Цели и средства в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание»

Роман «Преступление и наказание» Достоевский создавал ради исследования социально-нравствен­ного вопроса: возможно ли «разрешение крови по со­вести», может ли гуманный человек позволить себе убийство хотя бы одного «никчёмного» существа ради разумной идеи — избавления от страданий и му­чений многих благородных людей?

Этот вопрос ставит перед собой главный герой ро­мана — Родион Раскольников. Он обычный русский студент, бросивший учёбу из-за отсутствия денег. Ему приходится ютится в жалкой каморке, уже сама обстановка которой может свести с ума. Два года он кое-как перебивался дешёвыми уроками и скудной поддержкой матери, жившей в провинции. А потом «озлился», забился в свою «конуру» и бросил учёбу. Родион Раскольников ощущает в себе ясный и силь­ный ум, склонный к анализу, отточенный изучением юридических наук. Он, безусловно, человек недю­жинных способностей, сильного характера, особого склада ума.

Всех этих обстоятельств оказалось достаточно, что­бы в душе героя романа произошёл перелом. Этот но­вый взгляд он подкрепляет теорией собственного со­чинения. Она росла и крепла, заслонила его думы и подчинила его волю и разум. Смысл её в том, что че­ловечество делится на «тварей дрожащих», «людской муравейник» и на небольшое число избранных, «пра­во имеющих». Он открывает «закон»: «… Кто крепок и силён умом и духом, тот над ними и властелин. Кто много посмеет, тот у них и прав. Кто на большее мо­жет посягнуть, тот у них и законодатель…» Так досе­ле велось и так всегда будет: достигнув власти, встав над этим «муравейником», можно тогда осчастливить людей, которые, как полагает Раскольников, сами не способны понять, в чём их счастье.

Вот и начало его преступления. Всеми силами души всю жизнь боролся писатель с тем взглядом, который проповедовали очень разные и порой внутренне чест­ные люди, что цель оправдывает средства. Что можно загладить «крохотное преступление тысячами добрых дел». Нет! Достоевский убедительно показывает, что если средство преступное, цель не может быть хоро­шей. Уже потому, что переход нравственных границ, насилие над человеком, а тем более убийство, сжигает душу того, кто полагает осчастливить людей. Досто­евский даёт понять, что поставившие себя в особое, исключительное положение, сами давшие себе особые права, присвоившие право решать, что хорошо, а что плохо для масс, такие люди становятся противополож­ностями своим взглядам.

Раскольников чувствует противоречивость своей «разумной» теории. Одинокий и озлобившийся «тео­ретик» не доходит до осознания того, что очень трудно делать хорошее, выбирая для этого преступный путь. Верно подмечает это К.И. Тюнькин в статье «»Бунт Родиона Раскольникова»»: Где найти критерий добра, если освободиться от моральных критериев? » Остаётся только решать с точки зрения своего блага. Мы видим, как трудно и болезненно приходит к пониманию по­рочности своего убеждения Родион Романович. Только на каторге, по словам автора романа, происходит пол­ное сознание того, что не насилие, а любовь к людям может исправить мир. И не какие-то аргументы убе­дили его, а собственная натура, которая не выдержа­ла терзаний совести и огромной душевной ноши. Вну­тренним и самым страшным наказанием для человека, возомнившего себя Наполеоном, оказались душевные муки, невозможность преодолеть совесть и добрые чув­ства.

Хотя ум Раскольникова не может противостоять железной логике его теории, но душа восстаёт. По теории, он должен жить для себя, а отдаёт последние деньги на похороны, устраивает свадьбу сестры. Зачем всё это? Не понимает Родион Романович, что это чув­ство любви и сострадания — степень человечности об­щества, не будь его, давно бы оно распалось. Столько вокруг несправедливости, а если каждый начнёт про­бовать, какой он, обыкновенный или нет…

Хотя и на каторге разум Раскольникова не хочет смириться, и он убеждён в правоте своей антигуман­ной идеи, в душе героя всё больше крепнут новые чув­ства. И мы ясно видим, что только любовь к людям, вера в них могут спасти человека и всё человечество. «Возлюби ближнего, как самого себя». Это идея, ко­торую проповедует Достоевский на протяжении всего романа. Автор даёт Раскольникову последний шанс вернуться к нормальной жизни. Этот шанс — Соня. Только её любовь может спасти Раскольникова. Его тянет в Соне как отверженного к отверженной. Эта лю­бовь спасёт обоих.

Предложения интернет-магазинов