Тексты и задания для подготовки к ОГЭ

Текст для работы

(І)Сперва я не понял, что заставило меня остановиться перед зданием школы и внимательно посмотреть по сторонам. (2)Но тут мой взгляд задержался на группе старых тополей. (З)Они стояли в конце улицы, метрах в двухстах от школы… (4)Эти тополя заставили меня вздрогнуть. (5)Я вспомнил. (б)Здесь была шестая батарея.

(7)…Фронт приближался к нам. (8)Каждый вечер в одно и то же время прилетали «юнкер- сы» и начинался бой.

(9)От выстрелов большие тяжёлые пушки вздрагивали всем телом, как живые, а длинные стволы откатывались с поразительной лёгкостью. (Ю)Иногда вблизи батареи падали бомбы, иногда с неба устремлялись раскалённые нити трассирующих пуль.

(Н)Настал момент, когда между нами и противником не осталось ни одной роты, ни одного нашего бойца. (12)Мы насторожённо присматривались к лесу. (ІЗ)Оттуда в любую минуту мог­ли выползти немецкие танки. (14)Что может сделать одинокая зенитная батарея против лави­ны танков? (15)Но у нас на брустверах лежали ящики с бронебойными снарядами. (16)И за на­ми была Москва.

(17)Мы были очень молодыми. (18)Мы привыкли к мысли, что кто-то старший позаботится о нас, выручит в трудную минуту, не даст погибнуть в неравном бою нам и нашим орудиям. (19)И мы не ошиблись в своей юношеской вере. (20)0днажды на исходе холодного дня над нами пролетели странные огненные снаряды. (21)Это у старых тополей ударили «катюши». (22)Они били через наши головы по немцам…

(23)Я ходил по школьному двору и всё пытался отыскать место, где стояло моё орудие. (24)Я стал медленно подниматься по ступеням, а навстречу мне бежали ребята. (25)Они спешили по­скорее очутиться на улице и не обращали на меня никакого внимания. (26)Они бежали на ули­цу. (27)Они не знали, что бегут по брустверу орудийного окопа.

(28)…Мне захотелось, чтобы отныне все знали: здесь стояла шестая батарея. (29)Я поймал за руку пробегавшего мальчишку и спросил его:

(ЗО)Ты знаешь, что здесь было раньше?

(31)Он удивлённо выкатил на меня глаза и сказал:

(32)Школа.

(ЗЗ)Да нет! — почти крикнул я. — (34)3десь была шестая батарея. (35)Сто второго…

(36)Он не понял меня и спросил:

(37)Шестая «А» или шестая «Б»?

(38)Я растерянно посмотрел на мальчика, и он,» видимо желая помочь мне, сказал:

(39)Может быть, вы ищете сто вторую школу?

(40)Я сильнее сжал руку мальчика и сказал:

(41)3десь стояла моя батарея. (42)Мы били по фашистским самолётам, которые летели к Москве.

(43)3десь? — мальчик удивлённо посмотрел на крыльцо и потрогал рукой перила.

(44)Да, да, здесь.

(45)Я почувствовал, что он не верит мне. (46)Не может поверить, потому что в его представ­лении на этом месте всегда стояла школа. (47)И никакой шестой батареи…

(48)…И я понял, что не смогу успокоиться, пока не сумею убедить этого мальчика и всех его товарищей, что здесь в годы войны стояла шестая батарея. (49)И потому теперь стоит школа.

2 Юрий Яковлевич Яковлев 126

(По Ю. Яковлеву[1])

15.2. Напишите сочинение-рассуждение.

Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Здесь в годы войны стояла шестая батарея. И потому теперь стоит школа».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Задание 1. Внимательно прочитайте текст. Проанализируйте содержание его финала (см. табл.). Выполните указанные задания.

Здесь
в годы войны Потому

V

Почему?

теперь
стояла стоит
шестая батарея школа

 

а) Укажите номера предложений, в которых содержится информация, позволяющая дать от­вет на вопрос, почему на месте шестой батареи теперь стоит школа.

б) Включите в ответ в качестве цитат конкретные предложения исходного текста или их фраг­менты.

в) Составьте предложение-аргумент, включив в него фрагменты нескольких предложений ис­ходного текста.

Задание 2. «…Здесь в годы войны стояла шестая батарея. И потому теперь стоит школа».

Разъяснить эту ключевую фразу текста (сформулировать тезис) можно следующими спосо­бами:

а) на уровне обобщения (обобщённо):

Наша мирная жизнь стала возможной благодаря героизму и мужеству солдат, победив­ших в Великой Отечественной войне;

б) на уровне конкретизации (конкретно):

Рассказчик гордится тем, что на месте его шестой батареи, защищавшей Москву от фа­шистов во время войны, теперь стоит школа, символ мирной жизни.

