­ни сёл и городов, поломаны, исковерканы миллионы человеческих судеб. Помнить об этом — долг каждого человека. Необходимо чтить эту память, хранить её и передавать следующим поколениям.

Мужество и стойкость русской женщины

Нельзя придумать ничего более абсурдного и не­совместимого, чем сочетание слов «женщина» и «вой­на». Однако, к сожалению, в жизни бывают ситуации, которые кажутся невозможными, недопустимыми. И подобное сочетание оказывается реальным в дей­ствительно жестоком мире.

Слова писателя Ф. А. Абрамова о «русской бабе», которая внесла неоценимый вклад в нашу победу, а именно «своей сверхчеловеческой работой», на первый взгляд, кажутся грубоватыми и жёсткими, но ведь эта жёсткость и есть истина. И если реальность жестока, то как же можно смягчать её словами? Если женщина наравне с мужчинами идёт в бой, проявляя смелость бойца, терпит лишения и жертвует своей жизнью, это уже противоречит её женской природе, созданной для продолжения жизни.

А. Солженицын, В. Распутин, В. Шукшин, В. Аста­фьев и В. Белов описывали трудные будни женщин на войне. Они отмечали смелость и героизм санитарок, спасавших бойцов, разведчиц, проникающих в логово врагов, тружениц тыла и просто женщин-солдат, взяв­ших в руки оружие.

Конечно, наиболее волнующим читателя произве­дением о роли и месте женщины на войне является по­весть Б. Васильева «А зори здесь тихие…», в которой показано противоестественное для природы женщины участие в жестокой борьбе с врагом. Но ведь эта борьба за жизнь и счастье своих родных, за свободу своей Ро­дины.

Пронзительные строчки Ю. Друниной ещё раз под­чёркивают безумие и абсурдность вовлечения женщи­ны в жестокость и хаос:

Я только раз видала рукопашный,

Раз — наяву. И сотни раз — во сне…

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

Наверное, именно предназначение женщины — да­рить жизнь — помогло им сохранить, не растерять до­броту и милосердие, веру и надежду, быть смелыми и отважными. Такую женщину мы видим в повести В. А. Закруткина «Матерь человеческая», пережив­шую трагедию, оставшуюся на пепелище жизни, оди­нокую и, казалось, уже просто не желающую жить. Однако человечность героини повести Марии помогла ей пережить потерю близких, сохранить силу духа, выстоять и остаться жить ради своего ещё не рождён­ного ребёнка.

Да и в тылу женщины во время войны совершали ежедневный подвиг, который писатель Ф. Абрамов на­звал вторым фронтом: «Ведь это она, русская баба, сво­ей сверхчеловеческой работой ещё в сорок первом году открыла второй фронт, тот фронт, которого так ждала Советская армия».

Действительно, кроме того, что русские женщи­ны защищали свою землю, смело шли в бой, стойко отстаивая рубежи родины, они кормили всю страну, до изнеможения работая в тылу, они обеспечивали фронтовиков оружием, пахали в колхозах и старались сохранить своих детей.

Подводя итог вышесказанному, хочется сделать вывод о том, что война явилась большим испытани­ем для женщин нашей страны. Они испытали горечь утраты родных, видели страдания близких, претер­пели не только лишения и трудности военного вре­мени, но прошли все тяготы и невзгоды фронтовой жизни, однако ничто не смогло уничтожить в них ма­теринской силы и любви, веры и надежды. Они были полны смелости и решимости бороться с врагом до по­бедного конца, готовы были к решительным поступ­кам, не стремились спрятаться от опасности, укло­ниться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций.

Предложения интернет-магазинов