Рифма

В стихотворении ударение может падать на последний, предпоследний или третий слог от конца каждой строки. При этом читатель может услышать звуковой повтор и внутри отдельных стихов, и на конце их. Нет сомнений, что эта особенность давным-давно замечена людьми. Ведь в большинстве стихотворений окончания близко расположенных друг к другу строк имеют звуковое сходство. Такое созвучие частей стихов называется рифмой. «Как звуковой повтор рифма есть факт инструментовки стиха, но она становится также фактом метрическим в узком смысле слова благодаря своей композиционной функции»1, — писал В. М. Жирмунский. Чаще всего рифмуются именно последние слова стихов.

Самое главное в рифме — это совпадения звучаний ударных слогов: ударного гласного и опорного2 согласного звуков. Если такое совпадение есть — перед нами рифма.

1 Жирмунский В. М. Рифма, её история и теория // Стиховедение. Хрестоматия. — М., 2002.

2 Опорный звук — звук (обычно согласный), непосредственно предшествующий ударному гласному рифмующегося слога.

Рифмы бывают очень разными.

Ещё раз внимательно посмотрите на ритмические схемы стихов, о которых мы говорили в связи со стихотворными метрами: в них последняя стопа нередко оказывается неполной, а иногда после последней стопы появляется один дополнительный безударный слог. Всё это как раз и связано с особенностями рифм, которые бывают трёх типов.

Мужские рифмы — в них ударение падает на последний слог рифмующихся слов.

Мужскую рифму использует Н. С. Гумилёв в стихотворении «Жираф»:

Сегодня я вижу, особенно грустен твой взгляд

И руки особенно тонки, колени обняв.

Послушай: далёко, далёко на озере Чад

Изысканный бродит жираф…

Лирическое стихотворение написано пятистопным амфибрахием — трёхсложным размером стиха

Проверьте себя, отстучав ладонью ритм. Однако последняя стопа — неполная, усечённая. Также поэма «Мцыри» написана М. Ю. Лермонтовым стихами с мужскими рифмами. Перечитайте фрагмент поэмы «Встреча Мцыри с барсом» и охарактеризуйте художественную роль мужских рифм.

Если ударение падает на предпоследний слог конечного в строке слова, рифма называется женской. В маленькой «Элегии» Н. М. Языкова, написанной шестистопным ямбом с использованием пиррихиев, мы увидим женскую (второй и третий стихи, они длиннее двух других) и мужскую рифмы (первый и четвёртый стихи):

Женские рифмы звучат мягче мужских. Во многих стихотворениях чередуются мужские и женские рифмы, и у нас возникает ожидание этих рифм. Таким образом, мы настраиваемся на мелодию стихотворения, предполагая повторение стоп стихотворного размера, ожидая созвучия концов строк.

Если ударение падает на третий от конца строки слог, рифма называется дактилической. Стихотворение С. А. Есенина «Русь» начинается строками:

Трёхстопный анапест и чередование рифм помогают читателю почувствовать боль и грусть в душе лирического героя, переживание им судьбы родины как своей, личной. Рифма то мужская, жёсткая (вторая и четвёртая строки), то дактилическая, спокойная, мягкая (ударение падает на третий от конца строки слог).

Прочитайте лирическое стихотворение М. Ю. Лермонтова «Тучи», определите размер, тип рифмы и их роль в сознании мелодии стиха.

Не часто, но встречаются в русской поэзии гипердактилические рифмы, в которых ударение падает на четвёртый или даже пятый от конца слог:

От луны лучи протягиваются,

К сердцу-иглами притрагиваются…

(В. Я. Брюсов)

Знать, уж мне по улице не хаживати,

Новых песен не налаживати…

(Русская народная песня)

Различаются рифмы также по точности созвучий и по способам их создания. Рифмы, в которых совпадает опорный согласный звук, называются богатыми рифмами:

Оставьте: это спор славян между собою,

Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою…

(А. С. Пушкин)

Бедными рифмами называют рифмы, в которых совпадают ударный гласный и частично заударные звуки (зову — иду, пошлём — перечеркнём, будем — орудий и т.п.).

