ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА. Подготовка к ОГЭ по русскому языку

В этой части пособия помещены материалы для самостоятельной работы учащихся — ана­лиза и тестирования. Это тексты, высказывания известных учёных и писателей о русском язы­ке и фрагменты сочинений учеников на лингвистическую тему (сочинения предоставлены учи­телем русского языка и литературы Л.Т. Тарасенко).

Ученикам даётся задание проанализировать эти сочинения, внести в них дополнения или исправления, дать своё толкование приведённым здесь лингвистическим высказываниям и т. д.

Блок 1

Текст

(1)Сегодня я встал поздно; прихожу к колодцу — никого уже нет. (2)Становилось жарко; бе­лые мохнатые тучки быстро бежали от снеговых гор, обещая грозу; голова Машука дымилась, как загашенный факел; кругом него вились и ползали, как змеи, серые клочки облаков, задер­жанные в своём стремлении и будто зацепившиеся за колючий его кустарник. (З)Воздух был напоён электричеством. (4)Я углубился в виноградную аллею, ведущую в грот; мне было груст­но. (5)Я думал о той молодой женщине с родинкой на щеке, про которую говорил мне доктор… (б)Зачем она здесь? (7)И она ли? (8)И почему я думаю, что это она? (9)И почему я даже так в этом уверен? (Ю)Мало ли женщин с родинками на щеках? (И)Размышляя таким образом, я подошёл к самому гроту.

(12)Смотрю: в прохладной тени его свода, на каменной скамье сидит женщина, в соломен­ной шляпке, окутанная чёрной шалью, опустив голову на грудь; шляпка закрывала её лицо. (13)Я хотел уже вернуться, чтоб не нарушить её мечтаний, когда она на меня взглянула.

  • — Вера! — вскрикнул я невольно.
  • Она вздрогнула и побледнела.
  • — Я знала, что вы здесь, — сказала она. (17)Я сел возле неё и взял её за руку. (18)Давно забытый трепет пробежал по моим жилам при звуке этого милого голоса; она посмотрела мне в глаза своими глубокими и спокойными глазами; в них выражалась недоверчивость и что-то по­хожее на упрёк.
    • — Мы давно не видались, — сказал я.
    • — Давно, и переменились оба во многом!
    • — Стало быть, уж ты меня не любишь?..
    • — Я замужем! — сказала она.
    • — Опять? (24)Однако несколько лет тому назад эта причина также существовала, но между тем… (25) — Она выдернула свою руку из моей, и щеки её запылали.

(26)— Может быть, ты любишь своего второго мужа?.. (27) — Она не отвечала и отверну­лась.

  • — Или он очень ревнив?
  • Молчание.

(По М.Ю. Лермонтову )

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского поэта А.С. Хомякова: «Нет в русском языке ничего осадочного или кристаллического: всё вол­нует, дышит, живёт ».

Русский язык — это удивительно красивый и образный живой организм, в котором все сло­ва живут и действуют, и того, что не работало бы в нём, просто нет.

Давайте убедимся в этом. Лермонтов, рассказывая о летнем вечере, рисует такую восхи­тительную картину, так описывает увиденное, что природа предстаёт живой.

Например, в предложении 2_____________ «мохнатые тучки» в сочетании с___________________

«бежали, …обещая грозу» создают ощущение разумности явления. _____________________________

«голова Машука» и _______________________________ «вились и ползали» облака вместе со

_____________ «как змеи» также создают иллюзию присутствия живых существ.

Пейзаж, мастерски изображённый писателем, заставляет согласиться с высказыванием А.С. Хомякова, что «нет в русском языке ничего осадочного или кристаллического: всё волну­ет, дышит, живёт».

Задание для самостоятельной работы

Прочитайте сочинение, написанное на основе прочитанного текста. В нём рассматрива­ются языковые особенности текста.

Некоторые термины, использованные в сочинении, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

Список терминов:

  • олицетворение 5) вводное словосочетание
  • метафора 6) эпитет
  • гипербола 7) сравнение
  • фразеологизм 8) ряд однородных членов

Блок 2

Текст

(1)На охоте мы были сухой осенью, — уже лист с деревьев падал, а дождей больших ещё не было. (2)В это время охотиться в лесу всего трудней: высохший лист шепчет под ногами, дичь тебя далеко слышит и видит сквозь поредевший кустарник и, не допустив, улетает.

  • Вдруг слышу — Джим залаял, залаял в кустах — и вдруг замолк.
  • «На кого это он?» — думаю. (5)И приготовился стрелять.
    • Но оттуда, из кустов, никто не вылетел.
    • А сынишка уже там — и кричит мне из кустов:
    • — Папа, папа, беги скорей! (9)Кого Джим-то в плен взял!

