Цели и средства сочинение ЕГЭ

«Никакая цель не высока настолько, чтобы оправдывать недостойные средства для ее достижения» (А. Эйнштейн)

В чем должна состоять жизненная цель? В познании и возвеличивании собственной личности или же в служении обществу, миру, людям? На эти вопросы нельзя дать однозначного ответа. Наверное, для каждого человека этот выбор сугубо индивидуален. Однако одна из граней этой проблемы представляет собой непреложную истину. Как заметил А. Эйнштейн, «никакая цель не высока настолько, чтобы оправдывать недостойные средства для ее достижения».

Это соотношение (цель и средства) часто занимало умы русских писателей-классиков. Например, об этом размышляет Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание».

‘Писатель создал в этом произведении образ противоречивого героя, мучительно раздвоенной личности. Об этой двойственности говорит уже его фамилия — Раскольников. Душа этого героя словно раскалывается надвое после совершения им преступления.

Родион Раскольников, главный герой романа, — молодой человек из обедневшей дворянской семьи, студент юридического факультета. Он «хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен». Раскольников — человек добрый, чуткий, наделенный чувством сострадания. Рискуя жизнью, он спасает из огня детей, делится последним с отцом умершего товарища, помогает Мармеладовым.

Семья героя бедствует. Раскольников страдает от голода и лишений, от унижений, которым подвергаются его мать и сестра. Сам же он вынужден оставить обучение из-за недостатка средств. Стремясь помочь близким и заодно проверить свою теорию о двух типах людей, Раскольников убивает старуху-процентщицу и ее сестру Лизавету, грабит дом. Причем в мотивах его преступления доминирует именно желание проверить свою теорию.

Эту теорию герой развивает в своей статье, рассуждая о двух типах людей — «обыкновенных» и «необыкновенных». «Обыкновенные» должны довольствоваться своей участью, они не имеют права преступить закон. В то же время в истории человечества иногда появляются личности, дерзко нарушающие общепринятые моральные нормы, преступающие закон. Это «властелины судьбы» — Наполеоны, Магометы, достигающие своих целей путем насилия, преступлений, тирании. Имена этих людей затем навсегда остаются в истории. Так возникают мучительные для героя вопросы о том, к какому разряду он принадлежит: «Вошь ли я, как все, или человек?», «Тварь ли я дрожащая или право имею?».

Теория Раскольникова подводит нас к важнейшей нравственно-философской проблеме романа. В лице этого героя человек вплотную подошел к той границе, за которой моральный закон утрачивает свой абсолютный характер, человек ощутил ледяное дыхание вседозволенности, оказался на пороге перерождения в такую натуру, которая уже не будет ощущать вины, греха, для которой не будет уже самого понятия «преступление»1. Идеологический фон статьи Раскольникову — философский труд Макса Штирнера «Единственный и его собственность». Мир здесь рассматривается как собственность мыслящего человека. Также здесь угадывается влияние работы Шопегауэра «Мир как воля и представление». Мир здесь рассматривается как иллюзия мыслящего «я». В статье Раскольникова предвосхищаются и труды Ницше.

1 Котельников В.А. Ф.М. Достоевский // История русской литературы XIX века. Вторая половина / под ред. проф. Н. Скатова. — М., 1987. — С. 422-423.

Герой давно уже вынашивал в голове свою ужасную идею, но все это до некоторого времени оставалось лишь неопределенной фантазией. Но вот в грязном трактире он встретился с Мармеладовым и узнал о судьбе его семнадцатилетней дочери. Затем пришло письмо от матери, Раскольников узнает о бедствиях самых близких ему людей, о решении Дуни выйти замуж за Лужина, чтобы помочь семье. Все нравственное чувство в молодом человеке восстает против этой жертвы: «Не хочу я вашей жертвы, Дунечка, не хочу, мамаша! Не бывать тому, пока я жив, не бывать, не бывать! Не принимаю!» Кульминационный момент борьбы двух начал в душе героя — встреча с пьяной девушкой на бульваре. Все эти события убеждают Раскольникова в правильности его теории.

Так созревает индивидуалистический бунт героя. Он совершает задуманное убийство, чтобы помочь близким и проверить свою теорию, узнать, к какому разряду людей он принадлежит. Но попытка переделать в себе человеческую натуру приводит героя к трагическому раздвоению. Он играет роль «властелина» — и одновременно сознает, что не может вынести происходящего. «Я себя убил, а не старушку! Тут так-таки разом и ухлопал себя, навеки!» «Великая ненависть к неправедному миру в совершенном героем убийстве выглядит мелкой местью за собственное бессилие»1.

1 Котельников В.А. Ф.М. Достоевский // История русской литературы XIX века. Вторая половина / под ред. проф. Н. Скатова. — М., 1987. — С. 423.

Достоевский неоднократно подчеркивает двойственность образа Раскольникова. В первой, экспозиционной части романа Раскольников изображен в двух ипостасях: с одной стороны, он альтруист, готовый отдать последнее, помочь людям; с другой стороны, — это мизантроп и циник, одинокий и нелюдимый человек, холодный философ, готовый совершить убийство. Попеременно эпизоды романа показывают то одну, то вторую сторону души Раскольникова. Так, противоречивость натуры героя проявляется в его общении с матерью и сестрой, с Разумихиным и Порфирием Петровичем. Все они чувствуют роковую раздвоенность личности Родиона. Мать, глядя на него, порой не понимает собственных чувств: «И как это у него все хорошо выходит… И так бы вот, так бы, кажется, и бросилась к нему, и обняла его, и… заплакала, — а боюсь, боюсь! Ну чего я боюсь?..». Умной, наблюдательной Дунечке тоже кажется странным поведение брата: «Что он, по обязанности, что ли, нам отвечает?.. И мирится, и прощения просит, точно службу служит или урок затвердил». Порфирий Петрович, думается, сумел разгадать натуру Раскольникова. Он называет его «наиблагороднейшим» человеком, а в преступлении его видит «книжные мечты», «теоретически раздраженное сердце».

