Социальный конфликт в пьесе М. Горького «На дне»

Социальный конфликт и проблема «лишнего чело­века» в пьесе М. Горького «На дне» стоят очень остро. В ней изображён образ безработного Клеща, потеряв­шего свою работу в результате кризиса 60-х годов. В прошлом он слесарь и гордится этим. Надломленный тяжёлой жизнью, подавленный и поддавшийся уте­шительной лжи Луки, он меняет свои позиции и даже становится защитником Луки. Это доказательство действия красивых лживых слов на человека.

Горький изображает судьбы «лишних людей», лю­дей, которые потерпели в жизни поражение, таких как Актёр, Пепел, Настя. Беда состоит в том, что эти люди социально неизлечимы. В пьесе сама по себе ночлежка — порождение общества, где дороже всего ценится рубль. В авторских ремарках мы читаем опи­сание ночлежки: «Подвал, похожий на пещеру. Пото­лок — тяжёлые, каменные своды, закопчённые, с об­валившейся штукатуркой». Даже на «дно» жизни проникают собственнические инстинкты и мещанские предрассудки.

Горький обличает хозяев ночлежки, и тема обличе­ния тем более усиливается, что ночлежники зачастую люди недюжинные. Обитатели «дна» выброшены из жизни в силу определённых условий. Человек предо­ставлен самому себе. Если он споткнулся, выбился из колеи, то ему грозит «дно», неминуемая нравственная, а нередко и физическая гибель. Погибает Анна, конча­ет с собой Актёр, да и остальные изломаны, изуродова­ны жизнью до последней степени.

Главным злом, причиной такого попадания людей на «дно» является само общество, насквозь прогнив­шее и неизлечимо больное. Сколько прекрасного гиб­нет в нём! Само общество повинно и в страданиях лю­дей, в их нищете, в их бедствиях, в безработице. Само же оно от этого и страдает. Отсюда мы делаем вывод, что так жить нельзя, с этим обществом нужно покон­чить раз и навсегда.

Эта идея красной нитью проходит через всю пьесу. Горький опровергает пассивный гуманизм, обращён- ный лишь к таким чувствам, как жалость и сострада­ние, и противопоставляет ему гуманизм активный, ре­волюционный, возбуждающий в людях стремление к протесту, сопротивлению, борьбе.

Пьеса проникнута протестом против социальных порядков и призывом к другой, справедливой и сво­бодной человеческой жизни. Под тёмными и угрюмы­ми сводами ночлежного дома, среди жалких и иска­леченных, несчастных бродяг звучат гордые слова о человеке, его призвании, силе и красоте, о победе чело­веческого.

Слова о том, каким может быть и каким должен быть человек ещё резче оттеняют ту картину его дей­ствительного положения, которую рисует писатель. И этот контраст приобретает революционный смысл.

Если человек в своей сущности прекрасен и только строй, основанный на эксплуатации, низводит его до такого ужасающего состояния, стало быть, нужно сде­лать всё, чтобы этот строй уничтожить и создать усло­вия, при которых человек станет поистине свободным и прекрасным. Таков вывод пьесы. Таков вывод жиз­ни. Только в борьбе можно завоевать счастье, достиг­нуть великих целей и победы.

Предложения интернет-магазинов