Романтическая художественная система

В самом конце XVIII столетия в европейской литературе возник новый продуктивный творческий метод, получивший название «романтизма». Его появление свидетельствует не только о том, что классицизм к этому времени полностью исчерпал себя, но и о том, что утвердился совершенно новый взгляд на мир и человека.

До конца XVIII века в сознании людей очень чётко разделялись понятия добра и зла, хорошего и плохого, нравственного и безнравственного. В литературе такое противопоставление прослеживалось тоже достаточно чётко. Даже герой плутовского романа, вынужденный для спасения жизни кривить душой и сознательно идти на обман, стремился к «тихой гавани», где бы он мог стать «порядочным человеком».

Писатели пришли к неожиданному открытию: именно борьба добра и зла является основой развития всего живого. Исчезнет борьба — и мир станет безжизненным и неподвижным. А это значит, что добро не может существовать без зла, любое понятие можно осознать, если у него есть противоположность. «У человека есть бессмертная душа, — рассуждали романтики, — но эта душа заключена в смертное тело и без него существовать на земле не может. Они связаны между собой, и именно эта взаимосвязь делает человека человеком». Это открытие совершенно изменило литературу. Главной задачей писателей становится раскрытие внутренней противоречивости мира, в котором живёт человек, а также диалектики человеческой души.

«Почти каждый человек, хотя бы в малой степени, уже является художником». Эти слова принадлежат немецкому писателю-романтику Новалису, который таким образом выразил основную задачу искусства романтизма: пробудить в человеке то лучшее, что заложено в нём от рождения, победить в нём «обывателя».

Романтиков интересуют взаимоотношения между людьми, между человеком и обществом, человеком и природой, человеком и искусством. В их произведениях находят отражение серьёзные попытки глубоко изучить особенности этих взаимоотношений, вскрыть законы, определяющие жизнь общества.

Романтизм как художественный метод появился в переломную эпоху, когда старая феодальная система уступала место капиталистической. Если раньше человек находился в узких сословных, общинных, цеховых, семейных рамках, оставался связанным с определённой территорией, то теперь эти рамки оказались разрушены и человеческая личность получила ту свободу, о которой мечтали просветители. Однако на самом деле эта свобода обернулась новой формой порабощения большинства меньшинством, изменилось только средство закабаления личности. В эпоху господства буржуазии таким средством стала власть золота, позволившая кучке богачей подчинить себе тех, кто в ходе революционной борьбы добыл власть для буржуазии.

В то же время крушение сословно-иерархических отношений вызывало иллюзию обретения человеком свободы вне социальных связей. Возникли предпосылки для осознания самоценности человеческой личности как таковой, независимо от её положения в обществе. Однако человек не просто выделялся из общества, а противопоставлялся ему. Изъятый из системы сословно-иерархических отношений, он оказывался за пределами социальных отношений вообще. Так была заложена основа романтического индивидуализма со всеми её последствиями.

Центром романтической концепции мира и человека становится идея двоемирия: неразрывной связи материальной оболочки с душой.

Романтики утверждают мысль о несовершенстве реального мира и противопоставляют ему идеальный мир своей фантазии. Причём оба мира — и реальный и фантастический (поэтический, созданный воображением художника) — постоянно сравниваются, сопоставляются.

Романтики смело показывают противоречия современного им общества, разлагающую власть золота, растущую бездуховность современников. Для того чтобы ярче оттенить недостатки социальной действительности, романтики постоянно сравнивают законы общества с законами природы, противопоставляют дисгармонии жизни обывателей-буржуа гармонию природы и искусства. Реальный мир как бы проверяется идеальным гармоническим миром, созданным в воображении художника.

Но, противопоставляя действительности мир своего воображения, романтики не абсолютизируют его, а показывают его недостижимость. Поэт, художник, бунтарь не могут оторваться от остального общества. Романтический герой, познав идеальную сущность действительности, вступает в борьбу с ограниченным, обывательским представлением о природе, но в одиночку не может изменить мир.

Впрочем, романтики убеждены, что их бунт не бесполезен. В соответствии с объективно-идеалистическими основами своего мировоззрения они возлагают задачу преобразования мира на искусство. Ведь идеи не могут существовать в материальном мире без конечной, смертной оболочки (Ф. В. Шеллинг). Значит, идеи, заложенные в художественном произведении, рано или поздно найдут для себя материальную форму и утвердятся в действительности.

