Характер в литературе

Для восприятия литературного произведения очень важны такие понятия, как персонаж и характер. Давайте попробуем разобраться, в чём особенность литературных характеров. Вы знаете, что для определения любого действующего лица произведения часто используется термин персонаж. Персонаж — это наиболее нейтральное название, указывающее только на одно из действующих в художественном мире произведения лиц. Персонажами могут быть и люди, и животные (Ю-ю из рассказа Куприна), и фантастические существа (Змей Горыныч из русских сказок), и даже предметы (Пружинка из «Городка в табакерке» Одоевского).

«Структура образа персонажа основана на сложных приёмах сказовой или диалогической речевой характеристики, на разнообразных способах и формах связей и отношений речи этого персонажа со стилем автора и с речами других персонажей, на динамике смысловых превращений и изменений текста и контекста, а также ситуаций действия в литературном произведении, в его композиционном развитии, в развитии его сюжета. И тут должны быть свои специфические формы и законы поэтического или поэтизации»1, — отмечал выдающийся русский филолог В. В. Виноградов.

1 Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. — М., 1963.

Персонажи в литературе встречаются самые разные. Иногда автор создаёт художественный мир так, что описанные в нем персонажи действуют как единое целое, в этом случае говорят о коллективном герое. Коллективным является, например, герой народной песни «Варяг» («Наверх вы, товарищи, все по местам…»).

Персонажи нередко противопоставляются как протагонисты и антагонисты.

Протагонист — главный герой, основной персонаж литературного произведения, чья судьба в первую очередь интересует автора, на чьей стороне находятся авторские симпатии. Протагонистами являются Тарас Бульба из одноименного романа Н. В. Гоголя, Илья Муромец в одноименной балладе А. К. Толстого, Иван Северьянович из «Очарованного странника» Н. С. Лескова и т.п.

Антагонист — персонаж, противостоящий главному положительному герою (протагонисту), нередко вступающий с ним в борьбу; активный отрицательный персонаж, вызывающий явное неприятие автора. Антагонистами являются мачеха в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях», Швабрин в «Капитанской дочке» А. С. Пушкина, колдун в «Страшной мести» Н. В. Гоголя, Ромашов в «Двух капитанах» В. А. Каверина и т.п.

Иногда писатель вводит в произведение героя, которому «доверяет» выразить авторскую позицию, оценить происходящее, чтобы помочь читателю понять авторский замысел. Таких персонажей называют резонёр. Резонёром является, например, Стародум в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».

Иногда произведение строится так, что в нём отчетливо проявляются не только образы действующих персонажей, но и образ самого повествующего. В этом случае мы вправе говорить о персонаже-повествователе. Нередко такой повествователь получает даже собственное имя. Таким персонажем является Белкин в «Повестях покойного Ивана Петровича Белкина» А. С. Пушкина или Максим Максимович в «Герое нашего времени» М. Ю. Лермонтова.

Если при создании образа персонажа писатель подчёркивает общие для большой группы людей черты, свойственные определённому социальному или имущественному положению, возрасту и прочему, мы называем такой персонаж литературным типом. В нём общечеловеческие черты преобладают над чертами личными, индивидуальными, присущими только этой конкретной личности. Например, в образе спальника из сказки П. П. Ершова «Конёк-Горбунок» явно преобладают характерные качества многих лукавых, завистливых и злобных царедворцев. Это — литературный тип.

А вот Альбер из трагедии А. С. Пушкина «Скупой рыцарь» — персонаж гораздо более сложный. С одной стороны, он обладает типическими чертами средневекового рыцаря-феодала, накладывающими на его поведение характерный отпечаток. Но с другой стороны, писатель показывает нам не рыцаря вообще, а конкретного молодого человека с ярко выраженными индивидуальными чертами, с собственной трагической судьбой. Это уже литературный характер, а не тип. «Приёмом узнания персонажа является его характеристика. Под характеристикой мы подразумеваем систему мотивов, неразрывно связанных с данным персонажем»1, — подчёркивал Б. В. Томашевский.

1 Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. — М., 1996.

Характер предполагает отображение в художественном произведении человеческой личности с присущими ей социальными и психологическими чертами.