Запишите своё разъяснение ключевой фразы текста (сформулируйте тезис):

а) на уровне обобщения:

б) на уровне конкретизации:

Введите в сочинение сформулированный Вами тезис с помощью одного из следующих рече­вых оборотов:

По моему мнению, в указанном фрагменте выражена главная мысль текста, которая за­ключается в следующем: …

Данное выражение можно разъяснить так: …

Смысл предложения «…» можно истолковать так: …

Смысл финала текста, как мне кажется, можно истолковать так: …

В финале текста рассказчик выражает мысль о том, что…

Задание 3. Укажите номера неправильного истолкования ключевой фразы текста:

  • Рассказчик очень удивился изменениям, произошедшим в тех местах, где во время войны стояла шестая батарея.
  • Сегодняшней мирной жизнью мы обязаны тем, кто во время Великой Отечественной войны сражался не щадя жизни ради нашего будущего.
  • Рассказчику захотелось посетить места, где он когда-то воевал.
  • Посещение тех мест, где раньше воевал рассказчик, заставило его вспомнить о героической обороне Москвы.
  • Прошло более 70 лет со дня великой Победы. Но нельзя забывать тех, кто не отдал нашу Ро­дину врагам, потому что без мужества и героизма каждого из них не было бы сегодняшней мирной жизни.

Задание 4. Используя материалы задания 1, обоснуйте сформулированный Вами тезис двумя примерами-аргументами.

В случае необходимости можете воспользоваться клише. 128

Клише связи толкования и аргументации.

Что в данном тексте подтверждает эту мысль? Почему я считаю, что толкование должно быть именно таким? Как можно подтвердить эту мысль? Подтвердим правиль­ность толкования, обратившись к тексту.

Клише введения аргументов.

Во-первых, автор прямо указывает на то, что… / автор оценивает, как… / относится к… как к явлению… / в авторской оценке — это…

Во-вторых, в тексте подчёркивается… / упоминается… / обращается внимание на….

  • Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста.
  • Подтвердить данный аргумент можно следующим примером:…
  • Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения.
  • В подтверждение этой мысли приведу пример из … предложения прочитанного мною текста.
  • Предложение № … подтверждает мысль о том, что…

Задание 5. Напишите заключительную часть сочинения — вывод, в котором следует под­вести итог, обобщить сказанное. Вывод должен быть логически связан с предыдущим из­ложением и не противоречить по смыслу тезису и аргументам.

Задание 6. Прочитайте сочинение, написанное по исходному тексту. Включите в качестве аргументов цитату из указанного предложения и номера предложений.

Финал текста можно разъяснить так: школа была построена только потому, что когда- то вся страна, а вместе с ней и шестая батарея, о которой вспоминает рассказчик, не щадя жизни сражалась с фашистами.

Что в данном тексте подтверждает эту мысль?

Во-первых, «каждый вечер» зенитчики под градом пуль и бомб отражали налёты «юнкер- сов», стремящихся прорваться к Москве, и о том, насколько жаркими были эти бои, мы узна­ём из предложения 11:

Во-вторых, осознавая, что за спиной Москва, зенитчики готовы были отражать ещё и

танковые атаки (предл.__________________ ), но вовремя подоспевшее подкрепление и «огненные

снаряды» «катюш» остановили наступление врага. _

Тысячи таких батарей отвоевали тогда мирное будущее для новых поколений, чтобы они могли спокойно жить и учиться. И нам нужно всегда помнить об этом.

Задание 7. Прочитайте текст сочинения. Вставьте пропущенные буквы.

Смысл ф..нала текста, по-моему, можно истолковать так: нашей мирной жизнью мы обя­заны тем, кто сражался в годы войны за Родину и её будущее.

Да, благодаря им нам сейчас трудно представить, как с неба на землю устремляются не струи тёплого летнего д..ждя, а «раскалённые нити трассирующих пуль», как каждый вечер вместо игр и пр..гулок с друзьями нужно отчаянно сражаться, жертвуя своей жизнью, стара­ясь не пропустить фашистские самолёты в небо над Москвой, а когда окажешься на переднем крае обороны, то ещё и быть готовым отражать «лавины танков»…

И если бы не муж..ство таких солдат, как зенитчики шестой батареи, вряд ли у старых т..полей была бы потом построена школа с безз..ботно бегающими учениками.

Определите слово(-а), в котором(-ых) пропущена(-ы) безударная гласная корня. Выпишите это(-и) слово(-а).

Текст для работы

(1)Одноклассники возвращались домой из школы.