Также противоречивость натуры героя отражается и в его снах. В этом плане очень важен первый сон Раскольникова, в котором озверевший Миколка забивает несчастную лошаденку, которая «даром хлеб ест». В этом сне Родион-ребенок бросается на него с кулачками и горько рыдает. Чистая, детская натура героя безудержно протестует против совершаемого насилия (и в том числе против спланированного убийства). Этот сон композиционно противостоит сцене убийства, в которой торжествует темный аспект души героя. В последующих частях романа мотив внутренней раздвоенности души Раскольникова получает дополнительную разработку.

Изображается болезнь Раскольникова, внутренние и внешние монологи героя1.

Достоевский подчеркивает эту гротескную двойственность положения героя мотивом смеха, который сопровождает образ Раскольникова. За минуту до убийства старухи «ему показалось даже в ее глазах что-то вроде насмешки, как будто она уже обо всем догадалась». Откровенно и нагло смеется над ним старуха, когда он во сне убивает ее вновь; смеется кто-то в соседних комнатах2. «Положение Раскольникова трагично — и вместе с тем смешно, но в философском контексте романа это — высший смех, это истинная нравственная оценка идей и поступков героя», — писал М. Бахтин3.

1 Лион П.Э., Лохова НМ. Указ, соч., с. 317.

2 Там же, с. 423.

3 Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. — М., 1963. — С. 226-228.

После преступления герой переживает состояние крайнего одиночества, которое охватывает его душу «мертвым холодом». Однако человеческая натура его не может смириться с происходящим. Поэтому душевная борьба героя становится все острее и напряженнее, мысли — тяжелее, запутаннее. Раскольников, по своей теории, должен отказаться от всех тех, ради кого он пошел на преступление, потому что они — «твари дрожащие», люди низшего разряда. Все яснее он чувствует связь своей теории со взглядами Лужина и Свидригайлова, которых считает негодяями. И все это делает положение героя невыносимым.

Достоевский развивает здесь идею искупления преступления страданием. Лишь через болезненную ломку собственных убеждений, отказ от своей теории Раскольников постепенно обретает хоть какую-то душевную гармонию, общность с людьми. И происходит это в тот момент, когда он соприкасается с человеческим страданием, начинает живо участвовать в нем. Это происходит в доме умирающего Мармеладова, когда Раскольников помогает его семье. Этот мир простых людей, по мысли Достоевского, и есть та ниточка, которая ведет к духовному воскресению.

Процесс этот писатель подчеркивает символической деталью: герой спускается от Мармеладовых по лестнице — «сходит с вершин страдания человеческого, с петербургской Голгофы, с такого же четвертого этажа, где он принес себя в жертву своей “идее”»1. На лестнице его нагоняет сначала священник, затем Поленька, которая благословляет Родиона на новый путь. Этот образ невинного ребенка олицетворяет собой то лучшее, что есть в человеческой природе. И именно с этим соприкасается герой.

1 Котельников В.А. Указ, соч., с. 424.

В духовном воскресении Раскольникова важную роль играет Соня. Сначала он ее мучит и терзает, желая найти в ее судьбе подтверждение своим идеям. А потом открывается ей до конца, и она помогает ему. Кульминация отношений героев — чтение главы из Евангелия. Погубив в себе человека, Раскольников не верил в его воскресение. Он, совершив убийство, был мертв духовно. Так умерший Лазарь лежал в пещере. И, как тот был завален камнем, так и герой Достоевского был погребен под отчаянием и безысходностью1. Веря в воскресение Лазаря, Соня поверила и в Раскольникова и спасла его этой верой.

Достоевский не дает читателям увидеть полное раскаяние своего героя, этот мотив в романе лишь намечен. Духовное освобождение Раскольникова символически приурочено к Пасхе. Пасхальная символика перекликается в романе с символикой воскресения Лазаря. В конце эпилога упоминается также еще один библейский персонаж — Авраам. В книге Бытия это первый человек, откликнувшийся на зов Бога. Важная христианская тема романа — обращение Бога к человеку и обращение человека к Богу. Перед человеком неизбежно встает вопрос, какой избрать путь — добра или зла. Примирение с Богом и людьми — духовный подвиг, результатом которого будет рост личности. Бунт и сопротивление ограничивают человека в его мирке, отчуждают от людей. Соня говорит, что Раскольников отошел от Бога, и за это Бог его наказал, «дьяволу предал»2.

1 Котельников В.А. Указ, соч., с. 426.

2 Лион П.Э., Лохова Н.М. Указ. соч. с. 317, 326.

В финале же герой приходит от бунта к смирению. Соня дарит ему Евангелие.

Таким образом, к истине, к самому себе герой Достоевского идет через страдание. И в этом заключалась общая идея романа. В черновиках «Преступления и наказания» писатель замечает: «Человек не родится для счастья. Человек заслуживает свое счастье, и всегда страданием. Тут нет никакой несправедливости, ибо жизненное знание и сознание… приобретается опытом pro и contra, которое нужно перетащить на себе»1.

Таким образом, невозможно идти к благой цели, используя недостойные, низкие средства. Цель ни в коей мере не оправдывает этих средств.

1 Котельников В.А. Указ, соч., с. 422.

Предложения интернет-магазинов