Строфа

Очень часто принятая автором система рифмовки сохраняется им на протяжении всего стихотворения, а поскольку рифма очень тесно связывает между собой отдельные стихи, всё произведение условно распадается на равновеликие отрезки. Такие части стихотворения, связанные общими рифмами, обозначают понятием строфа.

Строфы наряду с размером стиха (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест), количеством стоп в строке, рифмой (женской, мужской, дактилической), рифмовкой (парной, перекрёстной, кольцевой, свободной) создают мелодический ритм стихотворения. Строфы могут состоять из двух, трёх, четырёх, пяти, шести, семи, восьми и более строк (до четырнадцати в русском стихосложении). Так, в стихотворении В. Ф. Ходасевича «Путём зерна» строфа представляет собой двустишие со смежной мужской рифмой:

Проходит сеятель по ровным бороздам.

Отец его и дед по тем же шли путям.

С трёхстишием (терцетом) вы встретитесь при чтении сонетов. Это строфа из трёх стихов, где все они имеют одну рифму или же один стих остается холостым (незарифмованным). В сонетах, обычно имеющих два терцета, по одному стиху из каждого рифмуются между собой (ААВ ССВ, ABC ABCABC ABC).

Терцина — трёхстишная строфа, в которой эти строфы связываются между собой по схеме ABA ВСВ СЕС и т.д. и в конце произведения закрепляются дополнительным стихом (кодой), в отечественном стихосложении встречается нечасто. Ею, например, написана поэма А. К. Толстого «Дракон». Но именно терцины использовались Данте Алигьери в его знаменитой «Божественной комедии».

Четверостишие (катрен), в котором могут использоваться как перекрёстные, так и опоясывающие рифмы, вам хорошо знакомо. Это, пожалуй, самая распространённая в русской поэзии строфа.

Существуют ещё и секстина (шестистишие, состоящее из катрена и двустишия), которая использовалась А. С. Пушкиным в «Песни о Вещем Олеге».

Более редкой в русском стихосложении строфой, семистрочной септимой, всё же с успехом пользовались некоторые стихотворцы. Септимами написаны «Бородино» М. Ю. Лермонтова или, например, «Волки» А. К. Толстого. Схема септимы — ААВСССВ или АВАВСС- СВ (в балладе А. К. Толстого последний стих холостой).

Более распространена октава, восьмистишие с рифмовкой АВАВАВСС. Октавам обычно сопутствует пяти- или шестистопный ямб с чередованием мужской и женской рифм. Эту строфу использовал, например, А. С. Пушкин в поэме «Домик в Коломне». От просветительского классицизма досталась нашей поэзии одическая строфа, десятистишия четырёхстопного ямба с рифмовкой АВАВСCDEED (или производными от неё). Однако используется она нечасто. Даже во многих одах поэтов XIX века авторы использовали другие виды строф.

Онегинская строфа — изобретение А. С. Пушкина, впервые появившаяся в его романе в стихах. Это строфа из четырнадцати стихов четырёхстопного ямба с рифмовкой ABABCCDDEFFEGG.

Почти не встречается в русской поэзии спенсорова строфа, девятистишия, в которых восемь стихов пятистопного ямба и один шестистопного с рифмовкой АВАВ- ВСВСС. Такими строфами написана поэма Д. Г. Байрона «Паломничество Чайльд Гарольда».

Количество строф в стихотворении может быть разным. Иногда поэт не делит своё произведение на строфы («Няне» А. Пушкина). Тогда создаётся ощущение непрерывности, текучести чувств и мыслей лирического героя или непринуждённости беседы.

Иногда в стихотворениях появляется рефрен — приём повторения стиха или ряда стихов в конце строфы, или повторяющаяся регулярно строфа в составе стихотворения. Например, в «Моей родословной» А. С. Пушкина рефреном оказывается повтор «я мещанин», а в «Казачьей колыбельной» М. Ю. Лермонтова стих «Баюшки-баю». В песнях рефреном часто является один повторяющийся куплет (строфа).

Можно подумать, что, прежде чем написать стихотворение, поэт подсчитывает слоги и ударения, выбирает количество строк для их объединения и прочее. Нет, это не совсем так. Поэта ведёт «вдохновение» он создаёт мелодию стиха по внутреннему голосу души. Но творческий порыв может остаться не воплощённым в слове, если не знать основ, правил русского языка и законов стихосложения! И когда что-то не получается, поэт напряжённо трудится: подыскивает необходимое слово, нужный размер, строение предложения, повторяет слова, фразы, даже строфы.

В то же время поэт, знающий тайны стихотворства, подчас сознательно пользуется инструментовкой, фонетико-стилистическим подбором слов, в которых чередование определённых звуков создаёт особое звучание, своеобразную музыку, вызывающую ассоциации с тем, о чём говорит втор. Аллитерации, ассонансы, звукопись, повторы и прочее становятся приёмами инструментовки.

Читатель восхищается музыкой стиха, образным представлением чувств и мыслей человека; учёный ищет разгадку тайны обаяния стихотворения… И только в черновиках поэта остаются следы бессонных ночей — муки поиска Слова.

Самое главное

Ритмический рисунок стихотворения определяется метром, рифмовкой, строфикой и поэтическим словом. Основными метрами русского стихосложения являются ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест. Рифмы бывают мужскими, женскими и дактилическими. Стихотворения без рифм называют белым стихом. Система рифмовки может быть свободной, парной, перекрёстной и опоясывающей. Наиболее распространённые виды строф — двустишие, терцет, катрен (четверостишие), секстина, октава.

Предложения интернет-магазинов