(10)Я — к ним и вижу: (11)Джим лежит врастяжку на земле, а передними лапами зайчонка прижал к листьям, держит его. (12)Зайчонок верещит отчаянно, Джим хвостом часто-часто ви­ляет, а сынишка мой стоит над ними — и не знает, что ему делать.

(13)Я подошёл, взял зайчонка у Джима. (14)Держу зайчонка двумя пальцами за шиворот, — он ещё пуще верещит, лапками от меня отбивается.

  • Сынишка говорит:
  • — Это он на тебя сердится. (17)Кричит: «Как ты смеешь меня — такого маленького — обижать!»

(18)И вправду похоже было, что зайчонок что-то кричал. (19)А Джим на задние лапы встал, передними мне в колени упёрся и лижет зайчонка: успокаивает его, — что, значит, не бойся, не таковские мы, ничего плохого тебе не сделаем. (20)Тут вдруг сынишка говорит:

  • — Смотри, папа, у него левый бочок лупленый.
  • Смотрю: на левом боку у зайчонка плешинка. (23)Шерсть содрана, голая кожа — в пя­так кружок.

(24)— Эге! — говорю. (25)— Да ведь это мне знакомый зайчишка! (26)Он от дяди Серёжи сбежал. (27)Полезай-ка, дружок, в карман.

(28)Осторожно его под пузечко перехватил и сунул в свою охотничью куртку, в спинной карман. (29)Такой у меня карман есть в куртке: во всю спину, а по бокам — пуговицы. (ЗО)Очень удобно в нём стреляную дичь носить и всякую всячину, что, бывает, на охоте попада­ется.

  • 3айч0нку там темно, тепло, — он и притих.
  • И сразу мы домой пошли.

(По В. Бианки)

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста Георга фон Габеленца: «Языком человек не только выражает что-либо, он им выражает также и самого себя».

Сочинение

«Основная функция языка — быть средством общения людей. Он обеспечивает взаимопо­нимание и даёт нам представление о мире. А ещё язык помогает нам лучше понять мысли, чувства, настроения и желания говорящего.

Повествователь, рассказывая об осеннем лесе, использует в предложении 2 «лист шепчет» и ___________________________________ «поредевший кустар­ник». Всё это говорит о том, что лес для него — это особый, знакомый мир, а в данный мо­мент — это ещё и мир звуков.

Мы видим, что рассказчик не один, с ним его сын, которого он ласково называет «сыниш­кой» (_________________________ -ишк- свидетельствует о том, что повествователь, видимо, хороший

отец, а также очень добрый и чуткий человек, воспринимающий всё живое как нечто разум­ное: «…зайчонок что-то кричал…» (предложение 18).________________ «полезай-ка, дружок, в карман»

(предложение 27) и эпитет «знакомый зайчишка» лишь подтверждают сказанное.

Итак, мы видим, что, рассказывая о событии, повествователь посредством языка также характеризует и себя. Прав Георг фон Габеленц, говоря: «Языком человек не только выража­ет что-либо, он им выражает также и самого себя».

Задание для самостоятельной работы

Прочитайте сочинение, написанное на основе прочитанного текста. В нём рассматрива­ются языковые особенности текста.

Некоторые термины, использованные в сочинении, пропущены. Вставьте на места про­пусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

Список терминов:

  • эпитет
  • антонимы
  • обращение
  • обособленное определение
  • однородные члены предложения
  • уменьшительно-ласкательный суффикс
  • олицетворение

Текст

  • Росы холодные и свежий ветер днём умеряют летний жар. (2)И только потому ещё можно ходить по лесу, а то бы теперь видимо-невидимо было слепней днём, а по утрам и по вечерам комаров. (З)По-настоящему теперь бы время мчаться обезумевшим от слепней лошадям в поле прямо с повозками.

(4)В свежее солнечное утро иду я в лес полями. (5)Рабочие люди спокойно отдыхают, окуты­ваясь паром своего дыхания. (6)Лесная лужайка вся насыщена росой холодной, насекомые спят, многие цветы ещё не раскрывали венчиков. (7)Шевелятся только листы осины, с гладкой верхней стороны листы уже обсохли, на нижней бархатная роса держится мелким бисером.

  • — Здравствуйте, знакомые ёлочки, как поживаете, что нового?
  • И они отвечают, что всё благополучно, что за это время молодые красные шишки дошли до половины настоящей величины. (10)Это правда, это можно проверить: старые пустые рядом с молодыми висят на деревьях.
  • Из еловых пропастей я поднимаюсь к солнечной опушке, по пути в глуши встречается ландыш, он ещё сохранил всю свою форму, но слегка пожелтел и больше не пахнет.

