Роды и жанры литературы

Литературные роды

Четыре основные группы (эпос, драма, лирика, лироэпика), на которые подразделяются все произведения словесного искусства. Различия между родами состоят в характере отражения действительности, выражения авторской субъективности и читательского (зрительского) восприятия. Каждый род литературы имеет в связи с этим своеобразную поэтику.

Лирика — это литературный род, в котором, как правило, отсутствует сюжет, а художественные детали служат для раскрытия внутреннего мира лирического героя, его чувств, мыслей, желаний, стремлений и пр. Художественный мир лирического произведения отражает внутренний мир, внутренние переживания лирического героя в его субъективном восприятии.

Эпос — род литературы, в котором обычно есть сюжет, система персонажей и предметный мир, его важнейшим свойством является наличие повествования (с разной степенью субъективности и заинтересованности). Художественный мир эпического произведения читатель воспринимает как сторонний наблюдатель, имеющий возможность составлять собственное суждение об изображаемых событиях и действующих лицах.

Драма — литературный род, предполагающий создание художественного мира для сценического воплощения в спектакле. Этот род, как и эпос, воспроизводит объективный мир (то есть людей, вещи, явления природы и т.п.); предметом изображения в нём становятся события и действия людей, образующие драматический сюжет. Специфика драмы как литературного рода состоит в особой организации художественной речи: в нём отсутствует повествование, а первостепенное значение приобретает прямая речь персонажей — их диалоги и монологи. От авторской речи в драме остаются только ремарки.

Эпос, лирика и драма — три традиционно различаемые рода литературы.

Лироэпика — четвёртый литературный род, возникший значительно позже трёх первых и объединивший в себе черты как лирики, так и эпоса (а иногда и драмы). Это баллады, поэмы.

Пример: баллада А. С. Пушкина «Ворон к ворону летит…». Здесь есть сюжет — признак эпоса. Основу текста составляет диалог двух воронов, обменивающихся репликами (признак драмы), и голос автора, дающего свою лирическую оценку описываемому (лирика). Налицо соединение признаков трёх уже известных нам литературных родов.

Литературные жанры и их разновидности

Жанры — это группы произведений внутри литературных родов, имеющие один или несколько общих признаков, противопоставляющих их всем другим жанрам, и общие черты художественного мира, определяемые особенностями художественной условности данной группы произведений. Между жанрами могут возникать сложные отношения.

Лирические жанры

Сонет — это лирическое стихотворение из четырнадцати стихов (строк), разделенное на четыре строфы: два четверостишия (катрена) и два трехстишия (терцета). Оба четверостишия связаны общей рифмовкой (то есть в восьми строках должно быть только две рифмы), которая может быть перекрёстной или опоясывающей. Два терцета имеют свои рифмы (их три), и последовательность рифмующихся стихов определяется самим автором, причем рифмы в сонете обязательно должны быть точными и богатыми.

Ода, восходящая к античной поэзии Пиндара (Древняя Греция) и Горация (Древний Рим), — это торжественное лирико-ораторское произведение, написанное формализованными «одическими строфами» (десять строк с рифмовкой ABABCCDEED). Оды писались «на случай» («Ода на день восшествия… императрицы Елизаветы Петровны…» М. В. Ломоносова), позже стали появляться «сатирические» оды («Вольность» А. Н. Радищева, «Деревня» А. С. Пушкина).

Стансы — лирическое стихотворение, каждая строфа которого заключает в себе законченную мысль. (Например, стансы А. С. Пушкина «В надежде славы и добра…».)

Пастораль (или идиллия) — лирическое стихотворение, описывающее идеализированные чувства счастливых селян (пастухов и пастушек).

Эпистола (послание) — стихотворение в форме письма, обращённого к определённому лицу или группе лиц («В Сибирь» А. С. Пушкина и «Ответ» А. Н. Одоевского).

Эпиграмма — небольшое стихотворение, содержащее насмешку над кем-либо или чем-либо.

Эпитафия — стихотворная надгробная надпись (популярный жанр до середины XIX века).

