СЮЖЕТ И КОМПОЗИЦИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Любое литературное произведение как-то «построено»: у него есть начало и конец, в нём о чём-то рассказывается или содержится какая-то эмоциональная информация. Художественный мир всегда соразмерен, составляющие его части (главы, эпизоды, строфы и т. п.) соотносятся друг с другом, сливаясь в единое целое, эстетическое единство, воплощающее авторский замысел.

Состав и последовательность расположения частей, эпизодов и элементов литературного произведения, а также взаимосвязи между отдельными художественными образами называется композицией.

В литературе существуют две группы произведений, организация которых имеет существенное различие.

В первую группу входят произведения, основанные на каком-то повествовании, содержащие в себе цепь событий, о которых рассказывается читателю. Это произведения эпических, драматических и лиро-эпических жанров (за очень небольшим исключением).

Вторая группа включает произведения, чья задача передать чувство, вызвать у читателя эмоциональное впечатление, цепь ассоциативных переживаний (это произведения лирики, прозаические пейзажные зарисовки, лирические очерки и т. п.).

Построение художественного мира в этих двух группах очень заметно различается.

Если произведение имеет повествовательный характер, если в нём о чём-то рассказывается, то при построении произведения автор неизбежно озабочен последовательностью раскрываемых перед читателем событий. Здесь очень важным оказывается ожидание того, «что будет дальше». Эпизоды во многом связываются на основе причинно-следственных отношений.

Очень ярко это проявляется в драматических произведениях. Драматургия предполагает сценическое воплощение пьесы в виде спектакля (изначально вообще не мыслилось, что пьесы можно читать), а это значит, что сидящий на спектакле зритель должен хорошо понимать последовательность всего происходящего на сцене. У него нет возможности «перечитать» то, что было прежде, вернуться к началу повествования. Повествование раскрывается перед ним в виде необратимой череды актов, сцен, явлений. А это значит, что драматург вынужден думать об организации не только художественного мира, но и внимания зрителя.

Композиция произведений повествовательных жанров (включая драматургию) обычно строится на основе развития основного конфликта.

Художественный конфликт — это воплощённое противопоставление, столкновение, противоборство, противоречие, важное для организации художественного мира произведения и раскрытия содержания.

Какой конфликт мы называем основным? На первый взгляд может показаться, что основным следует называть конфликт особой идейной значимости, важности. Но это не так. Идейный конфликт плохо подходит для организации повествования.

В знаменитой комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» очевиден конфликт между «фамусовским обществом» и прогрессивно мыслящим Чацким. Но на этом конфликте невозможно построить пьесу: разумный человек не станет дебатировать с ограниченным Скалозубом, он не будет пытаться убедить многоопытного и неглупого Фамусова в отсталости его воззрений. Чацкий просто не должен «метать бисер перед свиньями». Но как иначе познакомить зрителя с его идеями, как показать накал противоборства «старого» и «нового»?

А. С. Грибоедов положил в основу своей пьесы любовный конфликт, классический «любовный треугольник»: Чацкий приезжает в дом Фамусова вовсе не затем, чтобы поспорить с идейными оппонентами, а для встречи с любимой женщиной, которая, оказывается, увлечена другим мужчиной — Молчалиным. Пытаясь вернуть расположение Софьи, Чацкий остаётся в доме, откуда его только что не выталкивают взашей, где он всех раздражает. И речи свои он произносит для неё.

Пьеса начинается с приезда Чацкого и продолжается до того момента, когда несчастному влюблённому становится ясно его фиаско, и он требует подать ему карету. Разрешён ли идейный конфликт? Нет, но пьеса логично завершена, ибо исчерпан основной (любовный) конфликт, на котором и строится действие.

В романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» разворачивается грандиозный социальный конфликт, получивший в истории название «Крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачёва». Но писатель начинает повествование отнюдь не с предпосылок «казацкого бунта», а с рассказа о детстве одного из ничем не примечательных дворянских детей (Гринёва), чья судьба лишь несколько раз пересечётся с судьбой самозваного Петра III.

Основной конфликт этого исторического романа также любовный, и повествование ограничено периодом борьбы влюблённых за своё счастье. Да, судьба героев оказывается во многом предопределённой историческими событиями, и через их борьбу, через их страдания писатель показывает целую эпоху, раскрывает глубину социальных противоречий, но художественный мир произведения локализован историей взаимоотношений Гринёва и Маши, определяется конфликтом, разрешаемым лишь женитьбой главных героев.

