Социалистический реализм как литературное направление

Победа Октябрьской революции в России и стремление насадить в широких народных массах большевистскую идеологию оказали достаточно сильное воздействие на русское национальное искусство. Ещё в 1905 году М. Горький в романе «Мать» сделал первую попытку соединить принципы классического реализма с учением большевиков. Он стремился показать народные массы как единое целое, определяющее исторический процесс, а само понятие исторического прогресса связывал только с революционным, насильственным изменением действительности.

Уже в романе «Мать» наметились основные отличительные черты социалистического реализма: утверждение превосходства интересов коллектива над интересами отдельной личности и противопоставление революционных изменений изменениям эволюционным.

После установления в России советской власти социалистический реализм получил дополнительный импульс для своего развития. Стремясь создать «новое пролетарское искусство», советские писатели в реализм вводили жёсткие классицистические требования «служения государству», приоритета долга над чувством. Литературный персонаж, таким образом, оказывался заложником официальной идеологической догмы.

Многие писатели искренне верили в коммунистическую идею и принимали жёсткие требования «революционного обновления искусства» как объективное требование времени.

Когда мы говорим о социалистическом реализме, мы имеем в виду подлинные произведения искусства, а не стремление бесталанных сочинителей угодить новой власти (такие попытки предпринимались во все времена и при любой власти). Социалистический реализм породил такие выдающиеся литературные произведения, как «Разгром» А. А. Фадеева, «Поднятую целину» и «Судьбу человека» М. А. Шолохова, «Петра I» и «Аэлиту» А. Н. Толстого, поэзию позднего В. В. Маяковского и много других. Именно поэтому нельзя делать вид, что такого направления в искусстве не существовало.

Концепция мира и человека социалистического реализма ориентировалась на марксизм-ленинизм и отражала все его заблуждения. Но реалистические принципы типизации заставляли писателей отражать реальную советскую действительность, говорить о нуждах и чаяниях

людей, показывать кричащие противоречия коммунистической мечты и советской реальности. Да и средства создания художественного мира, унаследованные новым направлением от классических реалистов, определяли психологизм и жизненную достоверность характеров.

Это литературное направление нашло ряд убеждённых приверженцев и на Западе. Творчество Дж. Олдриджа, А. Барбюса, Э. Триоле, А. Зегерс и других справедливо относят к социалистическому реализму. Кризис коммунистической идеологии показал непродуктивность этого литературного метода, к настоящему времени превратившегося в факт истории литературы, однако созданные его представителями литературные шедевры заняли весьма достойное место среди классических произведений.

Предложения интернет-магазинов