(По М.М. Пришвину )

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного русского языковеда Д.Э. Розенталя: «Эпитет — это самое меткое, самое свежее, самое нужное сло­во, которое выбирает писатель каждый раз, изображая уже известный нам предмет».

Сочинение

  • В таком мире можно поздороваться со «знакомыми ёлочками», узнать, насколько вы- расли «молодые шишки». Все эти эпитеты будят наше воображение, помагают посмотреть на мир глазами автора. Попробуйте убрать данные определения, и вы увидите скучную кар­тину.
  • Эпитет — это художественое определение, которое несёт в себе особо выразительные свойства, подчёркивает в предмете изображения что-то такое, что присуще лишь этому предмету или явлению. Эпитеты создоют живое предстовление об изображаемом, пробужда­ют эмоции.
  • Невозможно не согласиться с высказыванием Д.Э. Розенталя о том, что «эпитет — это самое меткое, самое свежее, самое нужное слово, которое выбирает писатель каждый раз, изображая уже известный нам предмет».
  • Для того чтобы мы почуствовали красоту и свежесть летнего утра, Пришвин исполь­зует множество художественных определений. «Холодные» росы, «свежий ветер», «солнечное утро» застовляют нас порадоватся красоте наступающего дня. Автор, усиливая эти ощу­щения, подберает новый эпитет «бархатная роса». И мы, не раз видившие росу, начинаем по- новому представлять её.

Задания для самостоятельной работы

а)  Прочитайте сочинение, написанное на основе прочитанного текста. Исправьте логиче­ские ошибки в построении сочинения, перестроив его части.

б) Найдите в тексте сочинения 10 орфографических ошибок.

Текст

(1)Орловский мужик невелик ростом, сутуловат, угрюм, глядит исподлобья, живёт в дрян­ных осиновых избёнках, ходит на барщину, торговлей не занимается, ест плохо, носит лапти; калужский оброчный мужик обитает в просторных сосновых избах, высок ростом, глядит сме­ло и весело, лицом чист и бел, торгует маслом и дёгтем и по праздникам ходит в сапогах.

  • Орловская деревня (мы говорим о восточной части Орловской губернии) обыкновенно распо­ложена среди распаханных полей, близ оврага, кое-как превращённого в грязный пруд.
  • Кроме немногих ракит, всегда готовых к услугам, да двух-трёх тощих берёз, деревца на вер­сту кругом не увидишь; изба лепится к избе, крыши закиданы гнилой соломой… (4)Калужская деревня, напротив, большею частью окружена лесом; избы стоят вольней и прямей, крыты тё­сом; ворота плотно запираются, плетень на задворке не размётан и не вывалился наружу, не зо­вёт в гости всякую прохожую свинью… (5)И для охотника в Калужской губернии лучше. (6)В Орловской губернии последние леса и площадя исчезнут лет через пять, а болот и в помине нет; в Калужской, напротив, засеки тянутся на сотни, болота на десятки вёрст, и не перевелась ещё благородная птица тетерев, водится добродушный дупель, и хлопотунья куропатка своим по­рывистым взлётом веселит и пугает стрелка и собаку.

(По И.С. Тургеневу )

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвис­та Е. В. Джанджаковой: «Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано».

Сочинение

…В предложенном тексте автор сопоставляет жизнь крестьян в Орловской и Калужской губерниях. Своё повествование он строит на_________________________ . Орловский мужик «невелик», «но­сит лапти», калужский — «высок», «ходит в сапогах».____________ «дрянные осиновые» избён­ки создаёт зримую картину нищеты, в отличие от «просторных сосновых» изб калужских мужиков.

Говоря о поселениях, автор использует синекдоху (предл. 2) «орловская деревня», (предл. 4) «калужская деревня», (предл. 1) «орловский мужик», что делает речь точной и яркой.            (предл. 4) «плетень… не зовёт в гости всякую прохожую свинью…» звучит иронич­но, а     «в помине нет» и_________ (предл. 6) «площадя» приближают речь

к народной. И.С. Тургенев, используя выразительные средства языка, создаёт удивительные образы и картины жизни русского народа…

Задание для самостоятельной работы

Прочитайте фрагмент сочинения, написанного на основе прочитанного текста. В нём рас­сматриваются языковые особенности текста.

