Стиль в литературном произведении

Индивидуальность, неповторимость художественного мира литературного произведения непосредственно связана именно с поэтикой.

Вот один ряд произведений: «Горе от ума» А. С. Грибоедова; «Капитанская дочка» А. С. Пушкина; «Князь Серебряный» А. К. Толстого; «Идиот» Ф. М. Достоевского; «Огненный ангел» В. Я. Брюсова. Что в них общего? На первый взгляд такой вопрос может показаться странным, но все эти очень разные произведения базируются на одном основном конфликте, обычно называемом «любовным треугольником».

Представим ещё один ряд произведений: «Тщетно я скрываю сердца скорби люты…» А. П. Сумарокова, «Я вас любил: любовь еще, быть может…» А. С. Пушкина, «Последняя любовь» Ф. И. Тютчева, «Средь шумного бала случайно…» А. К. Толстого, «Песня последней встречи» А. А. Ахматовой. Все они представляют любовную лирику. Здесь налицо сходство тематики и жанрового воплощения. В то же время это очень разные стихотворения, несущие на себе печать неповторимого художественного своеобразия.

Вот тут мы подходим к одному очень важному выводу: в искусстве важна не тематическая новизна, а оригинальность, неповторимость разработки темы. Не случайно в поэзии существуют «вечные герои» и «вечные темы».

Это понятно, ведь автор должен писать не только о том, что волнует его, но рассчитывать, что его произведение вызовет отклик читателя, которого также должно интересовать всё, о чем пишет автор (иначе он просто не станет читать книгу).

Любой художник в первую очередь озабочен вопросом, как сказать читателю то, что он считает очень важным. В том, как он это сделает, и будут проявляться его индивидуальность, его новаторство.

Мастерство писателя проявляется в умении подчинить общие законы искусства своему творческому замыслу, выбрать и воплотить во «вторую реальность» наиболее эффективные приёмы и художественные средства. Как замечал академик В. М. Жирмунский, «в живом единстве художественного произведения все приёмы находятся во взаимодействии, подчинены единому художественному заданию. Это единство приёмов поэтического произведения мы обозначаем термином “стиль”»1.

1 Жирмунский В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. — Л., 1977.

Нужно специально подчеркнуть, что стиль — это не механический набор художественных приёмов и средств, используемых в произведении, а именно их гармоничное взаимодействие, их подчинённость авторскому замыслу.

Есть такое крылатое выражение: «Стиль — это человек». Перефразируя это изречение Бюффона, можно сказать, что стиль — это неповторимая индивидуальность произведения, отличающая его от всех других произведений.

Правда, у литературоведческого понятия «стиль» есть один недостаток — омонимичность лингвистическому термину, что нередко приводит к путанице при работе с текстом литературного произведения. В лингвистике под стилем понимается функциональная разновидность языка (речи), говорят о книжном, разговорном, научном, публицистическом стилях. С лингвистической точки зрения все литературные произведения определяются одним (художественным) стилем. Исключение составляют лишь сказовые формы повествования и речевые характеристики персонажей. С точки зрения поэтики такой подход малопродуктивен. На это обращал внимание М. М. Бахтин: «Лингвистика знает только систему языка и текст. Между тем всякое высказывание, даже стандартное приветствие, имеет определённую форму автора (и адресата)»1.

1 Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. — М., 1979.

Но существует и собственно литературоведческое определение. Стиль — это система художественных приёмов и средств, свойственных отдельному произведению и выражающих его глубокую оригинальность и неповторимость.

В литературном произведении обычно можно определить стилевую доминанту, на основе которой создаётся художественный мир, ведь стиль — это не форма, а ее конкретное проявление. Стилевая доминанта может проявиться в речевых конструкциях, в композиции, в ассоциативных связях и пр. Стилевая доминанта — это интегрирующая характеристика произведения.

А. С. Пушкин — великий поэт, и Б. Л. Пастернак — великий поэт. Но Пушкин достаточно редко и очень избирательно прибегает в своей лирике к метафорам, зато он очень любит эпитеты, виртуозно добиваясь с их помощью необходимого ему эстетического эффекта.

А вот лирика Пастернака насквозь метафорична, именно метафора позволяет этому поэту выразить своё чувственное восприятие мира.

Пушкинская проза — глагольна, лапидарна, в ней почти нет периодов, а вот тургеневская проза характеризуется пристрастием автора к членению на периоды. В гоголевской прозе присутствует своеобразная «избыточность».

Стилевая доминанта может проявляться на языковом уровне организации прозы. В русском стихосложении наиболее часто встречаются двухсложные размеры (особенно — ямб), но поэзия В. В. Маяковского выпадает из этого правила: для неё характерна иная организация — дольник. Здесь мы видим стилевую доминанту на уровне метрики.

Если в произведениях Л. Н. Толстого мы отчётливо слышим авторский голос, расставляющий наиболее важные с точки зрения писателя акценты, то Ф. М. Достоевский тщательно избегает личного комментария описываемого, предлагая читателю самому сделать вывод из прочитанного. Это тоже стилевые доминанты.

Вообще, стиль отдельного произведения всегда единичен, ибо сочетание и гармонизация поэтических приёмов и средств в каждом произведении неповторимы. У одного автора могут быть два и более произведений, имеющих разные стилевые доминанты (ср. пьесы М. А. Булгакова «Дни Турбиных» и «Бег»).

Определение стиля произведения возможно лишь в результате его целостного поэтического анализа. Вот почему так важно знать общие законы поэтики.

Самое главное

Стиль — это система художественных приёмов и средств, свойственных отдельному произведению (или конкретному автору) и выражающих его глубокую оригинальность и неповторимость.

Предложения интернет-магазинов