Характер несёт на себе черты эпохи, культуры, социально-бытового уклада, к которому он принадлежит (так же как и литературный тип), но одновременно его поведение определяется индивидуальными психологическими качествами, воспитанием, собственной системой ценностей и т. д. В нём сочетается общее и единичное, неповторимое, вот почему так различаются художественные характеры из литературных произведений, вот почему мы легко узнаём и запоминаем каждого из них.

Нередко в обыденном разговоре мы называем персонажей произведения героями. В этом случае слово «герой» выступает синонимом термина «персонаж». Но ведь в литературе есть и подлинные герои, персонажи, совершающие героические поступки. Таков Илья Муромец из русских былин, таков Степан Калашников из известного вам произведения М. Ю. Лермонтова. Легко можно назвать героем Жилина из «Кавказского пленника» Л. Н. Толстого, а вот Костылин лишён героических черт.

Героизм предполагает преодоление персонажем серьёзных испытаний, связанных с личным риском для жизни или собственного благополучия. Героизм требует от персонажей подвига. Может ли обладать героизмом литературный тип? Конечно, может. Вспомните русские сказки, в которых появляется образ солдата. Это определённый тип, среди черт характера которого мы видим и героизм.

«Персонаж, получающий наиболее острую и яркую эмоциональную окраску, именуется героем. Герой — лицо, за которым с наибольшим напряжением и вниманием следит читатель. Герой вызывает сострадание, сочувствие, радость и горе читателя»1, — писал Б. В. Томашевский.

1 Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. — М., 1996.

Может ли герой быть отрицательным? Наверное, вы сами легко ответите на этот вопрос, вспомнив, что слово «герой» может выступать синонимом термина «персонаж». Отрицательный герой — это всего-навсего отрицательный персонаж.

Подлинный герой — это в первую очередь героический характер. Обратите внимание на важное отличие героического характера от литературного типа. Мы только что говорили о солдатах из русских сказок. Их готовность к героическим поступкам определяется их профессией: солдат готовят к войне, а война всегда несёт угрозу человеческой жизни. А вот когда Иван-крестьянский сын встаёт на защиту родной земли, сменив плуг на боевую палицу, — это поступок, продиктованный личными чертами характера.

Давайте вспомним Кирибеевича из «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова. Этот молодой опричник, выходя на бой против Степана Парамоновича, тоже рискует своим здоровьем и жизнью, но можно ли назвать его героическим характером? Наверное, нет. Дело не только в поступках персонажей, но и в целях, которые они ставят перед собой. Цели Кирибеевича низменны, а цели Калашникова — благородны. Героический характер всегда преследует благородные цели, стремится к утверждению возвышенных идеалов. Он идёт на подвиг сознательно, стремясь сделать лучше жизнь других людей, а не достигнуть личного благополучия, славы или награды.

Писатель, создавая героический характер, обязательно объясняет читателю, чем мотивируется поведение персонажа, сознательно или по стечению обстоятельств он совершает героический поступок («Геройству что виною было — скупость», — говорит Альбер из «Скупого рыцаря» А. С. Пушкина, и это сразу же снижает в восприятии читателя ценность его поступка).

Очень важно при создании образа героя показать, что его слова, мечты не расходятся с делом. Он не только встаёт на путь подвигов, но готов пройти этот путь до конца, умереть или победить. Именно так создаётся героический характер.

Романтический характер на первый взгляд очень похож на героический. Различить их иногда весьма непросто, тем более что романтика часто сопровождает героические поступки, вдохновляет их. Романтика — это переживание, связанное со стремлением к возвышенному идеалу, эмоциональное стремление к его достижению. Это область мечты, находящейся в известном противоречии с реальностью. Когда же романтика подвигает персонаж на реальные действия, она часто переходит в героику или трагизм (если романтические идеалы абсолютно не совместимы с действительностью).

Вспомним Владимира Дубровского из романа А. С. Пушкина. Гвардейский офицер, дворянин мечтает о справедливости, но вот в борьбу за осуществление своих идеалов он вступает не по пути закона (суд, жалоба) или дворянской чести (дуэль), а стремясь в одиночку изменить фактический порядок вещей. Он становится разбойником, но при этом пытается сохранить благородство, действовать по справедливости. К концу романа романтический характер «благородного разбойника» перерастает в характер трагический, когда Владимир осознаёт невозможность достижения мечты реальными (хотя и радикальными) действиями.