Как и всякое другое искусство, романтическая литература отражает действительность в её типических проявлениях, в единичных фактах закрепляет общее, но романтическая типизация обладает рядом особенностей. Романтическое двоемирие, противопоставление идеальной мечты и реальной действительности приводит к тому, что в произведениях романтиков реальный мир предстаёт как негативный фон. На этом фоне происходят события, связанные с деятельностью героя, который противопоставлен обывательской действительности и несёт в себе элементы авторской концепции положительного. Так реальному, объективному миру в романтическом произведении противопоставляется идеал, изъятый из реального мира, созданный воображением поэта.

Романтическому писателю важно показать силу и цельность своего героя, те душевные порывы, которые определяют действия героя и его отношение к действительности. Поскольку каждый романтический герой несёт в себе элементы авторской концепции положительного, связанные не столько с общими, сколько с индивидуальными чертами характера, писатель должен поместить своего героя в такие ситуации, в которых черты его характера проявились бы с наибольшей полнотой. Одновременно поступки героя должны выявить недостатки реальной действительности.

Человек раскрывается и проявляет себя в отношении к природе и искусству (в соответствии с романтической философией) тогда, когда душа его объята какой-нибудь всепоглощающей страстью (например, чувством любви или ненависти), или тогда, когда человека охватывает вдохновение. Другими словами, человек проявляет свою сущность в каких-то исключительных «обстоятельствах», когда его поведение диктуется не принятыми в обществе правилами, а его внутренними порывами, исходящими от его бессмертной души.

Романтические герои способны увидеть душу человека или вещи. Они понимают, что именно душа является в человеке главным. Часто художники-романтики показывают несоответствие внешних форм внутренней сущности героя. За прекрасной внешностью скрывается «чёрная» душа (припомните злую мачеху из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина), а под безобразной оболочкой бьётся нежное сердце (Чудище из «Аленького цветочка» С. Т. Аксакова). Романтики верили, что прекрасная душа способна изменить и внешний облик (сказка X. К. Андерсена «Гадкий утёнок»). Вообще новый творческий метод был обращён к человеку, пытался передать сложность его внутреннего мира, научить «слышать голос собственного сердца».

У романтиков только один подлинный враг, с которым они борются последовательно и непримиримо, — обыватель, ведь для него материальное благополучие становится смыслом существования.

В романтических произведениях человека обычно проверяют, искушая деньгами, властью или почётом. Писатели, не жалея сатирических красок, выражают презрительное отношение к богатству и знатности, при этом сочувствуют тяжёлой доле простых тружеников.

Итак, романтики воспевали сильные характеры: бунтарей, людей, одержимых какой-либо страстью. Отсюда вытекали и особенности романтической типизации, которые заключались в изображении исключительных характеров в исключительных обстоятельствах на фоне реальной действительности. Вспомните балладу А. К. Толстого «Илья Муромец». Ссора богатыря с князем Владимиром способствует раскрытию богатства внутреннего мира героя.

Но иногда в произведениях романтиков встречаются и подробные описания обыденной жизни, мелочные, пошлые характеры: это как раз тот обывательский мир, с которым борются герои и который разоблачали представители нового творческого метода. Особенно ярко это проявлялось в произведениях о молодом поколении: «Рене» французского писателя Ф. Р. де Шатобриа- на, «Адольф» Б. Констана, «Исповедь сына века» французского писателя А. де Мюссе, «Пелем» английского писателя Э. Булвер-Литтона, «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова.

Именно в недрах романтизма зарождалась реалистическая типизация, вызванная к жизни необходимостью изображения объективной действительности, которой противопоставляется идеально-романтическая концепция мира и человека. Романтики, обнажая отрицательные стороны действительности, в отличие от реалистов, не стремились познать социальные законы, управляющие жизнью общества, и лишь противопоставляли этому обществу обобщённо-романтический образец абстрактного идеала. Но само наличие элементов реализма в романтических произведениях придавало им значительную историческую достоверность и определило сложный характер творческих взаимоотношений между реализмом и романтизмом XIX века.

Романтический метод учитывал национальные особенности изображаемого общества. Именно романтики впервые отобразили в своих произведениях национальное своеобразие европейских и восточных народов, пытались проникнуть в культурный, исторический, духовный мир экзотических стран, установить соотношение восточной и европейской культур. Причём романтизм признавал ценность любой национальной культуры. Герой и обстоятельства, в которых он действует, в романтическом произведении обладают обычно национальными чертами («восточные» поэмы Д.Г. Байрона).