Полными рифмами называют рифмы, в которых совпадают все звуки рифмующихся слов; чаще всего полные рифмы возникают при омонимии:

Пристают к заставе гости;

Князь Гвидон зовёт их в гости…

(А. С. Пушкин)

Рифмы, основанные на игре слов, называют каламбурными рифмами:

Ах, стихи — моя стихия,

И легко пишу стихи я…

(Д. Д. Минаев)

Иногда в русской поэзии встречаются тавтологические рифмы, когда повторяется дважды одно слово:

За что же Ваньку вы Морозова,

Ведь он ни в чём не виноват?

Она сама его морочила,

А он ни в чём не виноват…

(Б. Ш. Окуджава)

Группа неточных рифм тоже используется поэтами, что отнюдь не свидетельствует об отсутствии таланта стихотворца, поскольку неточные рифмы могут нести важную содержательную нагрузку или явиться сознательным художественным приёмом. К неточным рифмам относят ассонансную, диссонансную (консонансную), неравносложную, йотированную, усечённую.

В ассонансных рифмах совпадает гласный ударный звук, но не совпадают согласные. В приведённых выше стихах Б. Ш. Окуджавы ассонансно рифмуются первая и третья строки.

В диссонансных (их ещё называют консонансными) рифмах не совпадают ударные гласные:

Было

социализм —

восторженное слово!

С флагом,

с песней

становились слева,

И сама

на головы

спускалась слава…

(В. В. Маяковский)

Неравносложная рифма — это рифма, в которой рифмующиеся слова имеют после ударения неравное количество слогов:

Свищет вполголоса арии,

Блеском и шумом пьяна, —

Здесь на ночном тротуаре

Вольная птица она!

(В. Я. Брюсов)

Усечённая рифма — рифма с лишним согласным звуком в одном из рифмующихся слов:

Углубясь в неведомые горы,

Заблудился старый конквистадор,

В дымном небе плавали кондоры,

Нависали снежные громады…

(Н. С. Гумилёв)

Своеобразной усечённой рифмой является йотированная рифма, в которой дополнительным согласным звуком в одном из слов оказывается звук «й»:

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна…

(А. С. Пушкин)

Используются русскими поэтами также составные рифмы, в которых одна из рифмующихся пар состоит из двух или трёх слов:

Ты возьмешь в объятья меня

И тебя, тебя обниму я,

Я люблю тебя, принц огня,

Я хочу и жду поцелуя.

(Н. С. Гумилёв)

Наконец, часто встречающиеся у разных поэтов, примелькавшиеся рифмы обозначают как банальные рифмы (любовь — кровь, радость — младость, розы — слёзы).

Очень любопытный пример стихотворного мастерства находим в «Евгении Онегине» А. С. Пушкина:

И вот уже трещат морозы

И серебрятся средь полей…

Читатель ждет уж рифмы «розы»,

На вот, бери её скорей…

Здесь великий поэт, шутливо обыгрывая предсказуемость банальных рифм, на самом деле даёт полную, да ещё и составную рифму, демонстрируя виртуозность поэтического мастерства.

Правда, стихотворные произведения далеко не всегда содержат рифмы и вам наверняка приходилось знакомиться с такими произведениями. Стихи без рифм называются белыми стихами, именно так написана «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова, так сложены и русские былины. Однако и в белых стихах их мелодия зависит от того, на какой слог от конца строки падает ударение. Группа заключительных слогов в стихе, начиная с последнего ударного слога, называется клаузулой. Таким образом, в белых стихах мы можем говорить о мужской, женской, дактилической или гипердактилической клаузулах.

Нерифмующиеся строки встречаются иногда и среди зарифмованных. Нерифмованный стих среди рифмованных называют «холостой стих». Так, например, холостым стихом завершается «Мужество» А. А. Ахматовой.

Предложения интернет-магазинов