А вот Мцыри из одноименной поэмы М. Ю. Лермонтова остаётся романтическим характером на протяжении всего повествования. Его стремление к свободе абстрактно. Побег из монастыря не имеет конкретной цели, он символичен и важен для персонажа самим фактом своего осуществления. Мцыри живёт и умирает, одушевлённый одной мечтой:

Я знал одной лишь думы власть,

Одну — но пламенную страсть.

Среди романтических характеров особое место занимают характеры художников, музыкантов. Их возвышенные мечты находят воплощение в их творчестве, которое не всегда понимает и принимает общество. Но само произведение искусства, созданное их фантазией, начинает жить своей жизнью, утверждая мечты, идеалы автора даже после его смерти.

В замечательной трагедии А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери» Сальери может отравить Моцарта, но он не может убить его музыку, и в памяти потомков останется блистательный романтик Моцарт, а не угрюмый завистник Сальери.

Вы уже хорошо знаете, почему мы смеёмся, читая литературное произведение. Чтобы читатель засмеялся или хотя бы улыбнулся, необходимо присутствие в произведении комического эффекта.

А комическое появляется всегда, когда обнаруживается явное несоответствие, противоречие между сущностью и формой её проявления. Вспомним чеховский водевиль «Медведь». Здесь комический эффект в первую очередь возникает в результате противоречия характеров двух главных героев и их поведения. Вот на сцене появляется Попова. Молодая, красивая, жизнерадостная женщина надевает на себя маску глубокой скорби, отрешённости от жизни, но она сразу же весьма бойко и несдержанно

начинает спорить с незваным посетителем. Вместо того чтобы уплатить долг поскорее и избавиться от «грубияна», она упрямится, желая добиться своего. Здесь её «маска», придуманная ею роль вступает в противоречие с её же реальным поведением. И это уже не эпизод, не отдельная ситуация, это противоречие характера.

Противоречие скрыто и в характере Смирнова, разыгрывающего роль женоненавистника, но восхищающегося Поповой («какая женщина!»).

Итак, комический характер появляется тогда, когда автор показывает читателю явное противоречие между внутренней сущностью персонажа и его поведением, надетой на себя «маской».

Смех — очень сильное «эстетическое оружие». Комичность характеров Смирнова и Поповой — замечательный приём, раскрывающий внутренний мир двух очень одиноких людей. В этом произведении автор сочувствует персонажам, хотя и посмеивается над ними. Такой добродушный смех, не разрушающий симпатии читателя к характерам, называется юмором.

Иногда смех автора становится резким, уничижительным, обидным. Это происходит тогда, когда высмеиваются пороки, опасные для общества. Злая, «бичующая» насмешка, один из эффективных видов комического, носит название сатиры.

Именно сатиру использует М. Е. Салтыков-Щедрин в сказке «Глупый барин», высмеивая глупость помещика, мечтающего избавиться от мужиков, но не желающего понять, что именно они кормят и обслуживают его, позволяя сохранить человеческий облик.

Существует ещё один распространённый способ изображения комического несоответствия, когда говорится одно, а подразумевается прямо противоположное. Он называется иронией. Вот в басне И. А. Крылова «Слон и Моська» мы читаем строки: «Ах, Моська! Знать, она сильна, / Что лает

на слона». Эта реплика иронична, насмешка здесь скрыта, но она не только не перестаёт оставаться насмешкой, но, напротив, позволяет читателю яснее представить себе нелепость притязаний комического персонажа.

Разные виды комического, используемые писателями при создании литературных характеров, позволяют сделать эти характеры более зримыми, помогают читателю понять побудительные мотивы поведения того или иного персонажа.

Трагическим характером в литературе, как правило, обладают персонажи, вызывающие явное сострадание читателей. Но не всегда. Нередко злодей, отрицательный персонаж, также обладает трагическим характером.

Мы с вами уже обращали внимание на то, что образ Владимира Дубровского из романа А. С. Пушкина, предстающий перед читателем как характер романтический, в конце произведения становится трагическим характером. Но трагическим оказывается и характер явного антагониста Владимира Дубровского Кирилы Петровича Троекурова.