(2)Ха! (З)Смотри! — ткнул пальцем в землю Гриша. — (4)Сумка…

(б)Подумаешь, сумка! — не останавливаясь, на ходу кинул Севка. — (б)Кто-то на помоеч- ку нёс, да не донёс, по дороге кинул. (7)Сейчас мы её…

(8)И он с разгону, хорошим полновесным ударом классного форварда сильно наподдал сум­ку, словно это был футбольный мяч.

(9)Ой-ё-ёй! — невольно присел он, скривившись, и схватился за ногу. — (Ю)В ней что-то лежит… (И)Тяжеленное!

(12)А что там внутри может быть, как ты думаешь? — с любопытством спросил Гриша.

(13)Да барахло всякое… (14)Железяки ненужные. (15)Я же говорил — на помойку несли.

(16)Давай посмотрим… — нерешительно предложил Гриша.

(17)Ну давай… — не слишком охотно согласился Севка Зайцев и затрещал молнией.

(18)Самым удивительным в ней оказалось то, чего никак не могли, прямо-таки не ожидали

увидеть ребята: сумка была набита нормальными школьными учебниками! (19)Севка, который ленился учиться и, унижаясь, часто слёзно канючил, выпрашивая у учителей оценки повыше, сначала вытащил из сумки дневник.

(20)Ага! (21)Дневничок… (22)Ученика школы 12 Владимира Брянцева!

(23)Это же рядом! — обрадовался Гриша. — (24)Специализированная школа с математи­ческим уклоном. (25)Может, в школу отнесём?

(26)Ещё чего! — буркнул Севка. — (27)Он будет забывать, а ты будешь относить? (28)Мы ему не слуги!

(29)Он вытащил тетрадку по математике и стал её листать. (ЗО)Потом вытянул из сумки вторую тетрадь, третью… (31)Он явно хотел в чём-то убедиться.

(32)Гриша ждал.

(ЗЗ)Ишь ты… — хмыкнул Зайцев. — (34)Одни пятёрки… (35)Надо же! (Зб)Везёт людям! (37)И по физике, и по математике. (38)Вот гад! (39)Отличничек-горчичничек! (40)А мы вот сей­час… твою тетрадочку с пятёрочками… — и он рванул тетрадку так, что она неровно, наискось, разорвалась пополам.

(41)3ачем ты? — испуганно вырвалось у Гриши.

(42)Подумаешь… — как в лихорадке бормотал Зайцев, кроша тетрадку на мелкие обрывки.

(43)Школа… с математическим уклоном… (44)Математики-фанатики… (45)А из этой тет­радочки… — он вырвал двойной листок с крупно поставленной пятёркой и надписью красными чернилами: «Очень хорошо!», — из этой тетрадочки мы кораблик сделаем… (46)Поплыли твои пятёрочки, Брянцев-Поганцев…

(47)В зелёной спортивной сумке отыскалось ещё нечто загадочное, непонятное. (48)Крышка, укреплённая на хитроумных шарнирчиках, отскочила неожиданно легко. (49)Под нею тесни­лось сложное переплетение тончайших проводков, сияли слепящими звёздочками капельки спайки, пестрели крохотные разноцветные цилиндрики с мелкими цифровыми индексами на боках…

(50)3наешь, по-моему, это какой-то командный блок… — задумчиво сказал Гриша. — (51)Я похожие видел на выставке детского технического творчества… (52)Интересно, как он ра­ботает?

(53)Вдруг Севка вырвал приборчик из Гришкиных рук…

(54)Приборчик-проборчик… (55)Как работает… — зашипел он, и сквозь его бледные, уз­кие губы на Гришу полетели капельки слюны. — (56)Не будет он больше работать, этот твой приборчик!

(57)«Не надо!» — хотел было крикнуть Гриша, но не успел. (58)Коротко и сильно размах­нувшись, Зайцев швырнул приборчик под ноги на серый, исчерченный мелом асфальт. (59)С негромким печальным хрустом тот разлетелся на мелкие части…

(60)3ачем ты так? — поморщившись, словно проглотил что-то горькое, тихо спросил Гриша. — (61)Он ведь старался, изобретал…

(62)Подумаешь, изобретатель-бумагомаратель! — отмахнулся Севка. — (63)А чего он? (64)Так ему и надо… (65)В следующий раз не будет сумку забывать…

(66)«Да он просто-напросто завистливый! — как будто в глубинах Тришкиного мозга щёлк­нуло реле, и сразу осветилось то, что раньше было непонятным. — (67)3авистливый и злой. (68)И злыми завистники бывают от того, что их мучают не только собственные неудачи, но и успехи других. (69)Не зря говорят: зависть — самое отвратительное чувство».