Даже такое грандиозное произведение, как романэпопея Л. Н. Толстого «Война и мир», строится вокруг житейского конфликта поисков Наташей Ростовой своего суженого (Наташа — Андрей — Анатоль — Пьер) и завершается созданием новой семьи.

Задача основного конфликта — строго ограничить временные и пространственные границы художественного мира, создать точку пересечения второстепенных житейских и вечных общечеловеческих конфликтов, придать цельность и гармоничность повествованию в целом.

Развитие конфликта предполагает наличие в произведении нескольких опорных точек. Момент (эпизод), когда возникает конфликт, называется завязкой. Завязкой комедии «Горе от ума» является приезд Чацкого для встречи с Софьей, а завязкой романа «Капитанская дочка» — влюблённость Гринёва в Машу.

Далее следует развитие действия — постепенное оформление и нарастание противоречия, противоборства, препятствий на пути героев. В комедии «Горе от ума» это попытки Чацкого вернуть себе расположение Софьи, а в романе-эпопее «Война и мир» ожидание Наташей брака с князем Андреем, увлечение Анатолем Курагиным, развитие её отношений с Пьером Безуховым.

Развитие конфликта в какой-то момент достигает такого состояния, когда конфликт требует своего разрешения, не может развиваться дальше, — такой момент называется кульминацией.

Иногда пишут, что кульминация — это наивысшая точка развития действия, наибольшее напряжение повествования. Такое определение весьма эмоционально, но нелепо с научной точки зрения: у читателя нет прибора для определения «высоты» или «напряжённости» повествования. При таком определении кульминация будет нащупываться субъективно и вряд ли точно.

Что является кульминацией комедии «Горе от ума»? Чацкий не может продолжать демонстрировать свои достоинства Софье после того, как узнаёт, что именно она распустила слух о его сумасшествии. Конфликт не может развиваться дальше: Чацкий должен принять какое-то решение.

Кульминацией романа «Капитанская дочка» является обвинение Гринёва в измене и его арест.

Вполне естественно, что развязкой в литературном произведении является разрешение основного конфликта. Развязка комедии «Горе от ума» — это отъезд Чацкого (его отказ от дальнейшей борьбы за Софью), а развязкой «Войны и мира» и «Капитанской дочки» — брак главных героев.

Возникновение, развитие и разрешение конфликта очень легко проиллюстрировать ситуацией дуэли. Завязкой здесь будет вызов на дуэль, возникновение непримиримого конфликта двух людей. Затем следует развитие действия — секунданты договариваются о времени, месте, условиях поединка, выбирают оружие. Когда же дуэлянты встают к барьеру, наступает кульминация: конфликт не может развиваться дальше — должно последовать либо примирение, либо смертельный поединок. Развязка же это исход дуэли.

Возникновению основного конфликта может предшествовать экспозиция — дополнительная часть повествования, предваряющая завязку: она знакомит читателя с местом, временем и обстоятельствами действия, непосредственно подготавливает возникновение основного конфликта, а также представляет главных героев.

В комедиях Н. В. Гоголя «Ревизор» и А. С. Грибоедова «Горе от ума» экспозиция практически отсутствует (это не обязательный элемент, его в произведении может и не быть), а вот в «Капитанской дочке» А. С. Пушкина и в «Войне и мире» Л. Н. Толстого имеется развёрнутая экспозиция.

В ряде произведений автор считает нужным сообщить читателю о том, что произошло после наступления развязки. Эпизоды основной части повествования, следующие за развязкой, называются постпозицией. (Это тоже не обязательный элемент). В «Капитанской дочке» А. С. Пушкина постпозицией оказываются последние замечания, написанные якобы от лица издателя записок П. А. Гринёва.

В литературном произведении могут также присутствовать пролог и эпилог. Они отличаются от экспозиции и постпозиции тем, что не относятся к основному повествованию, а примыкают к нему.

Пролог — дополнительный элемент композиции, отделённый от основного сюжета и предшествующий завязке (или экспозиции) для сообщения каких-либо дополнительных сведений.