Дело в том, что трагическое, трагизм возникает тогда, когда персонаж попадает в безвыходную ситуацию, когда он вступает в конфликт, не имеющий благополучного разрешения вне зависимости от того, что предпримет персонаж. Трагический конфликт — это изначально неразрешимый конфликт.

Разберёмся с ситуацией, в которой оказались Дубровский и Троекуров. Владимир, стремясь к справедливости, становится разбойником, тем самым загоняя себя в безвыходную ситуацию: нельзя попирать законы и нельзя устанавливать справедливость злодейскими методами. Разбойник не может сохранить офицерскую честь. Здесь вроде бы всё ясно.

У Троекурова тоже складывается трагическая ситуация. Он не хотел ссоры с Андреем Дубровским (сосед обиделся на реплику крепостного Троекурова), но он не может выполнить требование хозяина Кистенёвки и выдать ему на расправу своего крестьянина, не утратив дворянской чести и достоинства (он может сам сурово наказать псаря, но не этого хочет его сосед). Заметьте, затеяв несправедливую тяжбу и выиграв процесс, Троекуров всё же сам приезжает в Кистенёвку для примирения, но его гонят со двора. Лишившись друга, который мог без подобострастия сказать ему в глаза правду, Троекуров становится рабом худших своих качеств, тиранит Машу и подчиняется влиянию омерзительного Верейского. Троекуров — персонаж отрицательный, но он наделён трагическим характером.

В безвыходном положении оказался и Степан Калашников М. Ю. Лермонтова: какое бы решение он ни принял, он либо предаст свою любимую жену, либо навлечёт на себя гнев царя.

Трагический характер во многом определяется выбором, который совершает персонаж: если он, как Троекуров, ищет выход с наименьшими для себя потерями, он часто встаёт на путь зла, а вот персонажи, готовые принять основной удар на себя, чтобы облегчить участь других людей (Нефед из рассказа «Лапти» И. А. Бунина, Степан Калашников), воспринимаются нами не просто как положительные персонажи, но как подлинные герои.

Прежде чем начать разговор о диалектическом характере, нам надо выяснить смысл понятия «диалектика». Диалектика — философское понятие, обозначающее метод познания действительности в её развитии, в движении; причём основным механизмом развития здесь оказываются внутренние противоречия.

Таким образом, если мы применим диалектический метод к персонажам, то диалектическим характером будут обладать те действующие лица, которые показаны автором в развитии и чьё развитие обусловлено их внутренними противоречиями.

Вспомним замечательный образ Лизы из «Барышни-крестьянки» А. С. Пушкина. Развитие её характера в новелле является очевидным результатом внутренних противоречий: принадлежа к семейству Муромцевых, она вступает в дружеские отношения с представителем враждебного семейства Берестовых (скрывая это и от своего отца, и от Алексея), родовая дворянка — она играет роль деревенской девушки.

Противоречивые стремления Лизы вызывают в её характере внутренний конфликт, заставляющий девушку метаться, принимать неожиданные решения, менять свои планы. Согласившись на свидание с Алексеем, она тут же решает, что оно будет последним, но затем продолжает приходить на встречи. Узнав о предстоящем визите Берестовых, она изменяет свой облик, воспользовавшись косметикой воспитательницы-англичанки.

Внутренняя борьба в душе Лизы заставляет её более внимательно взглянуть на окружающий мир, задуматься о том, что происходит вокруг неё, прислушаться к своему собственному внутреннему голосу. Проще говоря, на протяжении нескольких дней в характере девушки происходят весьма значительные изменения, она приобретает житейскую мудрость, учится отстаивать свою независимость и право на человеческое счастье.

Пушкин удивительно тонко и точно показал, как влюблённость влияет на взросление девушки и становление её характера.

Поскольку в лирике часто отражаются мгновенные, сиюминутные переживания, а смена настроений нередко бывает трудноуловимой, лирический характер определить весьма непросто. К тому же мы с вами помним, что лирический герой не тождествен автору, он такой же вымышленный персонаж, как и герои произведений других литературных родов.

