Сочинение-рассуждение на тему Человек и общество

Что такое дружба? Это союз людей, близких по своему духу, по своим интересам, духовным устремлениям. Однако порой притяжение возникает между натурами противоположными, личностями, взгляды которых на жизнь существенно различаются. Примеров тому существует немало в русской литературе.

Онегин и Ленский в романе являются друзьями. Однако отношения эти — не союз равных, а, скорее, союз людей, противоположных по своим взглядам, характеру, жизненному опыту. Ленский — это молодой, восторженный романтик, поэт, сохранивший веру в идеалы. Вернувшись из Германии, он привез «учености плоды: Вольнолюбивые мечты, Дух пылкий и довольно странный, Всегда восторженную речь…». Ленский совершенно не имеет жизненного опыта, его душа не испорчена светом: «Он сердцем милый был невежда». Он увлечен поэзией и своей любовью к Ольге.

Онегин по своим качествам прямо противоположен Ленскому. Евгений — скептик, с резким, охлажденным умом, уставший от светской суеты, разочаровавшийся в жизни, разуверившийся в любви, в дружбе. Основное чувство, которое владеет им, — это скука, «русская хандра», пресыщенность жизнью. «Его тоскующую лень» ничто не занимает — книги он вскоре оставил, пробовал писать, но «труд упорный ему был тошен». Отсюда холодность Онегина, его угрюмость, мрачный взгляд на вещи. Евгений старше Ленского, позади у него — бурная светская жизнь, полная страстей, измен, интриг, сожалений о прошлом. Не общаясь в деревне ни с кем из соседей, Онегин сходится с Ленским.

Они сошлись: волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой.

Пушкин называет эту дружбу дружбой «отделать нечего». Однако вскоре Онегин и Ленский стали неразлучны. Они каждый день съезжались верхом и беседовали на самые разные темы:

Меж ними все рождало споры

И к размышлению влекло:

Племен минувших разговоры,

Плоды наук, добро и зло,

И предрассудки вековые,

И гроба тайны роковые,

Судьба и жизнь в свою чреду, —

Все подвергалось их суду.

Однако скоро между друзьями возникает конфликт. Не зная о чувстве Татьяны к Онегину, Ленский зазывает приятеля на именины к Лариным. Увидев смущение Татьяны и большое количество гостей, Евгений начинает злиться на своего друга, уговорившего его поехать на праздник. Замыслив интригу против Ленского, Онегин делает вид, что увлечен Ольгой. Заметив флирт Онегина с Ольгой, Ленский оскорблен в своих чувствах. Он вызывает приятеля на дуэль. И Евгений, следуя законам дворянской чести, принимает вызов. Примирение их еще было возможно: Онегин мог еще предотвратить поединок, но он этого не сделал, испугавшись светской молвы, «общественного мненья». Так из- за интриги на балу, из-за минутной обиды, из-за недоразумения дружба героев перешла во вражду:

Враги! Давно ли друг от друга

Их жажда крови отвела?

Давно ль они часы досуга,

Трапезу, мысли и дела

Делили дружно? Ныне злобно,

Врагам наследственным подобно,

Как в страшном, непонятном сне,

Они друг другу в тишине

Готовят гибель хладнокровно…

И Онегин убивает Ленского. Как же непрочна дружба в светском обществе, моральные устои которого так безнравственны и бесчеловечны! Пушкин замечает, что друзья могли бы примириться, но «дико светская вражда Боится ложного стыда».

Ленский вызывал Онегина на дуэль, так как чувствовал себя оскорбленным, хотел защитить Ольгу, как ему казалось, от легкомыслия, ветрености своего приятеля. Онегин же старше и опытнее, он должен был объясниться с молодым человеком, открыть ему истинное положение вещей, ибо дружба предполагает взаимную откровенность. Итак, всему виной — «общественное мненье»? Но «общественное мненье», думается, явилось лишь внешней, формальной причиной поединка.

Онегин боялся сплетен. Но на самом деле «дуэльный кодекс» не требовал слишком многого: как отмечает В. Набоков, «честь джентльмена очищалась от позора не столько его собственным выстрелом, сколько способностью хладнокровно выдержать выстрел противника». Собственный выстрел уже играл второстепенную роль. Получается, что герой пусть бессознательно, но хотел убить своего приятеля (такая точка зрения существует в литературоведении). И если мы глубже проанализируем данную ситуацию, то увидим правильность нашего предположения. На первый взгляд, Евгений благороден по отношению к своему юному другу:

Он охладительное слово

В устах старался удержать

И думал: глупо мне мешать

Его минутному блаженству;

И без меня пора придет;

Пускай покамест он живет

Да верит мира совершенству…

Однако Ленский все время как будто чем-то раздражает его, мешает ему. Онегин не спешит разубеждать Ленского в словесной дуэли, в споре, но все его поступки подчеркивают его крайнее раздражение своим приятелем. На самом деле Евгений уже давно хочет «Ленского взбесить». Вспомним онегинское мнение об Ольге. Здесь он совсем не щадит чувств своего юного друга: «Кругла, красна лицом она, Как эта глупая луна На этом глупом небосклоне». Получается, что все благородство Евгения («он охладительное слово в устах старался удержать») декларативно. Это не более чем внутренний порыв героя. В жизни же он не реализует своего доброго порыва. Ленский раздражает Онегина своим идеализмом, его убийство — это неосознанная месть за иное восприятие мира, за веру, дающую возможность иных чувств и впечатлений. Интересно, что, в отличие от Онегина, Ленский в своем внешнем поведении «свободен от своих романтических идеалов». Так, он влюбляется в «прозаическую» Ольгу, не обратив внимания на «романтическую» Татьяну. Онегин же не может вырваться, освободиться от пут навязанного ему образа жизни и философии.

