Сочинение по произведениям М. Горького

В ранней романтике М. Горького нашли отражение проблемы: стремление к новой жизни, страстное жела­ние свободы, призыв к борьбе с угнетателями, протест против капиталистических порядков. В них мы ви­дим эволюцию революционного образа. Так, в сказе «О Чиже, который лгал, и о Дятле — любителе истины» перед нами предстаёт мечтатель Чиж, зовущий птиц к свету: «Туда — в страну счастья!.. Туда — в это чудное «вперёд»!».

Однако он оказывается бессильным перед «мудро­стью» Дятла. Чиж не уверен в том, что имеет право ве­сти за собой птиц, потому что он не знает, что их ждёт впереди. И поэтому Чиж отступает перед Дятлом. Но история показала, что движение вперёд всегда лучше, чем пассивное ожидание. Да, существующие порядки несправедливы, но они не вечны. Борьба за изменение жизни, постоянное движение вперёд — вот в чём за­ключена истина, утверждает автор.

Герой Горького, гордый Сокол, вступает в битву с врагами. Ему противопоставляется Уж, который живёт, «гордясь собою». В образах Ужа и Дятла об­личается мещанско-обывательское самодовольство, самоуспокоенность, за которыми скрывается жела­ние жить только для себя и уверенность в том, что все люди хуже, чем они сами. Этими образами Горький изобличил либералов, испугавшихся бури, о прибли­жении которой возвестил смелый Буревестник.

Горьковский Буревестник — это символ героя, призывающего к борьбе. Причём над ним стихия уже не властна. Он торжествует победу: «Силу гнева, пла­мя страсти и уверенность в победе слышат тучи в этом крике».

«Песня о Буревестнике» делится на три компози­ционные части. Так, в первой — ветер только собира­ет тучи. Во второй — он «в дикой злобе бросает волны на утёсы». И в третьей части разражается сама буря, ставшая символом грядущей революции.

Хотя обе песни написаны в прозе, им присуща ярко выраженная ритмичность. И поэтому «Пес­ни» Горького воспринимаются как стихи. Во всех трёх рассказах писатель использует символику. Со­кол — символ отваги и бесстрашия. Буревестник — символ борца, образы Ужа и Дятла символизируют довольных собой мещан. Но символичность у Горь­кого недвусмысленна. Она понятна каждому. Худо­жественные особенности этих рассказов заключаются в том, что Горький выбрал для повествования народ­ные жанры: песню, сказку.

Своеобразие состоит ещё и в необычном пейза­же, который всегда гармонирует с характером героя. В «Сказке о Чиже, который лгал…» на призыв пти­цы откликается и природа: «Роща, много слышавшая песен, встрепенулась, удивлённо и тихо шелестит ли­стьями». В песнях действия происходят на фоне бушу­ющего моря, вьются «огненные змеи» молний, «синим пламенем пылают стаи туч над бездной моря». С помо­щью этих приёмов ещё более усиливается то действие, которое оказывает рассказ на читателей.

Раннее романтическое творчество Горького затра­гивает самую животрепещущую проблему того вре­мени, отвечает на вопрос, что же надо делать, чтобы жизнь была светлой и чистой. Для этого необходима смелость и постоянная борьба с существующими по­рядками.

Предложения интернет-магазинов