Пример итогового сочинения по литературе 11 класс

Теория, не оправдавшая средств её осуществления

Вариант 1

В романе «Преступление и наказание» Ф. Достоев­скому с необыкновенной силой удалось показать опас­ность индивидуалистического сознания, разоблачить идеи «сверхчеловека», которому можно всё, теорию Раскольникова, основывающуюся на индивидуалисти­ческом бунте, делении людей на «властелинов» и «тва­рей дрожащих». Достоевский ставит вопрос: «Можно ли переступить через жизнь человека, пусть даже «бес­полезного» для общества, ради добрых дел, Облагодетельствования этого же общества?» Постепенно он до­казывает несостоятельность теории Раскольникова. Жизнь любого человека является святыней, и каким бы человек ни был, он имеет такие же права, как и тот, кто считает себя властелином.

Достоевский использует систему «двойников» Рас­кольникова. В качестве таковых выступают Лужин и

Свидригайлов, которые воплощают теорию Расколь- никова в жизнь. Писатель на их примере показывает, насколько ужасна эта теория. Свидригайлов соверша­ет преступления, не чувствуя трагедии, он тоже счи­тает себя необыкновенным человеком. Он не знаком с теорией Раскольникова, не знает её положений, прин­ципа деления на обыкновенных и необыкновенных. Но в душе чувствует «превосходство» над другими и, совершая свои деяния, не испытывает угрызений сове­сти, так как убеждён, что имеет на это право.

То же относится и к Лужину. Но Лужин и Свидри­гайлов стоят на разных уровнях деградации человека. Лужин находится на более низком уровне. Свидри­гайлов кончает жизнь самоубийством: этот циничный и бессовестный человек не смог выдержать груза без­нравственности .

Теория Раскольникова не нашла практического подкрепления в судьбе Свидригайлова.

Лужин, конечно, не способен на убийство. Он вы­сказывается за господство в обществе «разумно-эгои­стических» экономических отношений. Его волнуют собственная выгода, карьера, успех. Именно с прице­лом облюбовал он Дунечку: она помогла бы ему выйти в высшее общество, так как была хорошего рода, умна и красива, к тому же из бедной семьи. Женившись на ней, он мог впоследствии упрекать её и требовать от неё благодарности.

Именно Лужины толкают на гибель совестливых и беспомощных Мармеладовых. Лужин не менее бесче­ловечен, чем обычный убийца. Он не будет убивать — найдёт массу способов, чтобы безнаказанно раздавить человека — способ трусливых и подлых. Но Лужин в душе тоже считает себя «Наполеоном» и поступает в общем-то по теории Раскольникова. Однако Расколь­ников ненавидит Лужина, так как тот издевается над людьми, которых любит сам Раскольников.

Выходит, Лужин и Свидригайлов, которые могут «преступить», относятся к необыкновенным людям, а такие добрые и совестливые люди, как Дуня, Соня, которые не могут «преступить», являются «тварями дрожащими». Позвольте, но это ведь неразумно! До­стоевский старается показать несостоятельность тео­рии, невозможность деления людей на «властелинов» и подчинённых.

Мы сталкиваемся с теорией, которая существует столько же, сколько существует цивилизация. Всегда перед людьми стоял вопрос: «Стоит ли жизнь челове­ка счастья всего общества?» Достоевский считает, что жизнь человека бесценна, никто не может распоря­жаться ею по своему усмотрению. Он доказывает, что эта теория ужасна по своей сути, и никакие благие цели не оправдывают такие ужасные средства.

Вариант 2

В романе «Преступление и наказание» Ф. М. Досто­евский уделяет внимание изображению умонастрое­ний своего героя. Сначала Раскольников просто заду­мывается о предрассудках и страхе людей. Развивая сюжет, писатель обозначает обстоятельства внешней жизни и идейные побуждения героя. Черты нрав­ственных принципов («всё в руках человека») обрета­ют очертания философии «права» «кандидата в Напо­леоны», теоретика, идеолога.

Опираясь на литературные традиции («Пиковая дама» Пушкина), Достоевский выступает как худож­ник-новатор. У героя Достоевского «идея» становится страстью главного героя. Она — идол его жизни, ради неё он совершает страшный «эксперимент».

Но ложная индивидуалистическая идея не мо­жет служить основой цельной личности, а потому не верно выбраны способы её достижения. Она проти­воречит сущности человека, поэтому вносит раскол в его внутренний мир. Раскольников живёт двойной жизнью — реальной и миром логических абстрак­ций. «Идея» порабощает его сознание, ему трудно от­личить явь от «бреда». Его вина в том, что его внутрен­ние устои разрушены. Нравственно опустошённым он предстаёт ещё до совершения преступления.

«Освобождение» от нравственных преград («кровь по совести») на самом деле ведёт к полному разруше­нию личности. Писатель изображает душевные муки герой, его одиночество, цинизм и отчаяние, утрату ду­ховного благородства и безразличие к проблемам добра и зла.

Достоевский расширил возможности реализма. «Идея» оказалась таким же важным фактором фор­мирования характера человека, как и привычная «среда». Внезапное прозрение Раскольникова и его освобождение от ложной теории в эпилоге романа вос­принимается как желанное.

Мы приходим к постижению вины героя. Протест Раскольникова против вселенского горя обернулся эгоистическим самоутверждением, анархическим бун­том. Достоевский показал, что индивидуалистическая философия приводит к преступлению.

Нетерпеливый и озлобленный Раскольников, по­трясённый всеобщей несправедливостью, бунтует про­тив миропорядка, отвергает веру в «Божий промысел» и совесть: «Сломать что надо… и страдание взять на себя».

Убийство «старушонки» нравственно оправданно — это «эксперимент», пробный камень. Раскольников сам уговаривает себя на преступление. Теоретик, экс­периментатор, он попирает нравственность, совершает грех и несёт заслуженную духовную кару. В этом его тяжкие ошибки, это его тяжкий опыт.

Так в романе проявляется мудрость писателя-гуманиста, непримиримого к анархизму и индивидуализ­му. Совершив преступление, герой вычеркнул себя из жизни, достойной человека. Единственный выход и возможность избежать окончательного нравственного падения — обрести мужество, преодолеть себя и пока­яться. Спор с Раскольниковым превращается в спор за его духовное прозрение.

Предложения интернет-магазинов