Равнодушие Печорина

«Герой нашего времени» — центральное произ­ведение М. Лермонтова. Печорин — герой первого психологического романа в прозе, в котором показа­на изнутри жизнь сердца и напряжённая работа ума современного человека. Усложнённость характера главного героя — Григория Печорина — обусловле­на исторически, так же как исторически обусловлена и его трагическая судьба, противоборство его чувств. Если нет места в определённой ему действительности, он в ней «лишний». Отсюда противоречивость меж­ду «глубокостью натуры и жалкостью действий», так как изнуряющее чувство пустоты, скуки и равноду­шие толкают его на любые столкновения с жизнью, на любую авантюру. Всякая опасность для него — при­манка, он смело идёт ей навстречу. Однако и это не из­лечивает его от скуки.

Историческая реальность и типичность Печорина вне сомнений, но только ли исторической реальностью можно объяснить неизменную скуку Печорина? Пожа­луй, нет. Главный психологический «нерв» характера героя, главная внутренняя пружина его побуждений и поступков, его скуки — индивидуализм. Действитель­но, на всём протяжении романа Печорин обнаружива­ет себя перед нами человеком, привыкшим смотреть «на страдания и радости других только по отношению к себе» и как на «пищу», поддерживающую его «ду­шевные силы». Именно на этом пути ищет он забвения от преследующей его скуки, именно этой «пищей» пы­тается заполнить гнетущую пустоту своего существо­вания.

Сам Печорин признаётся, что в нём два человека: один живёт в полном смысле этого слова, другой мыс­лит и судит его. Мы можем уточнить: один из двух людей, сосуществующих в Печорине, создаёт в душе высокие идеалы, другой — скептик, пытается их очер­нить. И под влиянием этого второго Печорин пере­сматривает свои возвышенные представления о славе и счастье. И тогда слава ему представляется удачей, и кажется, что, для того чтобы достигнуть её, нужно быть только ловким, а счастье он начинает видеть в на­сыщенной гордости.

Он идёт по жизни, ничем, в сущности, не жертвуя для других — даже для тех, кого любит. Он любит лишь «для себя», «для собственного удовольствия». Но именно индивидуализм, именно эта психологиче­ская доминанта печоринского характера делает неиз­бывной его скуку. Ведь для того чтобы почувствовать себя сопричастным миру, жизни, надо обрести способ­ность в «ином» ощущать родственную душу. Непра­вильное воспитание и жизнь в светском обществе не позволили герою подняться до такого восприятия жизни.

Максим Максимыч при всём своём недоумении от неожиданной исповеди чутьём доброго человека по­нимает это, сочувствуя Печорину, жизнь которого «становится пустее день ото дня» и которому «оста­лось лишь одно средство: путешествовать». Жизнь настолько тяготит его, что смерть кажется избавле­нием.

Предложения интернет-магазинов