Сентиментализм

Оптимизм просветителей основывался на вере в то, что буржуазия, придя к власти, построит «разумное» и гармоническое общество. Но к середине XVIII столетия всё очевиднее становилась недостижимость просветительских идеалов. Они не выдерживали проверки реальной действительностью. Кризис просветительской идеологии породил новые эстетические явления в английском искусстве — сентиментализм и предромантизм.

Философской основой сентиментализма стал субъективный идеализм, получивший классическое воплощение в трудах философа и религиозного деятеля Дж. Беркли. В конце XVII — начале XVIII века теория Беркли не получила широкого распространения: её затмило победное шествие ранних английских просветителей, проповедовавших рационалистические концепции механистического материализма и деизма. Однако первые признаки кризиса английского Просвещения проявились довольно скоро.

Уже в 30-е годы XVIII века заметно усилилось влияние идеалистической философии Дж. Беркли и Д. Юма. Крушение просветительских идеалов и отсутствие сколько-нибудь обнадёживающих перспектив заставило писателей обратиться к историческому прошлому и внутреннему миру человека. Именно этим можно объяснить успех, который имели у читателя «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» и «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» Лоренса Стерна.

Появление сентиментализма в Англии явилось реакцией демократических кругов общества на установление в стране власти крупной буржуазии, заключившей тесный союз с аристократией. Л. Стерн, О. Голдсмит и другие писатели-сентименталисты, не принадлежа к буржуазной верхушке, в то же время не относились к представителям неимущих классов. Для них было невозможно отказаться от буржуазной идеологии, хотя идеи ранних просветителей казались им уже бесперспективными.

В Англии сентиментализм как непродуктивный творческий метод и литературное направление проявился в 30-е годы XVIII века сначала в поэзии. Расцвет сентиментализма и его проникновение из Англии в другие европейские страны относится к 60-м годам XVIII века. Как литературное направление он продолжает существовать до конца века, хотя следы его влияния заметны и в литературе первого десятилетия XIX века.

Сентиментализм по своим социальным корням и идейному звучанию тесно связан с просветительским классицизмом. Это типично просветительское литературное явление.

Сентименталисты, не выходя из рамок буржуазной идеологии, пытались по-своему объяснить закономерности развития общества. Они перенесли акцент с человеческого разума на человеческое чувство. Но исследование чувства происходило в основном в этической сфере и не затрагивало социальных основ общества.

Сентиментализм обращается к изначальному человеческому совершенству и базируется на безусловной вере в возможности человека изменить к лучшему окружающую действительность. Меняется философская основа: вместо изначально разумного человека появляется изначально добрый (чувствующий) человек, но его функции в мире остаются прежними, просветительскими: он должен придать миру гармонию и цельность.

Сентиментализм как художественное направление эпохи Просвещения предполагает своё разрешение противоречий, заложенных в основе просветительских учений. Если та опора на разум и законы материальной природы, которую проповедовали классицисты, оказалась неверной, следует исходить из первичности сознания — так считали сентименталисты. Законы материального мира не могут признаваться залогом счастья человека, потому что являются вторичными по отношению к сознанию. Разум не способен помочь человеку обрести счастье и гармонию, так как, обладая им, человек не перестаёт оставаться злым. Напротив, мыслящий злодей гораздо опаснее неумного человека, наделённого дурными наклонностями.

Отсюда вывод сентименталистов о том, что главное — познать не разум, но чувства человека, воспитать его не столько мыслящим, сколько добрым, чувствующим. Это нашло отражение в самом названии — сентиментализм (от лат. sence — чувство).

Итак, писатели-сентименталисты обратились к внутреннему миру человека. Изображению природы в их творчестве отводится всё ещё много места («Времена года» Томсона), но при этом их интересуют не законы, регулирующие её жизнь, а её красота, воздействие на человеческую душу. Сентименталистов волнует проблема материального и идеального в человеческой жизни, но решают они её, явно отдавая предпочтение идеальному.

Часто в литературе сентименталистов возникает тема смерти (так называемая «кладбищенская поэзия»). Человеческая жизнь скоротечна, плоды человеческого труда подвержены разрушению — так стоит ли уделять им столько внимания? Было бы прекрасно построить человеческое общество по законам природы, утверждали сентименталисты, но для этого надо изучать не природу, а душу человека, воспитывать в ней доброту, чуткость, любовь к прекрасному. Добрые люди сами создадут условия для гармонического существования.

Поскольку сентиментализм — просветительское литературное направление, социальные предпосылки его остаются теми же, что и у Просвещения в целом.

Итак, основным объектом изображения художников- сентименталистов становится внутренний мир человека.

Этот мир развивается при созерцании природы, при появлении каких-либо сильных чувств: любви, ненависти, страдания. Сентименталисты не избегали изображения социальных конфликтов, но в самих конфликтах их интересовало поведение человека, движения его души («Векфильдский священник» О. Голдсмита).

Сентименталисты также полагали, что искусство призвано выполнять воспитательные функции. В каждом человеке от рождения заложены добрые качества, и задача искусства — пробудить их, открыть человеку мир прекрасного и гармонического. Идеалом сентименталистов становится добрый, тонко воспринимающий мир человек, отзывчивый и чувствующий жизнь природы (например, дядя Тоби из романа Л. Стерна «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена»).

Материальный мир отображается как временный, преходящий, а человеческие чувства — как вечные и самоценные.

Значение сентиментализма в том, что он открыл внутренний мир человека, смог передать тонкие оттенки человеческих чувств, показал сложность отражения реального материального мира в человеческих ощущениях. Однако в отличие от романтиков сентименталисты описывали человеческие чувства недиалектически, часто вырывая героя из окружающей среды, с этим связаны и особенности типизации сентиментализма.

Обстоятельствам сентименталисты придавали второстепенное значение. Для них главное — душа человека. Герой же в литературе сентименталистов отличается известной заданностью. В нём изначально заложены добрые чувства, развивающиеся не в силу обстоятельств, социальных условий, а в силу случайных воздействий на его душу. Так, жестокий помещик, преследующий семью священника Примроза, не вызывает у преследуемых чувства социального протеста («Векфильдский священник» О. Голдсмита). Человека может изменить испытанное им чувство любви, восхищения природой и т.п.

Для писателей-сентименталистов не важно, в каких обстоятельствах формируются или проявляются душевные качества их героев. Порой жизнь героев описывается вообще без связи с конкретно-исторической обстановкой («Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» Л. Стерна). Часто героем произведения оказывается чудак-человек, имеющий какую-нибудь навязчивую идею, «конёк». Таковы Брамбл («Путешествия Хамфри Клинкера» Т. Смоллетта), пастор Йорик («Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» Л. Стерна).

Природа рассматривается сентименталистами как царство гармонии, как отражение целесообразности, покоя и красоты. Поэт-сентименталист Уильям Каупер бросил крылатую фразу: «Бог создал природу, человек создал город».

В Россию сентиментализм проникает благодаря творчеству Н. М. Карамзина. Вслед за ним к сентиментализму обращаются И. И. Дмитриев, А. Н. Радищев, К. Н. Батюшков и др. Однако определить границы этого литературного направления в России очень сложно, потому что в творчестве русских писателей этот метод очень причудливо переплетался с принципами классицизма (А. Н. Радищев) и предромантизма (Н. М. Карамзин). Но принципы сентиментализма обогатили русскую поэтику множеством новых художественных приёмов, а «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина справедливо считается подлинным шедевром сентименталистской литературы.

Предложения интернет-магазинов