Песня появилась как стихотворение, навеянное какой-то популярной мелодией («Среди долины ровныя…» А. Ф. Мерзлякова), или, реже, предполагалось, что оно непременно будет положено на музыку («Казачья колыбельная» М. Ю. Лермонтова).

Элегия — лирическое стихотворение, выражающее в основном грустное, задумчивое настроение и содержащее в себе обязательные элементы медитации и рефлексии (философское размышление и самоанализ).

Эпические жанры

Эпопея — это героическое повествование в стихотворной (реже прозаической) форме о деяниях выдающихся героев; она часто основывается на мифологических и легендарных преданиях и выполняет функции кодификации человеческих отношений (в области этики и права), а также исторической памяти.

Хроника — эпический жанр, художественный мир которого ограничен определённым временным отрезком, заключающим в себе последовательно представленные крупные события данного временного отрезка. Художественный мир хроник строится не на развитии одного художественного конфликта, а на хронологической последовательности конфликтов, между которыми устанавливается историческая (или мифологическая) связь.

Легенда — это мифологизированное предание о каких-то реально происходивших событиях или реально

действовавших исторических личностях, приобретших вследствие эпической дистанции фантастические, гиперболизированные или идеализированные черты.

Житие — жанр, предназначенный для описания жизни, деяний и подвигов святого.

Притча — жанр, на основе иносказания объясняющий какую-либо сложную философскую или религиозную проблему на простых житейских примерах (непосредственно ориентируется на церковную литературу, беря за образец притчи Соломоновы («Ветхий Завет») и евангельские притчи). Выводы притчи — философские.

Басня рассматривает отвлечённые проблемы, рассуждая о вопросах конкретных, житейских, обыденных. Мораль басни — житейская, этическая. В целом притча и басня — тематические разновидности одного жанра.

Роман — это эпический жанр, в котором основной проблемой является проблема личности и который стремится с наибольшей полнотой изобразить все многообразные связи человека с окружающей его действительностью, всю сложность мира и человека, его судьбу, идейно-нравственные, духовные искания. Это «эпос частной жизни». Он изображает мир, близкий и понятный читателю.

Новелла — это эпический жанр, в основе художественного мира которого лежат описание одного завершённого события и его авторская оценка. Существуют два основных вида новеллы: короткий динамический рассказ с неожиданной концовкой (итальянский тип новеллы) и философско-бытовое повествование с подготовленным выводом (испанская или «назидательная» новелла). Второй тип («назидательный») новеллы часто выделяют как особый жанр, определяемый термином рассказ.

Очерк—эпический жанр, в котором художественный мир, содержащий элемент вымысла и субъективную авторскую оценку, как правило, опирается на реальные факты, описывает реальные события и реально существовавших людей.

Литературная сказка — эпический жанр, создающий на основе фантастической условности мифологизированный художественный мир с характерными для него необычными ситуациями, в которых вынужден действовать персонаж.

Драматические жанры

Трагедия — это драматический жанр, в основе которого лежит конфликт, вызванный трагическим (изначально неразрешимым) противоречием, опирающимся на «трагическую вину» главного героя.

Комедия — драматический жанр, основанный на комическом конфликте (конфликте, базирующемся на противоречии между видимостью и сущностью явления или персонажа).

Драма (трагикомедия, мелодрама) — драматический жанр, в основе которого лежит драматический конфликт (т.е. конфликт, ставящий персонаж в экстремальную ситуацию, существенно угрожающую его жизни или счастью). Мелодрамой же стали называть драму с ярко выраженным сентиментальным пафосом, построенную так, чтобы постоянно вызывать сочувствие зрителя страдающим персонажам, формальными приёмами нещадно эксплуатируя эти эмоции.

Водевиль — одноактная комедия с вставными музыкальными номерами (пение куплетов и танцы).

Инсценировка — это переложение для сценического воплощения произведений других литературных родов (романов или поэм, например).

Лироэпические жанры

Поэма — это лироэпический жанр; стихотворное повествовательное произведение с развёрнутым сюжетом, сопровождаемым постоянной ярко выраженной лирической оценкой того, о чём повествуется, определяющей эмоциональное восприятие читателем художественного мира произведения.

