Смелость и трусость героев комедии «Горе от ума»

Главная тема комедии А. Грибоедова «Горе от ума» — противоречия между «веком нынешним» и «веком ми­нувшим». Представителем первых является главный герой комедии — Чацкий, а противостоят ему Фаму­сов, Скалозуб, Молчалин и другие. Между этими пер­сонажами находится одна из центральных фигур ко­медии — Софья.

Образ Софьи достаточно сложен и противоречив. Она воспитана на сентиментальных романах, вообра­жает себя их героиней. Софья — мечтательница, фан­тазёрка, приписывающая добродетели героев француз­ских романов далёкому от идеала Молчалину. Она не обладает ни душевной простотой, ни благородством. Но всё же есть в Софье нечто, привлекающее к ней того же Чацкого. Она проявляет независимость мнений, не­мыслимую для Молчалина или даже её отца.

Софья не лишена смелости, бескорыстия, способна пренебречь светскими предрассудками, может глубоко переживать и искренне любить.

Положительные черты характера Софьи не смог­ли победить в душной атмосфере фамусовского об­щества. Зато избалованность изнеженной барышни, самолюбие и обидчивость прослеживаются по всему ходу комедии. В Софье смешались хорошие задатки с лживостью, живой ум — с отсутствием убеждений. Очевидна и сила характера героини. Уж если она при­вязалась сердцем, то крепко. Ни отец, ни Чацкий не могут поколебать её. Лишь подслушанный разговор Молчалина с Лизой открывает ей глаза на подлость и низость её возлюбленного. Обманутая в своих чув­ствах, Софья не боится суда окружающих. Она гово­рит Чацкому: «Я виню себя кругом», а Молчалину ве­лит уйти.

Обидевшись на Чацкого за его нападки на Молча- лина, Софья мстит ему традиционным способом — распускает сплетню о его сумасшествии. Поддавшись влиянию фамусовщины, она незаметно порабощается средой, в которой воспитывалась.

Образ Софьи определяет линию, связанную со стремлением Чацкого узнать, кого Софья предпочла ему. Так автор сталкивает двух героев — Чацкого и Молчалина. Они сверстники, люди из одного и того же общества, а мыслят и живут по-разному.

Молчалин — страшная фигура. Такие, как он, были, есть и будут во все времена. Молчалины имеют единственную страсть — желание любой ценой сделать карьеру, победить соперника. Ухаживание за дочерью начальника — способ преуспеть.

Молчалину прислуживаться не тошно, наоборот. Для него идеал — высокое положение в дворянском обществе. Молчалин — мастер преподносить себя в вы­годном свете. Он вроде ласкового домашнего кота, ко­торый бродит по дому, и если блудит, то втихомолку и прилично.

Этот человек непрост и опасен. Молчалина раску­сить трудно, некоторые свойства его характера могут быть представлены даже как достоинства, особенно в устах Софьи. Ещё одно значение образов Софьи и Мол­чалина связано со взаимодействием героев в пьесе. Со­фья как бы противостоит Чацкому в его наскоках на Молчалина. Её аргументы достаточно обоснованы.

Грибоедов хотел показать трудность распознава­ния истинных целей таких, как Молчалин, их хорошо скрываемое лицемерие. Живучесть подобных типов основана на том, что Молчалин — трус, защитник чи­нопочитания, подхалимства, но защитник умелый и тонкий. Поражение терпит Софья: «Ферзь… разочаро­вана на счёт своего сахара медовича». Может быть, она и не примирится с Молчалиным, как предсказывает Чацкий, но «другой найдётся, благонравный, низко­поклонник и делец». Однако высокое положение будет куплено ею ценой утраты человеческих качеств. А это нравственная гибель, трагедия. Жаль Софью, она не безнравственна, как писал И. Гончаров, она — жертва той лжи, которая характерна для фамусовского обще­ства, погубившего её.

Бесспорно и нравственное поражение Молчалина, трусливого героя с низменными целями, блестяще раз­венчанного Грибоедовым, но такого неистребимого, ибо «Молчалины блаженствуют на свете!».

Предложения интернет-магазинов