(По Л. Куклину3)

15.2. Напишите сочинение-рассуждение.

Объясните, как Вы понимаете смысл финального предложения текста: «Зависть — самое отвратительное чувство».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

^^ Задание 1. Внимательно прочитайте текст и заполните следующую таблицу наиболее яр­кими примерами, характеризующими завистника Севку.

Сформулируйте тезис, почему зависть можно назвать «самым отвратительным чувством».

Севка-завистник
Учёба Поведение во время изучения содержимого портфеля отличника В. Брянцева Речь
а) Фразу, которая завершает текст Л. Куклина, я понимаю так:

 

3 Лев Валерианович Куклин — российский писатель, поэт и драматург.

б) Я думаю, в этом финальном предложении содержится главная мысль текста:

в) Прочитав текст Л. Куклина, не могу не согласиться с мыслью, высказанной в последнем предложении: действительно,

Задание 2. Прочитайте фрагменты сочинений, написанных по исходному тексту. Вклю­чите в качестве аргументов цитаты из указанных предложений.

а)__________________________________________________________________ В тексте Л. Куклина школьник Севка демонстрирует все самые неприятные проявле­ния зависти: пренебрежительность («____________________________________________________ » (предл.44),

заносчивость («___________________________________________________ » (предл.28), злобу

(«_______________________________________________________________ » (предл. 38), гнев

(«____________________________________________ » (предл. 40). Эти отвратительные эмо­ции вызвали у него пятёрки в тетради незнакомого ему сверстника.

б) Севка, искренне завидуя отличнику Брянцеву, даже не может нормально разговаривать:

он «________________________ » (предл. 26), «__________________________________________ »

(предл. 33), «__________________________________________________ » (предл. 42), «__________

________________________________________ » (предл. 55).

Задание 3. Напишите свой вариант аргументации. Используйте в работе материалы за­дания 1.

Обратите внимание!

Аргументом является только такая цитата или ссылка, которая подтверждает, обосно­вывает Ваши мысли и утверждения, объясняющие смысл приведённого в задании фрагмента.

Задание 4. Укажите, какие аргументы нельзя использовать в сочинении. Объясните по­чему.

Тезис Зависть лишает человека его лучших качеств: доброжелательно­сти, великодушия, любви
а) Аргумент 1 В нашей школе однажды произошёл случай, который, очевидно, тоже был продиктован завистью. Накануне показательного высту­пления кто-то залил краской пуанты моей подруги, талантливой балерины. Мы так и не смогли найти того, кто это сделал, но это был поступок злого и завистливого человека!
б) Аргумент 2 Давайте посмотрим, как в тексте Л. Куклина ведёт себя завистливый Севка Зайцев. Отличные оценки незнакомого ему школьника вызы­вают ярость, ненависть, он действует, словно в «лихорадке»: рвёт найденную тетрадь (предл. 40), разбивает приборчик (предл. 58).
в) Аргумент 3 Например, зависть не только разрушила дружбу Мишки Ромашова и Сани Григорьева — героев романа В. Каверина «Два капитана», но и сделала несчастным одного из них — завистника Мишу.

 

Не соответствуют заявленному тезису аргументы__________________ и_______________ , пото­му что ______________________________________________________

Задание 5. Сделайте вывод из написанного (1—2 предложения). В случае затруднения воспользуйтесь предложенными вопросами. Вывод должен быть логически связан с пре­дыдущим изложением и не противоречить по смыслу тезису и аргументам.

Вывод Что следует из содержания Ваших рассуждений?

(Чем страшна зависть? Каковы могут быть её последствия? Что нужно сде­лать, чтобы она ушла из нашей жизни? Чем опасна зависть для самого завист­ника? и т.п.)

 

Задание 6. Расставьте знаки препинания. Выпишите номера предложений:

а) с обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами;

б) с обособленным определением, выраженным причастным оборотом;

в) с обособленным приложением.

(1)3ависть уродует человека лишает его возможности здраво мыслить и поступать. (2)Именно так я понимаю смысл финального предложения текста Л. Куклина.

(З)Эту мысль легко доказать. (4)Например Севка один из героев рассказа совершенно теря­ет человеческий облик когда кроме пятёрок в тетрадях и дневнике отличника Брянцева ви­дит ещё и приборчик сделанный им. (5)3авистник начинает шипеть а не говорить брызгать «капельками слюны» {предл. 15). (6)В этот момент он просто вызывает отвращение.

  • Кроме того уничтожив содержимое найденного портфеля Севка обвинил в своих гнусных поступках самого Брянцева (предл. 65).
  • Действителъно поселившись в человеке зависть искажает и его внешность и мысли и поведение.

Предложения интернет-магазинов