Сочинение на тему Цели и средства

«У кого нет цели, тот не находит радости ни в каком занятии» (Д. Леопарди)

Цель жизни — некий нравственный ориентир, которому соответствуют дела и поступки человека. Однако зачастую люди не имеют в жизни никакой цели, и тогда человек не находит радости ни в чем. Смысл жизни его потерян, любовь и дружба зачастую невозможны. Это явление нашло свое отражение в произведениях русской литературы. Так, разочарованным героем, человеком, не имеющим цели в жизни, предстает, например, Печорин в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

В этом романе поэт создал образ своего современника, «портрет, составленный из пороков всего… поколения». Главный герой произведения — дворянин Григорий Александрович Печорин, характер крайне сложный и противоречивый, даже парадоксальный. Противоречивость, «странность» Печорина мастерски подмечена уже в самом портрете его. «С первого взгляда на лицо его я бы не дал ему более двадцати трех, хотя после я готов был дать ему тридцать», — замечает рассказчик. Он описывает крепкое телосложение Печорина и при этом тут же отмечает «нервическую слабость» его тела. Странный контраст представляют детская улыбка героя и его холодный, металлический взгляд. Глаза Печорина «не смеялись, когда он смеялся… Это признак — или злого нрава, или глубокой постоянной грусти», — замечает рассказчик. Взгляд героя кажется проезжему офицеру дерзким, производящим «неприятное впечатление нескромного вопроса», и при этом взгляд этот — «равнодушно спокоен».

О «странностях» Печорина упоминает и Максим Максимович: «Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут — а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет; а при мне ходил на кабана один на один; бывало, по целым часам слова не добьешься, зато уж как начнет рассказывать, так животики надорвешь со смеха…».

Что же стоит за этой «странностью» героя? Каков же он на самом деле? Попробуем проанализировать данный характер.

Печорин — русский дворянин, из тех, чья «молодость прошла в свете». Однако вскоре светские удовольствия «опротивели» ему. Науки, чтение книг, самообразование — все эти занятия также очень быстро обнаружили свою бессмысленность и бесполезность в жизни. Печорин понял, что положение человека в обществе, уважение и почет определяются не истинными его достоинствами — образованностью и добродетельностью, но зависят от богатства и связей. Так идеальный порядок мира оказался нарушен в его сознании в самом начале жизненного пути. Это обусловило разочарование Печорина, его скуку, презрение к аристократическому обществу.

Печорин очень активен, энергичен, в душе его — «силы необъятные». Однако на что он растрачивает свои силы? Похищает Бэлу, вторгается в жизнь контрабандистов, убивает Грушницкого, заводит бессмысленный, жестокий роман с княжной Мери. Однако ни одно из занятий не приносит ему радости. При этом сам Печорин прекрасно осознает то, что он приносит страдания другим людям. Он склонен объяснять свое поведение воспитанием, социальной средой, «своеобразием своей божественной природы», судьбой, которая неизменно приводила его к «развязке чужих драм», — чем угодно, но только не проявлением своей личной, свободной воли. Герой как будто снимает с себя ответственность за свои поступки.

Попробуем проанализировать психологию и поведение Печорина, обратившись к его жизненной философии. Счастье для него — есть лишь удовлетворенное честолюбие, «насыщенная гордость», главная страсть — подчинять себе волю других. Жить Григорию Александровичу «скучно и гадко», чувства других он рассматривает «только в отношении к себе», как пищу, поддерживающую его душевные силы. Сами по себе же эти чувства его не волнуют. «Какое дело мне до радостей и бедствий человеческих…» — вот лейтмотив образа Печорина.

В жизни героя отсутствует какая-либо цель, и, соответственно, она лишена смысла. Об этом Печорин размышляет в своем дневнике: «Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений — лучший свет жизни…»

Белинский считал, что духовный облик Печорина изуродован светской жизнью, что он сам страдает от своего безверия, и «душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля: пусть взрыхлит ее страдание и оросит благодатный дождь, — и она произрастит из себя пышные, роскошные цветы небесной любви…» 1. Однако само «страдание» Печорина как раз и является невозможным для него. И в этом «душевное бессилие» героя.

Таким образом, бесцельное существование — это настоящая трагедия для человека. Оно лишает жизнь смысла, вдохновения, радости и любви.

1 Белинский В. Г. Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова // М.Ю. Лермонтов в русской критике. — М, 1951.-С. 117.

Предложения интернет-магазинов