РОДЫ И ЖАНРЫ ЛИТЕРАТУРЫ

С самого раннего детства человек начинает освоение сложного мира искусства, выделяя в нём отдельные жанры. Первые навыки восприятия художественного мира литературного произведения появляются у совсем ещё маленького ребёнка, когда он просит маму «спеть ему колыбельную» или «рассказать сказку». И если мама вместо сказки поведает малышу о том, как она стояла в очереди за картошкой, ребёнок сразу же почувствует, что ему предлагают нечто иное, и вновь начнёт требовать именно «сказку». Он уже ощущает её жанровые признаки, уже владеет таким важным читательским навыком, как «жанровое ожидание».

Приходя в библиотеку, читатель просит дать ему «детектив», «любовный роман» или «фантастику». Это тоже проявление «жанрового ожидания». Заметьте, человек просит у библиотекаря новую книгу. Ему пока не известны ни её автор, ни содержание, ни концовка. Он не знает, что в ней есть, но очень хорошо представляет себе, что в ней должно быть, о чём он хочет узнать. «Жанровое ожидание» — это осознанное различение принципов создания художественного мира произведения в литературных жанрах, внутренняя готовность принять и признать определённый вид условности, положенной в основу взаимоотношений литературных персонажей.

Есть у «жанрового ожидания» ещё одна важная особенность. В нём проявляется своеобразный «договор» между писателем и читателем. Обращаясь к тому или иному жанру, писатель ориентируется на вполне конкретную группу читателей, представляя себе её эстетические вкусы, пристрастия, образ мышления, способности к сопереживанию и сотворчеству. Он стремится оправдать «ожидания» своих читателей. Читатель же, оценивая автора, во многом ориентируется на то, как писатель удовлетворил его ожидания, насколько созданный автором художественный мир оказался близок и понятен читателю, как сильно взволновал читательские чувства творец произведения.

Необходимым условием жанрового ожидания является установка читателя на принятие авторского вымысла, художественной условности произведения. Одни читатели требуют только «правды жизни», «объективных фактов»; такие читатели увлекаются очерками, мемуарами, документалистикой. Другие, позволяя автору творить вымышленный мир, хотят, чтобы этот мир был похож на ту реальность, в которой они существуют сами, они ждут от писателя ответов на вопросы, возникающие перед ними в повседневной жизни. Такие читатели любят бытовые и воспитательные романы, сатирические произведения, «производственные» и «семейные» новеллы.

Есть читатели, которые, напротив, жаждут оторваться от повседневности и вместе с героями книги пережить удивительные приключения, ощутить опасность и совершить подвиг. Они готовы принять самый буйный вымысел писателя, если он предложит им войти в мир неизведанного, а подчас и малоправдоподобного. Это поклонники приключенческой и фантастической литературы.

Немало читателей ждут от книги просто развлечения, игры ума, весёлой болтовни и розыгрышей. Их «жанровое ожидание» — юмористическая литература, «лёгкая», «игривая» поэзия, пародии.

Читательские вкусы многообразны, пристрастны и изменчивы. Иногда «жанровое ожидание» одного и того же человека, снимающего книгу с полки, зависит от его настроения, дня недели, времени суток и т. д. состояния его здоровья. Подчас очень серьёзный человек, гордящийся тем, что не читает глупых «побасенок», собирая библиотеку для своей маленькой дочки, вдруг заново открывает для себя волшебный мир сказок и детских песенок…

«Нет в литературе ни одного плохого жанра, кроме скучного». Это крылатое выражение содержит в себе глубокую истину.

Но как рождаются жанры? Почему одни из них развиваются и видоизменяются, а другие — умирают?

Это вопросы, далеко уводящие от простого «жанрового ожидания»; ответить на них можно, лишь поняв общие законы художественного творчества, причём начинать надо не с жанров, а с литературных родов, которые и определяют построение системы жанров в разные литературные эпохи.

Предложения интернет-магазинов