В трагедии И. В. Гёте «Фауст» основному сюжету предшествует пролог «На небе», в котором заключается своеобразное пари между Богом и Мефистофелем. Этот пролог призван объяснить, почему Фауст в своей борьбе с искушениями остаётся без поддержки Создателя и почему Мефистофелю разрешаются любые провокации против главного героя.

Пролог предшествует и поэтической драме русского писателя середины XIX века А. К. Толстого «Дон Жуан». В нём светлые духи ведут спор с Сатаной о красоте и совершенстве Божьих творений и о слабости человеческой. Пролог к этому произведению чётко обозначает философскую проблему, решению которой и посвящена поэтическая драма.

Эпилог — дополнительный элемент построения литературного произведения: краткий рассказ о том, что произошло с персонажами после завершения сюжетного действия, или открытое выражение авторской позиции.

Например, в эпилоге романа И. С. Тургенева «Рудин» на нескольких страницах описывается вся жизнь главного героя, протекшая после событий, показанных в романе.

А роман-эпопею Л. Н. Толстого «Война и мир» завершают два эпилога, один из которых описывает семейное счастье Наташи Ростовой, а второй содержит философские размышления и выводы автора.

Завязка, развитие действия, кульминация и развязка — это основные сюжетно-композиционные элементы, но их последовательность в литературном произведении может быть изменена.

Если мы обратимся к сочинениям детективных жанров, то, как правило, эти произведения будут строиться в обратной последовательности. Детектив (сыщик) должен раскрыть преступление (развязка имевшего место конфликта), для этого ему надо найти мотив преступления и точно указать причину (завязка, возникновение конфликта) по оставшимся уликам (развитие действия).

Нередко писатели прибегают к ретроспекции — возвращению к прошлому, описанию уже произошедших событий с помощью воспоминаний, рассказа об этих событиях, обнаружения документов, записей и т. п. В романе А. С. Пушкина «Дубровский» читатель сначала видит появление в доме Троекурова Дефоржа и лишь потом узнаёт, каким образом вместо приглашённого учителя в усадьбе оказался Дубровский. Здесь налицо использование ретроспекции.

Посмотрим на начало и концовку стихотворения М. Ю. Лермонтова «Сон»:

В полдневный жар в долине Дагестана

С свинцом в груди лежал недвижим я;

Глубокая ещё дымилась рана,

По капле кровь точилася моя.

…И снилась ей долина Дагестана;

Знакомый труп лежал в долине той;

В его груди, дымясь, чернела рана,

И кровь лилась хладеющей струёй.

Это стихотворение заканчивается тем же, с чего оно начинается, повествование движется как бы по кольцу, возвращаясь к исходной точке (попутно обратим внимание на очень любопытный хронотоп этого произведения: лирический герой видит сон, в котором его возлюбленная видит сон о спящем мёртвым сном герое).

Приведённых примеров достаточно для того, чтобы утверждать возможность не только линейного (последовательного) развития конфликта в художественном мире произведения, но и варьирования расположения элементов этого конфликта в любом порядке. Это значит, что текст реального литературного произведения может начинаться с любого момента развития основного конфликта, и этот композиционный приём позволяет авторам решать стоящие перед ними художественные задачи. Однако как бы ни располагал сюжетно-композиционные элементы писатель, в конечном итоге у читателя должно появиться представление о хронологической последовательности и закономерности событий, о которых ему рассказывается.

Расположение основных эпизодов, основных событий повествования в их хронологической последовательности называется фабулой. Но мы уже видели примеры того, что писатель может отказаться от последовательного рассказа об интересующих его событиях и как-то иначе композиционно расположить эпизоды в своём произведении. Художественно мотивированное расположение основных эпизодов в конкретном литературном произведении называется его сюжетом. Иначе говоря, сюжет — это композиционно оформленная фабула.

Автор выбирает вид композиции, руководствуясь стоящими перед ним творческими задачами, стремлением сделать художественный мир создаваемого им творения зримым, ярким, эмоционально насыщенным и привлекательным для читателя.

Когда писатель последовательно описывает развитие событий, он пользуется линейной композицией. В этом случае сюжет будет полностью (или почти полностью) совпадать с фабулой.

Если произведение начинается с развязки и восстанавливает прошедшие события, постепенно возвращаясь к их итогам, имеет место обратная композиция. Как уже отмечалось, таким образом обычно строятся детективы.