Баллада — это лироэпический жанр, в котором содержится лирическая эмоциональная оценка персонажей на основе сюжетного повествования об исторических событиях, личных драмах или фантастических явлениях, и строящийся на основе диалога открытого (явного) или скрытого (монолог, обращённый к молчащему собеседнику). Как правило, литературная баллада включает в себя пейзажный зачин и пейзажную концовку (хотя может обходиться и без них).

Романс — это лирический монолог героя, переживающего собственную любовную драму (обычно отвергнутого или разлучённого возлюбленного).

Роман в стихах — это лироэпический жанр, соединяющий в себе эпическое повествование о жизни в её незавершённости и противоречивости с лирической оценкой отображаемого художественного мира, определяющей отношение читателя к персонажам и событиям, описанным в романе, а также к созданному автором художественному миру.

Основные этапы развития литературы

Литературный процесс — это историческое существование литературы в её развитии, изменении, взаимодействии литературных явлений и восприятии читателей. Поступательное развитие литературы внутри цивилизации.

Мировая литература — это совокупность литературных произведений разных народов, находящихся в определённом взаимодействии: в процессе взаимовлияния, взаимообогащения, уточнения, полемики.

Творческий метод — это основные принципы оценки, отбора материала и воспроизведения художественного мира произведения, где оценка — это концепция мира человека, лежащая в основе мировоззрения писателя, отбор — принципы типизации, изображения общего в конкретном художественном образе, а воспроизведение — система художественных приёмов и средств, используемых автором (поэтика).

Художественная система — совокупность всех литературных произведений, созданных на основе продуктивного творческого метода; включает в себя литературные направления и течения, основывающиеся на данном творческом методе. Таковы художественные системы классицизма, романтизма, реализма, модернизма.

Литературное течение — национальный вариант использования творческого метода.

Литературная школа — объединение писателей вокруг одного лидера, чьи творческие принципы кажутся им особенно продуктивными с целью следовать этим принципам, развивать их и пропагандировать в своём творчестве. Иногда они даже пытаются обосновать свои позиции в какой-либо программной статье, называемой обычно «литературным манифестом».

Эпоха Возрождения (Ренессанс) — очень важный этап развития европейской культуры. Хронологически входит в средневековую историю европейских народов, возникает в недрах феодальной культуры. Открыло принципиально новую культурную эпоху, ознаменовав начало борьбы буржуазии за господство в обществе. Ориентация на материалистическое истолкование законов природы (принцип «природосообразности»), антропоцентризм (человек рассматривается как венец природы), рационализм (человек познаёт окружающий мир и самого себя благодаря разуму, что отличает его от всех остальных земных существ и приближает к Богу, чьим подобием на Земле человек и является).

Классицизм — творческий метод светского искусства, возникший в XIV веке как попытка преодолеть абстрактность средневекового искусства, опиравшегося на религиозные представления о мире и человеке. Термин классицизм означает «образцовый» и связан с принципом подражания античным образцам. Основное правило классицистического искусства: принцип «подражания природе». Произошло изменение системы жанров: в драматургии на смену мистерии, моралитэ и мираклю пришли трагедия и комедия; в лирике появились ода, сонет и пастораль; в эпосе сформировались новелла и роман. На смену синкретизму пришло осознанное понимание специфики художественного творчества.

Возникает деление на «высокие» и «низкие» жанры, конфликт между долгом и чувством. В театре устанавливались обязательные для классической драмы три единства: места, времени и действия (Н. Буало, Джон Беньян, Ж. Расин, Ж.Б. Мольер и др.).

Барокко — литературное направление, отразившее растерянность определённой части деятелей искусства перед лицом кризиса гуманистических идеалов. Писатели барокко пытались преодолеть кризис и поддержать веру в полезность и целесообразность земного существования человека. Человек оказывается противопоставленным природе.