Лирический герой является читателю в момент эмоционального восприятия окружающего его мира и выказывает себя через лирическое переживание. Можно ли на основании этого говорить о литературном характере?

Лирика отражает далеко не все человеческие переживания, но наиболее значимые, безраздельно захватившие душу в какое-то мгновение жизни. И это чувство, отражая эмоциональное состояние лирического героя, одновременно выражает главные особенности его характера. Короткая лирическая миниатюра может раскрыть полный и глубокий человеческий характер.

Вот стихотворение А. К. Толстого «Коль любить, так без рассудку…». Восемь строчек не только представляют читателю достаточно цельный характер, они выражают вполне определённую жизненную позицию. Точно так же и лирический герой пушкинского сонета «Мадонна» не только объясняется в любви к женщине, он раскрывает свой характер, в котором читатель видит и искреннюю христианскую веру, и глубокую образованность, и тонкий вкус, и чёткую нравственную позицию.

У лирики есть одна важная отличительная особенность. Характер лирического героя в ней чаще всего в какой-то мере наделён качествами зеркала: он отражает не только переживания поэта, но и внутренний мир читателя. Только верующий читатель может почувствовать трепетное и нежное чувство лирического героя к женщине в сонете А. С. Пушкина «Мадонна», только чуткий к настроению другого человека сердцем примет завораживающий монолог лирического героя стихотворения Н. С. Гумилёва «Жираф» и только способный восхищаться красотой природы поймёт характер, воплощённый в пейзажной лирике Ф. И. Тютчева, А. А. Фета и С. А. Есенина. Восприятие лирики — глубоко личное дело каждого читателя, и нет ничего страшного, если отдельные произведения не вызывают в его душе эмоционального сочувствия. Плохо, когда лирика в целом оставляет человека равнодушным.

Итак, характер лирического героя проявляет себя через эмоциональное переживание, выраженное в художественной форме и отражающее как эмоциональный мир автора, так и душевное состояние читателя, настраивающегося на сопереживание лирическому герою.

Создание детского характера представляет для писателя немалую трудность. Все взрослые когда-то были детьми, но большая их часть забыла о том, каким представлялся им окружающий мир в то время. Вы наверняка читали сказку А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» и помните, сколь нелепыми и смешными подчас представляются ребёнку «серьёзные» взрослые люди.

Хороший писатель, создавая детский характер, умеет взглянуть вокруг себя его глазами, встать на позицию ребёнка, принять его представление о хорошем и дурном. Есть у детского характера одна самая важная особенность: он никогда не является завершённым, сложившимся. Детство и юность — это периоды становления личности, поэтому, изображая ребёнка, писатель прежде всего заботится о том, чтобы показать процесс формирования характера. В новелле Р. Киплинга «Маленький Вилли- Винки» этот процесс точно ограничен двумя знаковыми рубежами: вначале герой присваивает себе имя сказочного персонажа, а в конце повествования просит не называть его Винки, поскольку он — Персиваль Вильям Вильямс. Ребёнок осознал себя самоценной личностью, а писатель показал нам, как это произошло.

Дети часто подражают взрослым, стремятся представить себя на их месте. Именно в такую игру играет героиня «Алисы в Стране чудес» Л. Кэрролла. Но и здесь представляющая себя «взрослой» Алиса не может не посмеиваться над вечно спешащим куда-то Кроликом (сравните это с возмущением Маленького Принца, когда ему говорят о «серьёзных» делах взрослых), не может не отметить, что советы, указания и ритуалы, которым надо следовать, нередко оказываются не просто нелепыми, но даже вредными.

Создавая жизненно достоверный детский характер, писатель получает возможность воспользоваться искренним, наивным взглядом ребенка, чтобы показать недостатки реальной действительности, не замечаемые взрослыми людьми. Пользуясь этим приёмом, автор может поставить перед читателем очень важные вопросы: что свидетельствует о красоте дома — его розовые колонны или его стоимость («Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери). Справедлива ли система английского судопроизводства («сначала суд, а следствие потом» в «Алисе в Стране чудес» Л. Кэрролла)? Живым или мёртвым является окружающий людей мир («Никита» А. П. Платонова)?