Поскольку использование ретроспекции позволяет автору в любой момент восстановить что-то пропущенное в предыдущем повествовании, он может воспользоваться ретроспективной композицией, основанной на перенесении завязки в середину повествования (обычно после описания кульминации или перед ней, после подробного ознакомления читателя с развитием действия). Ретроспективная композиция лежит в основе романа Н. В. Гоголя «Мёртвые души», в котором сначала рассказывается о скупке у помещиков «мёртвых душ» и лишь потом раскрываются причины и смысл задуманной Чичиковым аферы.

Композиция произведения, в котором повествование после своего развития возвращается к исходному эпизоду, называется кольцевой. Именно так строится стихотворение М. Ю. Лермонтова «Сон». Кольцевая композиция положена А. С. Пушкиным в основу его «Сказки о рыбаке и рыбке».

Иногда писатель, поднимая в своём произведении проблему, которая представляется ему особенно значимой, отказывается от формулировки окончательного вывода, предлагая читателю самому прийти к заключению, самостоятельно представить возможную концовку. В сюжетном повествовании такое завершение произведения называется открытым финалом и формально определяется отсутствием развязки. Композиция произведения, в котором нет развязки, — это открытая композиция. После смерти А. С. Пушкина остался неопубликованным небольшой роман «Мы проводили вечер на даче», который часто называют незаконченным произведением, но на самом деле к написанному просто невозможно что-либо добавить. Всё нужное сказано. Перед нами произведение с открытой композицией. Такая же композиция реализована в романе польского писателя-фантаста С. Лема «Солярис».

Мы несколько раз обращались к «Мастеру и Маргарите» М. А. Булгакова. В этом произведении параллельно рассказывается о посещении Москвы Князем Тьмы Воландом в первой половине XX века и о встрече прокуратора Иудеи Понтия Пилата с Иешуа (Иисусом), произошедшей в I веке. Лишь в конце романа две самостоятельные и равноправные сюжетные линии соединяются. Композиция, в которой одновременно развиваются две равноправные сюжетные линии, называется параллельной.

Писатель может создать произведение, в котором практически будет отсутствовать развитие действия, а все произведение представит читателю стремительное развитие основного конфликта или каскад взаимосвязанных, взаимообусловленных конфликтов, следующих один за другим. Композиция с отсутствием развития действия, в которой разрешение одного конфликта сразу же порождает появление следующего, называется вершинной. Именно такой обычно является композиция романтических поэм (например, «Цыганы» А. С. Пушкина, «Корсар» Д. Г. Байрона).

Есть произведения, в которых читателю предлагается несколько отдельных эпизодов из жизни одного персонажа или из единого значительного события. Если произведение представляет собой ряд самостоятельных эпизодов, отдельных рассказов, объединённых общим героем и общим конфликтом, в его основе лежит фрагментарная композиция. Так построен «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова, «Люцинда» Ф. Шлегеля и некоторые другие произведения.

Существует ещё один очень важный вид композиции, использующий принцип «рассказ в рассказе». Это рамочная композиция — организация повествования, когда общий рассказ со своим конфликтом и проблемой (рама) обрамляет один или несколько самостоятельных, сюжетно завершённых рассказов. Так построены «После бала» Л. Н. Толстого, «Гобсек» О. де Бальзака, «Судьба человека» М. А. Шолохова, «Песня о Соколе» М. Горького.

У рамочной композиции есть одна очень важная особенность. Главный, волнующий автора вопрос заключается именно в «раме», а обрамлённое повествование (рассказы) являются иллюстрацией, обоснованием вывода, к которому подводят читателя.

Итак, виды композиции весьма многообразны, причём писатель вправе объединять, синтезировать в одном произведении два или несколько композиционных приёмов. Это облегчает не только создание художественного мира, но и восприятие его читателем, особенно в тех произведениях, где наряду с основной сюжетной линией есть и другие (второстепенные, побочные, незавершённые и пр.).

Кроме уже названных, автор может, творя художественный мир, прибегнуть ещё к целому ряду сюжетно-композиционных приёмов и элементов.

Писатель способен не только ускорить повествование, поддерживая его напряжённость, но и замедлить свой рассказ, отступить от основной сюжетной линии, чтобы дать читателю поразмыслить, возбудить его любопытство. Такой приём называется ретардация — затяжка развития действия для отдаления кульминации или развязки. А. С. Пушкин в «Евгении Онегине» постоянно прерывает рассказ о своём герое личными воспоминаниями, пейзажами, рассуждениями на различные темы, и всё это, безусловно, ретардация.