Барочные писатели призывали человека определить смысл жизни, не обольщаясь иллюзиями, помня, что в конце земного пути его ждёт неизбежная смерть и что истинное предназначение человека известно только высшим силам. Мир как хаос, дисгармония. Человек должен отказаться от надежды познать высшие законы природы. Однако обречённый на жизнь, человек обречён также и на надежду. Отсюда его отчаянное стремление познать непознаваемое, то есть самого себя и своё предназначение. На смену оптимизму приходит не просто трезвость, но страх, преодолеваемый лишь на путях философии стоицизма. Часто читатели находят в произведениях хорошо известный им мотив и сюжет, но авторы при этом предлагали новые, неожиданные решения и выводы. Писатели стремились доказать, что в мире нет очевидных истин: всё может превратиться в свою противоположность (Андреас Грифиус, Х.Г. фон Гофмансвальдау, Г. Герберт, Гонгора и др.).

Сентиментализм (от лат. sence — чувство) как художественное направление эпохи Просвещения предполагает своё разрешение противоречий, заложенных в основе просветительских учений. Философской основой сентиментализма стал субъективный идеализм. Разум не способен помочь человеку обрести счастье и гармонию, так как, обладая им, человек не перестаёт оставаться злым. Перенесение акцента с человеческого разума на человеческое чувство. Обращение к внутреннему миру человека. Сентиментализм обращается к изначальному человеческому совершенству и базируется на безусловной вере в возможности человека изменить к лучшему окружающую действительность. Меняется философская основа: вместо изначально разумного человека появляется изначально добрый (чувствующий) человек, но его функции в мире остаются прежними, просветительскими: он должен придать миру гармонию и цельность. Природа рассматривается сентименталистами как царство гармонии, как отражение целесообразности, покоя и красоты.

В Россию сентиментализм проникает благодаря творчеству Н. М. Карамзина, И. И. Дмитриева, А. Н. Радищева, К. Н. Батюшкова и др.

Предромантизм — литературное направление, возникшее в английской литературе в 60-е годы XVIII века. Оно занимало как бы «пограничную» зону, с одной стороны, ещё сохраняя в себе некоторые черты просветительского классицизма, а с другой — выдвигая принципы, предвосхитившие романтизм XIX века. Философской основой предромантизма стал агностицизм — учение о непознаваемости мира и человека. Предромантики не признавали истинности ни рационалистической, ни субъективно-идеалистической картины мира. Они считали, что мир развивается абсурдно. Предромантиков интересовала проблема взаимоотношения личности с миром, в котором безраздельно властвуют Хаос и Зло. Действительность мистифицировалась. Именно в произведениях предромантиков впервые зазвучали темы непознаваемости мира, тщетности попыток как разума, так и чувства раскрыть тайны бытия. Предложили новые эстетические категории: «романтическое» (от romance — рыцарский роман), «готическое», «живописное», «ужасное».

Романтизм как художественный метод появился в переломную эпоху, когда старая феодальная система уступала место капиталистической. Писатели-романтики провозгласили свободу творчества важнейшим условием подлинного искусства. Центром романтической концепции мира и человека становится идея романтического двоемирия: неразрывной связи материальной оболочки с душой. Романтики утверждают мысль о несовершенстве реального мира и противопоставляют ему идеальный мир своей фантазии.

К романтизму относилось творчество таких прекрасных писателей, как Э. Т. А. Гофман, Д. Г. Байрон, В. Гюго, М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев, В. А. Жуковский и многих других.

Такой метод породил целую художественную систему, которая включает в себя три основных литературных направления: романтизм, символизм и неоромантизм. В XX веке возникло ещё одно направление — фэнтези, которое также относится к романтической художественной системе.

Реализм заявил о себе в середине 20-х годов XIX века, но не как метод, противостоящий романтизму, а как движение внутри него, но уже к 30-м годам реализм оформился в самостоятельное литературное направление. Реалисты изображают взаимодействие типичных характеров в типичных обстоятельствах, стремясь к наиболее точному воспроизведению и тех, и других с помощью характерных художественных деталей, разрабатывали приёмы психологического исследования внутреннего мира человека для достижения полного жизнеподобия.

Реалисты убеждены, что человека воспитывает окружающая среда, она формирует характер, заставляет приспосабливаться к условиям существования. Среда же создаётся самими людьми, соблюдением определённых правил, законов, условностей.