Одно из важнейших достижений романтиков — историзм. Пытаясь показать кардинальные противоречия своего времени, романтики обращались к историческому прошлому, через него пробовали установить непосредственные связи с будущим, определить зарождение исторических предпосылок тех качественных изменений, которые происходят в мире. Так в самом методе проявлялся принцип романтического историзма.

Романтическое понимание историзма сформулировал немецкий писатель Ф. Шлегель, писавший: «Историк — это пророк, обращённый к прошлому». Ограниченность романтического историзма заключалась в том, что герой по авторскому произволу может разорвать исторические и социальные связи, может вопреки историческим законам оказать решающее влияние на жизнь общества. Именно романтизм порождает жанр исторического романа, блистательные образцы которого представлены в творчестве В. Скотта, В. Гюго, А. Мандзони, М.Н. Загоскина, А.К. Толстого и др.

Практически через все романтические произведения, поддерживая романтический историзм, проходит идея развития, т.е. диалектическое изображение человека и действительности. Эта диалектика романтическая, но она даёт представление о реальной борьбе противоположностей. Романтики не предлагают условного разрешения противоречий, они пытаются изобразить мир состоящим из противоположностей и развивающимся благодаря их борьбе. Двуединая сущность мира и её отражение в произведении — объективно-идеалистическая основа романтической диалектики.

Однако в противопоставлении фантазии и действительности скрывалась опасность их отрыва друг от друга, утраты между ними диалектической связи. Появилась угроза исчезновения точек соприкосновения между двумя мирами, что могло привести к превращению художника- пророка в бесплодного мечтателя, оторвавшегося от реальной почвы. Это противоречие снималось в романтической теории с помощью учения о романтической иронии.

Романтическая ирония требует изображения реального мира в сопоставлении с идеальным, чтобы пороки и недостатки реального мира стали очевидными. Одновременно идеальный мир сопоставляется с реальным, как бы «проверяется» с целью показа его недостижимости. Человек вечно стремится к идеалу, но никогда не сможет достигнуть его в материальном мире, ибо материальный мир конечен в отличие от бесконечности идеи.

Романтическая ирония — это попытка в парадоксальной форме описать единство и борьбу противоположностей, найти диалектическую связь явлений.

Писатели-романтики провозгласили свободу творчества важнейшим условием подлинного искусства. Классицистическим «правилам» они противопоставили фантазию, игру воображения, причудливые образы. Идеал, к которому стремились романтики, выглядел неясным и недостижимым. Однако это не помешало им очень конкретно показать несовершенство современной им действительности, выступить с резкой критикой современного им общества.

Писатели-романтики существенно изменили поэтику художественных произведений. Отрицая нормативность классицизма, они дерзко вторглись в традиционную систему жанров и создали совершенно новые: романтический роман, романтическую поэму, романтическую драму и др. Они пользовались иными средствами поэтической выразительности, прибегая к звукописи, ярким цветовым характеристикам, символике («Джинны» В. Гюго, «Пери и ангел» Т. Мура).

Писатели-романтики опирались на традиции фольклора и средневекового искусства, то есть возвращались к истокам европейской культуры («Лирические баллады» У. Вордсворта и С. Т. Колриджа, «Светлана» В. А. Жуковского).

Возникнув в конце XVIII столетия, романтизм открыл читателям полнокровный мир, находящийся в постоянном движении. Это был новый, продуктивный творческий метод, не только определивший пути развития литературы на всем протяжении XIX века, но активно использующийся писателями и в наше время. Вполне естественно, такой метод породил целую художественную систему, которая включает в себя три основных литературных направления: романтизм, символизм и неоромантизм. В XX веке возникло ещё одно направление — фэнтези, которое также относится к романтической художественной системе.

Романтизм как литературное направление в первой половине XIX столетия стал ведущим. К нему относилось творчество таких прекрасных писателей, как Э. Т. А. Гофман, Д. Г. Байрон, В. Гюго, М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев, В. А. Жуковский и многих других.

Во второй половине века романтизм развивался параллельно с реализмом, который в это время вышел на первый план. Однако романтики не только не выступали против реалистов, они естественно дополняли их творчество. В качестве примера можно привести сказки Л. Кэрролла, исторические романы Э. Булвер-Литтона, приключенческие романы Ж. Верна, поэзию А. А. Фета. В XX веке романтическое направление представлено такими выдающимися произведениями, как «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова и «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери.

Предложения интернет-магазинов