Пример итогового сочинения по литературе

«Нет выше идеи, как пожертвовать собственной жизнью, отстаивая своих братьев и своё отечество…» (Ф. М. Достоевский)

Историческая победа, одержанная советским наро­дом в Великой Отечественной войне, не только обрадо­вала людей всего мира, но и потрясла их мужеством и отвагой русского народа-освободителя.

О подвиге и смелости человека на войне написа­но множество произведений, среди них — «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Нашествие» П. Леонова, «Не­покорённые» Б. Горбатова, «Горячий снег» Ю. Бон­дарева. В этом ряду находится и повесть «Сашка» В. Кондратьева, в которой развёрнута картина фронто­вых будней подо Ржевом.

Ржев был оккупирован фашистскими захватчика­ми, с начала 1942 года по март 1943 года на подсту­пах к городу велись ожесточённые бои с крупной фашисткой армией «Центр». В память об этих изнури­тельных, затяжных боях А. Твардовский написал одно из самых горьких военных стихотворений «Я убит подо Ржевом…»:

Фронт горел, не стихая,

Как на теле рубец.

Я убит и не знаю:

Наш ли Ржев наконец?…

От индивидуального «я» рассказ переходит к сол­датскому «мы»:

Нам свои боевые

Не носить ордена.

Вам — всё это, живые,

Нам — отрада одна…

Двадцатилетний Сашка из одноимённой повести В. Кондратьева воюет подо Ржевом. Остался ли он в живых, как далеко прошёл дорогами войны, чем от­личился, — нам знать не дано. Не исключено, что мы стали свидетелями жизни одного из тех сотен и тысяч, чью судьбу и чьи чувства выразил поэт в стихотворе­нии.

Сашка участвует в боях местного значения, пере­живает свою первую любовь к медсестре, приводит своего первого пленного, отправляется на нейтраль­ную полосу за валенками для командира, которые присмотрели на мёртвом немце.

Писатель выявляет гуманистическую основу на­родного характера, который призван вершить свой справедливый суд над противниками. В грязи, холоде и голоде, в дни, когда мало кто из стоявших на одном рубеже с ним мечтал или надеялся дожить до побе­ды, Сашка по совести решает поставленные перед ним жизнью нравственные проблемы и выходит из испыта­ний возмужавшим и духовно окрепшим.

Повесть Кондратьева заставляет задуматься о ха­рактере советского воина-освободителя, о поведении человека на войне, сплочённости русского народа и о его верности Родине.

 

«Семья — это общество в миниатюре…»(Ф. Адлер)

Семья — это кристалл, вглядываясь в который, можно явственно увидеть состояние большого челове­ческого общества. Такая параллель чётко видна в ро­мане М. Булгакова «Белая гвардия».

Место действия «Белой гвардии» — Город. Это и исторический Киев с Крещатиком, Владимирской гор­кой, Днепром, и вместе с тем «город крепкий», Вави­лон, который, как и его библейский предшественник, должен погибнуть. Всё иссякло и истратилось в нём. И вера, и честь, и семейные связи. Последние ещё сохранились, но они рвутся. На наших глазах умирает мать, убегает с немцами Тальберг, муж Елены, уходят и возвращаются в дом братья.

Семья ещё собирается в доме, соединяется под уют­ным светом абажура, ища спасения от разрушения, от вторжения в дом разрушающих сил. Она держится на любви, на поддержке, на усилиях Елены удержать семью, сохранить её. Но тень конца уже нависла над Турбиными.

Однако повисла она и над Россией. В Городе, по мысли Булгакова, заканчивает своё существование тысячелетняя история Государства Российского. Та история, которая началась актом крещения Руси, со­стоявшегося именно здесь. Как память об этом собы­тии возвышается на Владимирской горке «громадней­ший» Владимир с крестом в руке. Эта фигура видна со всех точек Города, она видна и за днепровскими да­лями.

Каждый раз герои «Белой гвардии» видят сияющее золото креста днём или электрическое сияние вокруг него в тёмной ночи. Это как бы связывает их с истори­ей своего отечества.

Семья Турбиных — семья чести. Турбины — потомки Гринёва и других российских интеллектуа­лов — дворян, которым ни Запад не нужен, ни личное спасение, а нужен лишь покой России. Они не щепки из леса, а сам лес, и — вместе с народом — один народ. Потому для Турбина Город не только Город, но и «гиб­нущий дом».

Все Турбины обладают высокой культурой и тради­циями. Им свойственны порядочность, чувство долга, ответственность. Эти люди не могут предать и совер­шить подлости, для них превыше всего такие понятия, как честь и достоинство. Турбиным и их друзьям непо­нятно то, что происходит в России.

Долг офицера — воевать за свою страну, за своего царя. Алексей и Николка подчиняются этому чувству долга. Младший Турбин не испугался за свою жизнь, исполняя свой долг.

Перед семьёй Турбиных не стояла проблема нрав­ственного выбора. Эти люди воспитаны так, что не могли поступать иначе. От рождения в них были зало­жены понятия чести, долга, достоинства. Ничто не мо­жет заставить их изменить своим морально-нравствен- ным принципам.

Семье Турбиных противопоставлены их соседи Ли- совичи — приспособленцы, которым чужды понятия чести и достоинства. Трагедия, начавшаяся в семье Турбиных, — трагедия разрушения семьи, а вместе с тем и общества, и государства в целом.

Предложения интернет-магазинов