Смелость и мужество народа-победителя в романе Л. Толстого «Война и мир»

Отечественная война 1812 года — истинно «народ­ная война», ставшая таковой после вторжения францу­зов на русскую землю. Во время этой войны наиболее ярко проявилась огромная нравственная сила и муже­ство русского народа, его стойкость и воля к победе.

Пик Отечественной войны 1812 года — Боро­динское сражение. Именно здесь проявилась мораль­ная сила русского войска, которую так хорошо по­нимал Андрей Болконский. Не случаен его ответ на вопрос Безухова о том, отчего зависит успех сражения: «Успех никогда не зависел и не будет зависеть ни от позиции, ни от вооружения, ни даже от числа. Успех зависит от того чувства, которое есть во мне, в нём, — он указал на Тимохина, — в каждом солдате». И да­лее Болконский говорит: «Сражение зависит не от ма­стерства полководца, руководящего армией, а от воли самих солдат, составляющих эту армию. Если полко­водец понимает это, то он велик, и армия, им руково­димая, победит».

Именно таким нарисовал Толстой образ Кутузо­ва на страницах своего романа. Толстой подчёркивает негероичный облик Кутузова, возвеличивая тем са­мым его нравственные, моральные силы. Кутузов был убеждён, что решающее значение в войне имеет «дух войска». «Дух войска» — это понимание солдатами и офицерами задач священной оборонительной войны. Поэтому Кутузов стремился поднять «дух войска», во­одушевить русскую армию.

Нелегко далось Кутузову решение оставить Моск­ву. Страшный вопрос встал перед ним в Филях: «Неу­жели это я допустил до Москвы Наполеона, и когда же я это сделал?» Но всё же он не поддался отчаянию. «Да нет же! Будут же они лошадиное мясо жрать, как турки». Кутузов до конца сохраняет уверенность в по­беде над врагом и внушает это всем — от генерала до солдата. В Кутузове жило «народное чувство», роднив­шее его со всеми истинными защитниками Родины. Во всех поступках Кутузова лежало народное и потому истинно великое и непобедимое начало.

В своём романе Толстой создал картины народной партизанской войны и раскрыл её истинный смысл и значение. Ведя партизанскую войну, русские люди «сделали всё, что можно сделать для достижения достойной народа цели». Участники Отечественной войны 1812 года считали, что «мужики более, чем войска, победили французов». Кутузов считал, что по­беда была достигнута благодаря мужеству армии и на­рода.

Одна из основных смысловых частей романа — это общение в плену Пьера Безухова с Платоном Ка­ратаевым, простым русским мужиком. Почему же в плен попадает именно Пьер, а, к примеру, не Андрей Болконский? Мне кажется, что князь Андрей не по­нял бы всего того, что вынес из общения с Каратае­вым Пьер. Князь Андрей — аристократ, и он не смог бы так сблизиться с Платоном, он был бы выше его. Пьер же в тех обстоятельствах абсолютно равен с Каратаевым. Пьер познаёт простую русскую душу. Главное, что покоряет его в Каратаеве, — это любов­ное отношение к миру. Каратаев оказывает исцеляю­щее влияние на душу Пьера, израненную зрелищем расстрела. Влияние это скрыто в особом даре любви. Для Пьера Каратаев «был непостижимым, крупным и вечным олицетворением духа простоты и правды». Именно общение с Платоном Каратаевым приводит Пьера к более глубокому пониманию смысла жизни. Пьер познаёт истину, а вместе с ней чувство гармонии и счастья. Знаменательно, что истину эту ему открыл народ в лице Платона Каратаева, который внёс успо­коение в его душу.

Линия влияния народа на характер героев рома­на проходит через всё произведение Толстого. Как по­тряс Наташу отказ маменьки взять с собой раненых во время отъезда из Москвы! Наташа не может понять, как можно бросить раненых в оставленной французам Москве, но увезти с собой ковры, перины и безделуш­ки. Она понимает, какой великий подвиг совершили эти люди, вставшие на защиту России, и поэтому она преклоняется перед ними и перед всем русским на­родом.

Толстой показал стойкость и мужество русского духа, русского самопожертвования. Именно это помо­гло нашему народу победить Наполеона в 1812 году.

Предложения интернет-магазинов