Некоторые термины, использованные в сочинении, пропущены. Вставьте на места пропус­ков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

Список терминов:

  • олицетворение 5) гипербола
  • фразеологизм 6) просторечное слово
  • сравнительный оборот 7) эпитет
  • вводная конструкция 8) антитеза

Текст

(1)Чудик прибрал постель, умылся и стал думать, что бы такое приятное сделать снохе. (2)Тут на глаза ему попалась детская коляска. (3)«Эге! — подумал Чудик. (4)— Разрисую-ка я её». (5)Он дома так разрисовал печь, что все дивились.

(б)Нашёл ребячьи краски, кисточку и принялся за дело. (7)Через час всё было кончено; ко­ляску не узнать. (8)По верху колясочки Чудик пустил журавликов — стайку уголком, по низу — цветочки разные, травку-муравку, пару петушков, цыпляток… (9)Осмотрел коляску со всех сторон — загляденье. (10)Не колясочка, а игрушка. (И)Представил, как будет приятно изум­лена сноха, усмехнулся.

(12)— А ты говоришь — деревня. (ІЗ)Чудачка. (14)—* Он хотел мира со снохой. (15)— Ребё­ночек-то как в корзиночке будет.

(16)Весь день Чудик ходил по городу, глазел на витрины. (17)Купил катер племяннику, хо­рошенький такой катерок, белый, с лампочкой. (18)«Я его тоже разрисую», — думал.

(19)Часов в шесть Чудик пришел к брату. (20)Взошёл на крыльцо и услышал, что брат Дмитрий ругается с женой. (21)Впрочем, ругалась жена, а брат Дмитрий только повторял:

(22)— Да ну, что тут!.. (23)Да ладно… (24)Сонь… (25)Ладно уж…

(26)— Чтоб завтра же этого дурака не было здесь! — кричала Софья Ивановна. (27)— Завтра же пусть уезжает!

(28)— Да ладно тебе!.. (29)Сонь…

(30)— Не ладно! (31)Не ладно! (32)Пусть не дожидается — выкину его чемодан к чёртовой матери, и всё!

(ЗЗ)Чудик поспешил сойти с крыльца… (34)А дальше не знал, что делать. (35)Опять ему стало больно. (Зб)Когда его ненавидели, ему было очень больно. (37)И страшно.

(38)Казалось: ну, теперь всё, зачем же жить? (39)И хотелось куда-нибудь уйти подальше от людей, которые ненавидят его или смеются.

(40)— Да почему же я такой есть-то? — горько шептал он, сидя в сарайчике. (41)— Надо бы догадаться: не поймёт ведь она, не поймёт народного творчества.

(По В.М. Шукшину )

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного учёного Д.С. Лихачёва: «Вернейший способ узнать человека — его умственное развитие, его мо­ральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он говорит».

Сочинение

О каждом из нас можно узнать многое, послушав то, как и что мы говорим. Речь — лучшая характеристика человека.

Через внутренний монолог — «внутреннюю» речь, в которой человек не может лукавить, мы узнаём о Чудике. Это очень добрый и ранимый человек. Разрисовав коляску, он радуется

сделанному, и эту радость отражает_________________ : «Ребёночек-то как в корзиночке будет».

А когда стал свидетелем безобразной сцены, горько шепчет: «Да почему же я такой … ?» И это_________________ передаёт чистоту и беззащитность человека, без вины себя винящего.

Зато его сноха — скандальная и глупая женщина, лишённая совести. Не считаясь с чув­ствами мужа, она заставляет его выгнать родного брата: «Чтоб завтра же этого дурака не было здесь!», «…Выкину его чемодан к чёртовой матери!»_______________________________________________ помогают по­нять, что в семье она привыкла командовать и не потерпит возражений. В самом деле, муж

лишь пытается успокоить её: «Да ладно… Ладно уж…», «Да ладно тебе!..» И______________________

«ладно» (предложения 23, 25, 28), и________________ (22-25) характеризуют его как человека

безвольного, подчиняющегося произволу этой женщины.

Таким образом, даже на примере короткого диалога мы можем составить мнения о каждом из героев. Речь отражает внутренний мир человека, его нравственные принципы и уровень воспитанности. Д.С. Лихачёв был абсолютно прав, когда утверждал, что, прислушавшись к речи человека, «можно определить его умственное развитие, его моральный облик и харак­тер». И этот способ познания очень верный.

Задание для самостоятельной работы

Прочитайте сочинение, написанное на основе прочитанного текста. В нём рассматри­ваются языковые особенности текста.

Некоторые термины, использованные в сочинении, пропущены. Вставьте на места про­пусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

Список терминов:

  • лексический повтор 5) сравнение
  • эпитеты 6) восклицательные предложения
  • вопросительное предложение 7) неполные предложения
  • фразеологизм

Предложения интернет-магазинов