Смелость и трусость сочинение

«Лишь тот смел и храбр, кто себя одолеет» (Аристотель)

Что такое смелость? Это преодоление страха, мужество, доблесть. На первый взгляд, эти качества необходимы в бою, сражении. Однако в действительности они нужны нам и в повседневной жизни, в борьбе человека с самим собой, своими недостатками и пороками. И высшее проявление мужества — это преодоление себя. Примеров тому немало в художественной литературе.

Например, в повести «Отец Сергий» Л.Н. Толстой изображает человека, борющегося с собственными пороками. Герой повести Степан Касатский — сложный, гордый, самолюбивый человек. Он изображен в кризисный момент судьбы. Перед свадьбой он узнает о прошлом романе своей невесты с императором. И это событие переворачивает всю его жизнь, он не может примириться с этим фактом. Сильный, ловкий, красивый, талантливый, Касатский привык во всем быть первым, всего легко добиваться, вызывая неизменное восхищение окружающих. Именно поэтому столь болезненно реагирует он на признание своей невесты.

Оставив светскую жизнь, герой уходит в монастырь. И Касатский вроде бы смиряется со всем происходящим, пытается привыкнуть к новому образу жизни. «Как в полку он был не только безукоризненным офицером, но таким, который делал больше того, что требовалось, и расширял рамки совершенства, так и монахом он старался быть совершенным; трудящимся всегда, воздержанным, смиренным, кротким, чистым, не только на деле, но и в мыслях, и послушным. В особенности последнее качество, или совершенство, облегчало ему жизнь. Если многие требования монашеской жизни в монастыре, близком к столице и много- посещаемом, не нравились ему, соблазняя его, все это уничтожалось послушанием: не мое дело рассуждать, мое дело нести назначенное послушание, будет ли то стояние у мощей, пение на клиросе или ведение счетов по гостинице. Всякая возможность сомнения в чем бы то ни было устранялась тем же послушанием старцу. Не будь послушания, он бы тяготился и продолжительностью и однообразием церковных служб, и суетой посетителей, и дурными свойствами братии, но теперь все это не только радостно переносилось, но составляло в жизни утешение и поддержку». Здесь писатель глубоко исследует процессы внутренней жизни героя, подчеркивает то, что, в принципе, Степан Касатский был чужд монашеской жизни, что все это не находило созвучия в его душе. Однако герой постригся в монахи с именем Сергия. При этом честолюбивые помыслы не оставили его души. Он был переведен в столичный монастырь и воспринял новое назначение с большой радостью. Однако и здесь появились свои соблазны: гордыня и плотская похоть. Касатский пытается бороться с ними. Следуя указанию своего наставника, он уходит в Тамбинский монастырь, запирается в келье, становится затворником. Но и тут героя ожидают свои соблазны. В душе его — мучительные сомнения. «Боже мой! Боже мой! — думал он. — За что не даешь ты мне веры. Да, похоть, да, с нею боролись святой Антоний и другие, но вера. Они имели ее, а у меня вот минуты, часы, дни, когда нет ее. Зачем весь мир, вся прелесть его, если он греховен и надо отречься от него? Зачем ты сделал этот соблазн? Соблазн? Но не соблазн ли то, что я хочу уйти от радостей мира и что-то готовлю там, где ничего нет, может быть». Мы видим, что в душе героя нет истинной веры.

Красавица-барыня Маковкина, катаясь с большой компанией, посещает келью затворника, пытается соблазнить его, и, чтобы спастись от греха, отец Сергий отрубает себе палец. Этот случай становится известным, затворничество героя прекращается, его начинают считать истинным святым, целителем. И вся духовная работа в отце Сергии прекращается, подменяется внешними занятиями, его снова охватывает гордыня. «Он часто удивлялся тому, как это случилось, что ему, Степану Касатскому, довелось быть таким необыкновенным угодником и прямо чудотворцем, но то, что он был такой, не было никакого сомнения…» В определенной степени закономерным становится здесь и нравственное падение отца Сергия — «плотский грех», в который ввергла его безумная купеческая дочь.

Герой Толстого, одолеваемый пороками, не имел Бога в собственной душе, а жил лишь для себя. В финале он уходит из монастыря, обретая приют у своей дальней родственницы, живущей для людей. И здесь отец Сергий обретает новое понимание жизни: «Так вот что значил мой сон. Пашенька именно то, что я должен был быть и чем я не был. Я жил для людей под предлогом Бога, она живет для Бога, воображая, что она живет для людей. Да, одно доброе дело, чашка воды, поданная без мысли о награде, дороже облагодетельствованных мною людей. Но ведь была доля искреннего желания служить Богу?» — спрашивал он себя, и ответ был: «Да, но все это было загажено, заросло славой людской. Да, нет Бога для того, кто жил, как я, для славы людской. Буду искать его». Затем за бродяжничество Касатского ссылают в Сибирь, он живет у богатого мужика, работает в огороде, учит детей, ухаживает за больными. И только теперь он обретает Бога в своей душе, так как начинает жить не для себя, а для людей.

Таким образом, в этой повести мы видим человека, ведущего борьбу с собственными пороками: честолюбием, эгоизмом, безверием, плотской страстью. И герой преодолевает свои пороки, очищает собственную душу Читая финал повести, невольно вспоминаешь высказывание Аристотеля: «Лишь тот смел и храбр, кто себя одолеет».

Предложения интернет-магазинов