Автор нередко прибегает к резкой смене событий, неожиданно изменяет судьбу персонажа. Резкое, неожиданное изменение в развитии действия или в судьбе действующего лица называется перипетией. Перипетиями является ссора Андрея Дубровского с Троекуровым, вспыхнувшая любовь Дефоржа к Маше («Дубровский» А. С. Пушкина), встреча Андрея Соколова с потерявшим родителей мальчиком («Судьба человека» М. А. Шолохова) и т. п.

А вот запутанное переплетение действий персонажей, усложняющее читателю понимание смысла описываемых событий, определяется понятием «интрига». Интрига почти всегда присутствует в остросюжетных произведениях детективных, приключенческих и фантастических жанров. Впрочем, и появление Дефоржа в доме Троекурова («Дубровский» А. С. Пушкина), безусловно, является интригой.

Кроме рамочной композиции, предлагающей наличие «рассказа в рассказе», этот приём может быть использован в произведениях, базирующихся и на других видах композиции. Например, внутри «Капитанской дочки» А. С. Пушкина имеется пугачёвская притча об орле и вороне — вполне законченное самостоятельное произведение. Это — вставной эпизод. Вставными могут быть законченные произведения самых разных жанров: лирические стихотворения («Египетские ночи» А. С. Пушкина, «Доктор Живаго» Б. Л. Пастернака), баллады («Упырь» А. К. Толстого, «Айвенго» В. Скотта), легенды («Пиковая дама» А. С. Пушкина, «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского), новеллы («Дон Кихот» М. Сервантеса, «Мёртвые души» Н. В. Гоголя), сказки («Детские годы Багрова-внука» С. Т. Аксакова) и др.

Автор также может прервать повествование, чтобы поделиться с читателем своими чувствами или размышлениями, не имеющими прямого отношения к сюжету, и тогда мы говорим о наличии в произведении лирических отступлений («Евгений Онегин» А.С. Пушкина, «Мёртвые души» Н. В. Гоголя).

Вставные эпизоды и лирическое отступления очень похожи (они не развивают действия), но между ними есть очень важное различие. Вставной эпизод — это имеющее самостоятельный сюжет, собственную систему персонажей и законченный смысл произведение, включённое в состав другого произведения и проясняющее, уточняющее что-то в основном повествовании или в системе персонажей.

Лирические отступления — это высказывания лирического, публицистического, философского и т. п. характера, в которых выражается авторская позиция. Их отличие от вставных эпизодов заключается в том, что они никак не связаны с сюжетом произведения, внутри которого находятся.

Так, в «Мёртвых душах» Н. В. Гоголя вставная новелла («Повесть о капитане Копейкине») объясняет, что имеется в виду, когда Чичикова называют «капитаном Копейкиным», а вот лирические отступления о «птице-тройке» и слове «вперёд!» с похождениями главного героя никак не связаны, хотя очень важны, поскольку позволяют читателю понять авторскую позицию, его отношение к своей родине и её народу.

До сих пор мы вели речь о произведениях, в которых есть повествование, есть последовательное изображение связанных между собой событий, но в литературе немало произведений, в которых нет событий, нет связного повествования. В первую очередь это касается лирических стихотворений. Внимательно вчитаемся в строки стихотворения Ф. И. Тютчева «Последняя любовь»:

О, как на склоне наших лет

Нежней мы любим и суеверней…

Сияй, сияй, прощальный свет

Любви последней, зари вечерней!

Полнеба обхватила тень,

Лишь там, на западе, бродит сиянье, —

Помедли, помедли, вечерний день,

Продлись, продлись, очарованье.

Пускай скудеет в жилах кровь,

Но в сердце не скудеет нежность…

О ты, последняя любовь!

Ты и блаженство и безнадежность.

Есть ли здесь конфликт и можно ли проследить его развитие? Несомненно наличие внутреннего конфликта лирического героя, ощущающего юношеский пыл влюблённости и осознающего кратковременность бытия старости. Но ведь в стихотворении нет и попытки разрешить этот конфликт. Он просто констатируется, не развивается. И композиция художественного мира строится вовсе не на этом конфликте, а на параллелизме описания любви «на склоне… лет» и угасающего дня, «зари вечерней».