Онегин и Ленский слишком «различны меж собой» для того, чтобы сосуществовать вместе. Если бы не было злосчастной дуэли, Евгений нашел бы другой повод для конфликта. Именно поэтому Онегин воспринимает эту дуэль как убийство и тяжело переживает случившееся — «окровавленная тень Ему являлась каждый день». И смерть Ленского становится настоящим потрясением для него, она открывает ему собственную душу. Так дружба переходит у Пушкина во вражду, заканчивается трагедией.

«Ничто так наглядно не определяет лицо государства, как существо и облик чиновника»

(Б. Андреев)

Чиновник — это в российской действительности персонаж почти мифический, знаменитый своим бюрократизмом, равнодушием к делу и людям, отсутствием интереса к работе. Традиционно (и небезосновательно) в России сформировалось негативное отношение к чиновникам. Взяточничество, кумовство, произвол процветают в этой среде. «Чтоб чины добыть, есть многие каналы», — писал еще А.С. Грибоедов. А ведь именно облик чиновника определяет лицо государства. Об этом часто размышляли русские писатели.

Так, тему бюрократизма и чиновничьего произвола развивает Н.В. Гоголь в комедии «Ревизор». В гоголевском городе царят беспорядки, кругом — воровство и произвол. Городничий берет взятки с купцов, с родителей рекрутов, присваивает деньги, предназначенные на строительство церкви, подвергает розгам унтер-офицерскую вдову, не выдает продуктов арестантам. На улицах города — «кабак, нечистота». Судья, занимающий эту должность в течение 15 лет, берет взятки «борзыми щенками». В бумагах его «сам Соломон не разрешит, что… правда и что неправда». Попечитель богоугодных заведений Земляника считает, что простой человек «если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет». Вместо овсяного суда он дает больным одну капусту. Почтмейстер Шнеки н вскрывает чужие письма и оставляет их у себя. Словом, за каждым из чиновников водятся грехи, которые и порождают в душе у них чувство страха. Семейственность, кумовство, взяточничество, карьеризм, чинопочитание, формальное отношение к делу и неисполнение своих прямых обязанностей, невежество, невысокий интеллектуальный и культурный уровень, пренебрежительное отношение к народу — эти черты свойственны миру городских чиновников в комедии Гоголя.

Тему чиновничьего произвола развивает и М.Е. Салтыков-Щедрин в книге «История одного города». В основе изображения города Глупова и городских чиновников лежат гротеск, гипербола и фантастика. Так, один из градоначальников, Брудастый, по прозвищу Органчик, имеет в своей голове механизм, воспроизводящий два окрика: «Разорю!» и «Не потерплю!». Основные черты Брудастого — угрюмость, жесткость, механистичность действий, манера управлять с помощью угроз и насилия. Каковы же итоги деятельности этого градоначальника? «Пересек уйму ямщиков», «все что-то скреб пером», «Неслыханная деятельность вдруг закипела во всех концах города: частные пристава поскакали; квартальные поскакали, заседатели поскакали…». Щедрин подчеркивает, что при Брудастом в городе воцарился полицейский произвол:

«Хватают и ловят, секут и порют, описывают и продают… А градоначальник все сидит и выскребает все новые и новые понуждения…». Жители города, ликовавшие вначале, затем ужаснулись, почувствовали они «только зловещий и безотчетный страх».

Врагом просвещения, настоящим самодуром предстает у писателя майор Перехват-Залихватский. Он «въехал в Глупов на белом коне, сжег гимназии и упразднил науки».

Другой выразительный и яркий образ — Угрюм-Бурчеев. Основные свойства градоначальника — примитивность мышления, прямолинейность, ограниченность, неуемная энергия и решительность, твердость, доходящая до фанатизма, следование казарменным нормам. Идеалом героя являлась «прямая линия», он принадлежал к числу «самых фанатических нивелляторов», пытающихся уравнять и обезличить все вокруг. Планы Угрюм-Бурчеева — не что иное, как «систематический бред», «кантонистская фантазия». Он мечтает построить новый город Непреклонск, в котором не будет «ни реки, ни ручья, ни оврага, ни пригорка», построить в нем одинаковые типовые дома, поселив в каждом «по двое престарелых, по двое взрослых, по двое подростков и по двое малолетков». Школы, по его мнению, нужно упразднить, детей, слабых при рождении, «не обещающих быть твердыми в бедствиях», умерщвлять, как и стариков. Брачные союзы должны совершаться сообразно росту и телосложению, женщинам нужно запретить рожать в летнее время, так как это препятствует «успешному ходу летних работ». Гипербола в обрисовке этого образа переходит в гротеск. Угрюм-Бурчеев воплощает в себе не только гротесковый образ «мрачного идиота», но и разрушительное начало. В его поведении постоянная готовность «упразднить естество», «взять в руки топор и, помахивая этим орудием творчества направо и налево, неуклонно идти, куда глаза глядят…». Именно этот градоначальник попытался повернуть вспять течение глуповской реки. Однако его постигла неудача: река не замерла, не унялась, но продолжала «двигаться, колыхаться и издавать какие-то особенные, но несомненно живые звуки». Угрюм-Бурчеев пытается покорить реку, символизирующую саму жизнь, однако ход истории невозможно повернуть вспять. Именно такова здесь мысль автора.

Таким образом, поведение чиновников определяет состояние государства, жизнь его граждан. И невольно вспоминаются стихи Маяковского: «разорвем // сплетенную чиновниками // паутину кумовства, // протекций, // волокит».

Предложения интернет-магазинов