Психологизм в литературе

Вы уже знаете, что при создании литературных характеров писатель изображает не только внешность и поведение персонажа, но и его внутренний мир, стремится показать читателю жизнь его души. «Личность, индивидуальность творца способствует сохранению в литературе необходимого энергетического уровня, без которого невозможно дальнейшее существование искусства»1, — заметил Д. С. Лихачёв.

1 Лихачёв Д. С. О филологии. — М., 1989.

Это очень непростая задача. Каждый автор решает её по-своему. До XIX века персонажи либо получали внешнюю характеристику своего внутреннего мира, которую давал ему автор или другие персонажи этого произведения, либо их душевный мир изображался в соответствии с заранее заданными условиями его развития (природной разумностью или добротой, умением контролировать свои чувства разумом и пр.). В первом случае характеры оказывались статичными, неизменными, сохраняющими все свои качества на протяжении всего произведения (таковы в русских былинах Илья Муромец и Добрыня Никитич), во втором случае характер развивался, менялся в процессе его описания, но эти изменения диктовались заранее заданными условиями, укладывались в изначально намеченные рамки и приводили к прогнозируемому результату (так развивается характер Робинзона Крузо из одноименного романа Д. Дефо).

На рубеже XVTII и XIX веков в литературе появляется диалектика, а вместе с ней и новые возможности изображения внутреннего мира человека. Русский критик Н. Г. Чернышевский, рецензируя произведения Л. Н. Толстого, назвал такое новое изображение «диалектикой души».

Давайте вспомним, что диалектика предполагает познание явления на основе его постоянного развития, вызванного внутренними противоречиями, а это означает, что «диалектика души» представляет собою внутреннюю жизнь персонажа, вызванную мучительными переживаниями, размышлениями, направленными на поиски истины, счастья, решения возникающих перед ним проблем. «Диалектика души» изображает сложный процесс психологического развития личности, часто связанный с её самопознанием.

Но не только внутренние противоречия могут вызывать неожиданные, «незапрограммированные» изменения во внутреннем мире персонажа, в «работе» его души.

Вот, например, Владимир Дубровский: не только его жизнь, но и мысли, и чувства его резко меняются после смерти отца и разорения. Он становится разбойником, чтобы отомстить обидчику отца: психология гвардейского офицера и психология грабителя плохо сочетаются, но становятся основой внутреннего противоречия.

Но дальнейшее развитие романа А. С. Пушкина «Дубровский» показывает читателю, что месть Троекурову, во имя которой бывший гвардейский офицер встаёт на путь разбоя, так и не свершается. Почему? Вы, конечно, помните, что причиной тому явилась любовь героя к Маше, дочери его врага. Знакомство с Машей (внешнее обстоятельство) вновь приводит к резкому изменению внутреннего мира героя, порождает очередное внутреннее противоречие. И таких душевных метаний Владимира Дубровского в романе немало. Именно они в конечном итоге приводят героя к трагическому финалу, и именно они вызывают у читателя сочувствие, сопереживание персонажу.

Подробное, глубокое и жизненно достоверное изображение внутреннего мира персонажа или лирического героя, его чувств, мыслей, переживаний, желаний, настроений в литературе называется психологизмом.

Психологически глубоко обычно раскрываются сложные характеры персонажей, чутко реагирующих на окружающий мир, способных к сочувствию и сопереживанию другим персонажам. В то же время психологизм является действенным средством создания художественного мира, получающего дополнительную оценку и окраску в переживаниях персонажа. Психологизм при описании взаимоотношений двух или нескольких персонажей придаёт динамизм и окружающему их миру, делает его жизненно достоверным.

В литературе существует немало форм и приёмов создания психологизма. Передать изменения в состоянии персонажа помогает, например, точная художественная деталь (вспомните люльку Тараса Бульбы из одноименного произведения Н. В. Гоголя), а вот для описания изменений в характере Чарткова из «Портрета» Гоголь использует психологический анализ, прослеживая не только изменения в духовной жизни персонажа, но и их причины.

Психологизм поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» создаётся с помощью очень эффективного художественного приёма — внутреннего монолога. С этим приёмом вы уже не раз встречались в самых разных произведениях.

Лучшие произведения мировой классической литературы всегда тяготели к психологизму, но особенно последовательно и ярко он проявлялся в русской литературе, всегда уделявшей пристальное внимание человеку, его внутренней духовности.

Самое главное

Психологизмом называется глубокое и жизненно достоверное изображение внутреннего мира персонажа или лирического героя, его чувств, мыслей, переживаний, желаний, настроений.

Предложения интернет-магазинов