Детский характер — это характер человека, активно познающего окружающий его мир и ищущего для себя место в этом мире.

Анималистическими называются образы животных в искусстве. Но могут ли они обладать характерами и что в таком случае понимать под характером животного? Вы уже встречали различных зверей в фольклоре и литературе (например, сказки о животных, басни различных писателей), но часто за образом животного скрывалась прозрачная аллегория: в русской народной сказке «Царевна-лягушка» лягушачья шкура лишь скрывает облик девушки, а Волк из басни И. А. Крылова «Волк и Ягнёнок» обладает малопривлекательными, но вполне человеческими чертами.

Но у животных есть свои особенности, и многие из них обладают ярко выраженным индивидуальным характером. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить образ кошки из хорошо знакомой новеллы А. И. Куприна «Ю-ю». Здесь перед нами появляется именно кошка, обладающая инстинктами, присущими зверю. Но это домашнее животное, и Ю-ю устанавливает со своими хозяевами особые отношения: у неё есть свои привычки, свои любимцы и свои, ей одной понятные, обязанности перед теми, кто кормит и ласкает её. Ю-ю — не аллегория, она представитель мира природы, окружающей человека и обогащающей его внутренний мир.

В «Кладовой солнца» М. М. Пришвина читатель видит множество зверей (вороны, змея, волк Серый Помещик, заяц и другие), но характером наделён только один персонаж — собака Травка. Её «внутренний мир» показан писателем «изнутри», её поведение мотивировано её представлением о смысле существования. Пришвин даже предлагает читателю «перевод» на человеческий язык её «внутреннего монолога» («Можно догадываться, она так подумала!..»). Все другие животные в этом произведении показаны с точки зрения людей, оценивающих и характеризующих их поведение.

Анималистический характер — это описание повадок и характерных черт животного, обладающего ярко выраженной индивидуальностью.

Искусство обладает особым свойством: изображая конкретное, единичное явление или определённого персонажа, оно даёт представление о целом ряде сходных явлений и людей. Создавая вымышленный художественный мир, оно обогащает людей знаниями о реальном мире, в котором живёт человек. Это свойство искусства называется типизацией. Типизация — это изображение общего в единичном, соединение характерного и индивидуального в едином художественном образе.

Иногда в литературе появляются персонажи, в которых индивидуальные черты отходят на второй план, а читателям представляются свойства, присущие определённой группе людей, обладающих общими качествами, выработанными их социальным положением, национальной принадлежностью, культурной традицией, возрастом и прочим. Такие персонажи называются литературными типами.

В «Песни о вещем Олеге» А. С. Пушкина Олег обладает характером, а Кудесник — литературный тип языческого жреца-предсказателя, не случайно он, даже говоря о себе, использует множественное число («Волхвы не боятся могучих владык, и княжеский дар им не нужен»). Поэту важно здесь показать не конкретного человека с неповторимым внутренним миром, а предсказателя, к чьему мнению непременно надо прислушаться: за Кудесником стоят определённая традиция и авторитет его многочисленных собратий, что определяет доверие князя к его словам.

Литературными типами являются и образы генералов из «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М. Е. Салтыкова-Щедрина.

В жанре басни читатель чаще всего встречается не с характерами, а с литературными типами. Басня призвана бичевать пороки, и именно характерный порок оказывается определяющей (а подчас и единственной) чертой, мотивирующей поведение персонажа.

Литературные типы позволяют писателю быстро и красочно представить среду, окружающую того или иного героя (вспомните типы уездных помещиков, томящихся в доме Троекурова, из романа А. С. Пушкина «Дубровский»), показать общие особенности большой группы людей, объяснить противоречия и мотивы поведения в человеческом обществе.

Появление в творчестве писателя образа художника обычно сопровождается обращением к теме «поэта и поэзии», в которой творец стремится постигнуть и раскрыть тайну творчества. Авторам важно осознать смысл и предназначение «служения музам», но им также важно объяснить читателям, для чего создается «вторая реальность», художественный мир. Характер художника — это характер творца, создающего новые миры, чтобы читатели могли лучше понять и принять красоту окружающего нас мира.