Автору важно передать силу, красоту и значимость «последней любви». Он ищет слова, образы, способные вызвать у читателя понимание, сострадание и восхищение. Композиция лирического откровения поэта диктуется логикой ассоциативных образов (угасающая жизнь — угасающий день) и стремлением поделиться с читателем эмоциональным переживанием владеющего им чувства. Тут перед нами не логика повествования, которое читатель должен осмыслить, а логика эмоционального ряда, который читатель может только прочувствовать.

Обратимся к лирической миниатюре А. А. Блока:

Была ты всех ярче, верней и прелестней,

Не кляни же меня, не кляни!

Мой поезд летит, как цыганская песня,

Как те невозвратные дни…

Что было любимо — все мимо, мимо,

Впереди — неизвестность пути…

Благословенно, неизгладимо,

Невозвратимо… прости!

Любая попытка выстроить в событийный ряд то, что присутствует в тексте в виде невнятных намёков, породит в лучшем случае более или менее правдоподобную версию, которая нимало не поможет нам понять поэта. Речь идёт о разлуке? Он её бросил или их разлучили обстоятельства? Чувство осталось или оно прошло?..

По большому счёту, всё это неважно. Композиция стихотворения предполагает построение последовательных образов, которые должны привести читателя к особому настроению, владеющему поэтом в момент творчества.

Ещё один пример. Перед нами ироническая миниатюра замечательного поэта ХХ века С. П. Щипачёва:

Сложить подряд рифмованные строки —

На свете не было б длинней дороги.

Она от суши, от морской волны

Достала бы, пожалуй, до луны.

Не знаю, мне ли говорить про это.

Тьма стихотворцев. Много ли поэтов?

Это произведение передаёт не только чувство поэта, у него есть вполне конкретный смысл, доступный рациональному восприятию. Более того, на основании этого стихотворения можно сформулировать чёткую «мораль», заключённую в нём: пишут стихи многие, но мало великих поэтов. Если вместо прочитанных нами стихов Щипачёва мы предложим человеку наспех сформулированную нами «мораль», последует законный вопрос: ну и что?

Тема поэтического творчества является сквозной для всей литературы. Писатели пытаются донести до читателя свою боль, из которой рождается истинная поэзия. Как убедить читателя, что творчество — это тяжкий труд, подчас невыносимое страдание — и владеют «божественным даром» очень немногие? Л. Н. Толстой однажды точно подметил, что если обывателя спросить, умеет ли он играть на скрипке, тот ответит: «нет», а на вопрос, умеет ли он писать стихи, скажет: «Не знаю, не пробовал».

С. П. Щипачёв не пытается «убедить» читателя, что-либо доказать ему. Он создаёт образ дороги из рифмованных строк, протянутой сквозь холодный, безлюдный космос, и завершает его иронически-горьким вопросом: много ли стихов согреют читателя на этом холодном пути? Если читателю безразлично, никакие логические доказательства не изменят его отношения к поэзии. Разум здесь бессилен, лирика живёт только на основе эмоционального созвучия с чувствами читателя.

Трудно передать тайну поэтического творчества, но не менее сложно поделиться с читателем восхищением от красоты мира, окружающего человека.

Композиция лирических произведений принципиально отличается от композиции повествовательной литературы. Она нерациональна, её логика субъективна и обращена не к разуму, а к подсознанию читателя, откуда поэт пытается извлечь ассоциативные образы, чтобы добиться эмоционального созвучия, сопереживания.

Понять смысл, авторскую позицию в повествовательном произведении способен любой достаточно подготовленный читатель, знающий законы поэтики. При этом он может сделать точный вывод о произведении, которое ему «не нравится», не вызывает эмоционального отклика.

Иное дело лирика. Здесь без «жизни души», без сопереживания, без внутренней потребности настроиться на эмоциональное состояние лирического героя невозможно постижение зыбкого и причудливого художественного мира, полностью подчинённого задаче вызвать адекватные эмоции читателя.

Самое главное

Композицией называется состав и последовательность расположения частей, эпизодов и элементов литературного произведения, а также взаимосвязи между отдельными художественными образами. Основные элементы композиции — экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, постпозиция. Расположение основных эпизодов, основных событий произведения в их хронологической последовательности называется фабулой, а художественно мотивированное их расположение в конкретном произведении — сюжетом.

Предложения интернет-магазинов