«Ревизор» — комедия об общественных пороках и преступлениях

В комедии Н. Гоголя «Ревизор» писатель говорит о человеке и обществе, которое его окружает. Как смеш­на маска лицемерия и ханжества, неотразимое коми­ческое впечатление производят необъятные претензии ничтожных людей на значительность, мудрость и ве­личие, которые мы встречаем не только у Хлестакова, но и у Ляпкина-Тяпкина, убеждённого в необычайной тонкости и глубине своего ума, и у Земляники, уве­ренного в том, что если кто и достоин высоких поче­стей, так именно он. И городничий смешон не только тогда, когда он изливается в благонамеренных речах, но и в том случае, когда самодовольно хвастается, ка­кой важной птицей он стал, соединяясь узами родства с Хлестаковым.

Стремясь показать во всей полноте общественные «пороки и преступления», Гоголь рисовал своих ге­роев «крупным планом», смело прибегал к гиперболе, к гротеску. Отсюда возникают «курьеры, курьеры, курьеры… можете представить себе: тридцать пять тысяч одних курьеров!». Или такие характеристи­ки: «Вот смотрите, смотрите, весь мир, всё христи­анство, все смотрите, как одурачен городничий! Дура­ка ему, дурака старому подлецу! (Грозит самому себе кулаком). …Вон он теперь по всей дороге заливает колокольчиком! Разнесёт по всему свету историю». Читателю порой кажется, что герои лишились рас­судка. И это похоже на правду. Презренное и ничтож­ное выставляет себя напоказ без какой-либо доли стеснения и без зазрения совести! Они не хотят вни­мать разуму, истине, боятся её услышать, они бесчув­ственны.

Гротеск, при котором деформируются реальные жизненные соотношения, правдоподобие уступает ме­сто карикатуре, фантастике, позволяет не только вы­разительно, крупно очертить действующие лица, но и включить их в широкие социальные соизмерения.

Сквозь саркастический смех и слёзы читатель зна­комится на страницах комедии с лживым и безнрав­ственным миром российской действительности. Чув­ство страха перед вышестоящими, зависть чиновников приводит к помутнению разума. Возникает абсурдная неправдоподобная ситуация, когда случайного моло­дого человека, остановившегося в небольшом провин­циальном городке, принимают за ревизора.

Городничий и другие чиновники, нечестно выпол­няющие свои обязанности, заискивают перед мнимым ревизором и пытаются дать ему взятку. В результате, взяв деньги у чиновников, как ни в чём не бывало Хле­стаков безнаказанно уезжает из города.

Гоголь показывает суровую правду русской безду­ховной жизни, общества, в котором многие рассматри­вают свою службу только как источник дохода, иные чувства при этом их просто не интересуют.

Гоголь мечтал о комедии, которая явилась бы «ве­ликой школой» для общества и беспощадно карала бы смехом «плевелы» русской действительности. Разъ­ясняя смысл «Ревизора», писатель указывал на роль смеха, сатиры.

Он подчёркивает, что решился выступить с осме­янием презренного и ничтожного, зная о том, что это вызовет к нему неприязнь многих. В смехе, в выведе­нии на «всеобщие очи» дурного писатель видел могу­чее средство воздействия на общество. Этим он под­чёркивал главное в своих эстетических воззрениях, в своём отношении к обществу. Оно заключалось в обос­новании позиций страстного защитника правды, гроз­ного обличителя социального зла.

Высокий реализм тесно слился в «Ревизоре» с са­тирой, сатира — с воплощением важных социальных идей. Тупое насилие и корыстолюбие, забвение обще­ственного долга и претенциозное невежество, власти­тельное чванство и изворотливое подхалимство нашли в гоголевской комедии яркое и глубокое выражение. Её образы оказывают действенное влияние на обще­ство, продолжают интенсивно жить, вступая в тесное соприкосновение со многими современными социаль­ными явлениями.

Предложения интернет-магазинов