Образ художника как самостоятельный центральный персонаж занимает важное место в творчестве писателя. Автор произведения стремится показать читателю, что художник в значительной мере чувствует и выражает ощущения иначе, нежели большинство людей. Музыканта и поэта, ваятеля и художника объединяют восприимчивость к красоте и желание воплотить гармоничный образ в искусстве. Так, за образом творческой личности утвердилось право передавать авторские представления о природе вдохновения. Заметьте, что образ художника в литературном произведении нередко объединяет в себе контрастные мотивы служения и могущества.

Существует поэтическая традиция, согласно которой лирический герой максимально «совпадает» с автором произведения. Такой способ общения «от первого лица» избрал современник А. С. Пушкина поэт Е. А. Баратынский, создавший в элегиях и посланиях своеобразный автопортрет художника.

А. С. Пушкин посвятил замечательные стихи теме «поэта и поэзии», объединённые размышлениями о природе творчества, о воздействии произведения на человека и об уникальности положения поэта среди людей. Так создаётся характер художника.

Фантастические персонажи существуют в искусстве испокон веков. Уже в древних литературах мы встречаем образы драконов (Змей Горыныч), кентавров (Полкан), колдунов и др. Какую роль они играют в художественном творчестве и для чего вводятся в произведения искусства?

Вы уже знаете, что фантастика играет важную роль в создании художественного мира произведения. Так, фантастический персонаж может помочь автору охарактеризовать героя. Подумайте, какое глубокое различие содержится в противоборстве богатыря с просто сильным противником и с фантастическим чудовищем: одно дело победить сильного и ловкого воина и совсем другое — Змея Горыныча или Идолище Поганое.

Вот, например, в произведениях Н. В. Гоголя сверхъестественные могущественные силы всегда оказываются носителями зла, а противостоят им обычные люди, способные одержать победу и уберечь мир от скверны. Колдуны («Страшная месть»), ведьмы («Вий»), черти («Ночь перед Рождеством») испытывают людей, проверяют их человеческие качества, помогая читателям понять, в чём состоят истинные ценности человеческой жизни.

Но фантастические персонажи могут выступать и союзниками человека. Обаятельный Конёк-Горбунок из сказки П. П. Ершова не просто «волшебный помощник» Ивана, он — его воспитатель и учитель, содействующий развитию и становлению характера героя.

«Алиса в Стране чудес» Л. Кэрролла — это мир детской игры, населённый образами, порождёнными детской фантазией. Художественный мир сказки отражает представления Алисы о реальности, но в условном, игровом восприятии, в котором соединяются детская наивность и ирония над условностями «мира взрослых». Белый Кролик, Королева, Герцогиня, Болванщик и другие соединяют в себе узнаваемые черты реальных людей и буйную фантазию ребёнка. Каждый из них в символической форме воспроизводит что-то присущее человеческому обществу и одновременно характеризует саму Алису — ведь они персонажи игры, которую придумала и в которую играет девочка.

Дж. Р. Р. Толкиен создал огромный фантастический мир эпопеи «Властелин колец» (в который входит также сказка «Хоббит»), чтобы раскрыть философскую основу противоборства добра и зла. Его Средиземье населено хоббитами, эльфами, гномами, которые уйдут, оставив землю людям, но прежде чем уйти, они должны очистить мир от зла.

Фантастические персонажи помогают писателю создать модель общественных отношений, дать оценку качествам человеческого характера, показать непреходящую ценность дружбы, любви, верности и, самое главное, ответственности за всё, что тебя окружает. «Все мы в ответе за свою планету», — скажет Маленький Принц, фантастический персонаж, более человечный, чем многие из людей, заботящихся только о собственном благополучии.

Каким бы фантастическим ни казался персонаж, созданный воображением писателя, он всегда тесно связан с реальным миром автора, всегда отражает то или иное представление о живых людях, сильных и слабых чертах их характера. Фантастика не отменяет реальности, не уводит читателя от решения насущных проблем обыденной жизни. Она лишь позволяет более зримо и с наименьшими объяснениями создать условную модель мира, главной фигурой в котором всё равно остаётся человек.

Самое главное

Персонаж — нейтральное обозначение любого действующего лица в произведении, а характер — это персонаж с присущими человеческой личности социальными и психологическими чертами.

Предложения интернет-магазинов