Декадентство (от лат. decadentia — упадок) возникает в связи с распространением философских идей А. Шопенгауэра, Ф. Р. де Шатобриана и др. о неизбежности гибели европейской культуры. Декадентство предлагает взглянуть правде в глаза и, не обманывая себя несбыточными мечтами о светлом будущем, достойно и гордо прожить оставшиеся дни, памятуя, что дряхлость — это не только физическая слабость, но и житейская мудрость. Декадентство очень по-разному проявилось в литературе. Из него, в частности, вышли не только новые литературные направления, но и новый, непродуктивный творческий метод.

Натурализм как метод и литературное направление тесно связан с философией позитивизма (О. Конт).

Задача писателя-натуралиста: фиксировать всё, что происходит с выбранным персонажем на протяжении определённого отрезка времени: как он ходит, ест, работает; как меняется его настроение; с кем и о чём он разговаривает и т.п. Ввёл в литературу производственную тематику, описание влияния на человека его трудовой деятельности, а также наследственности.

Символизм — литературное направление, представители которого считали, что каждый человек видит окружающий мир по-своему, и поэтому задача художника не объяснять что-либо читателю, а вызывать у него определённое эмоциональное состояние, добиваясь нужного отношения к действительности. Символисты стремились показать зыбкость и изменчивость мира, быстротечность и неосязаемость человеческих чувств. Они полагали, что искусство должно стать символичным (отсюда и название направления), ведь символ — это такой троп, который не называет предмет или явление, а лишь указывает на него, допуская известные расхождения и многозначность его восприятия. Символизм стремился найти поэтический язык, которым могли бы «разговаривать» души.

Русский символизм как течение внутри романтической художественной системы обладал рядом специфических особенностей. Идеи декадентства наложили на него свой отпечаток.

Неоромантизм. Мир, в котором живёт человек, не хорош и не плох, всё зависит от умения человека увидеть красоту и загадочность окружающей его действительности — утверждали неоромантики. Мир неоромантической литературы полон неожиданностей, приключений и опасностей, но действуют в нём самые обычные люди. Они сами «выбирают свою смерть», и поэтому жизнь их оказывается красочной, интересной и полной. В героизме поступков реализуется стремление прожить жизнь ярко, не теряя уважения к самому себе. В отличие от классических романтиков они начали искать героев среди тех, кого часто называли обывателями, и пытались показать романтику повседневности.

Модернизм как творческий метод отразил растерянность человека перед лицом необъяснимого стремления людей к самоистреблению. Он породил болезненно-фантастический мир Ф. Кафки, абсурдистский мифологизм Д. Джойса, субъективистски зыбкую реальность художественного мира М. Пруста, антиутопии Е. Замятина и О. Хаксли. Стремясь к изображению абсурдности человеческого бытия, модернизм сам принимал абсурдные формы, пытаясь эстетически обосновать и соединить в себе полярные точки зрения и взаимоисключающие художественные эксперименты.

Сюрреализм возник на «обломках» дадаизма. Во главе сюрреалистов встал Андре Бретон (примкнули Л. Арагон, П. Элюар, Ф. Суппо и др.), выдвинувший теорию «автоматического письма». Он полагал, что подлинная правда в искусстве проявляется, когда автор не контролирует себя, находится в состоянии алкогольного опьянения или в горячечном бреду. Править написанное «автоматическим письмом» ни в коем случае нельзя.

Экзистенциализм возник на основе одноименного философского учения (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Г. Марсель) в 30-е годы XX века. Утверждал мысль об абсурдности, непознаваемости и враждебности окружающего человека мира. В то же время экзистенциализм говорит о том, что единственной ценностью для человека является его собственное существование (лат. existentia — существование). Человек придумывает законы, стремится к общению с другими людьми только по причине собственной слабости и неприспособленности к выживанию. Но если он найдёт в себе смелость сознаться в том, что все накопленные человечеством знания — ложь и никому в мире нет до него дела, он станет подлинным властелином собственной судьбы, а его существование обретёт смысл.

Социалистический реализм возник в начале XX века в России. Основные отличительные черты: утверждение превосходства интересов коллектива над интересами отдельной личности и противопоставление революционных изменений изменениям эволюционным.

Предложения интернет-магазинов